1

Профсоюзная делегация работников завода имени Калинина приняла участие в первом съезде Межрегионального общественного движения «В защиту человека труда», который состоялся 24 января во Дворце культуры железнодорожников.

Одним из программных пунктов движения является отстаивание интересов людей труда на различных уровнях - не на словах, а на деле. Поэтому калининцам близка идея объединения работников разных отраслей под эгидой движения «В защиту человека труда». Участвуя в работе съезда, заводчане тем самым выразили свою поддержку провозглашенным на встрече воззваниям – активной консолидации общества вокруг Президента России, возрождению авторитета и престижа рабочих профессий.

В своем выступлении уральский полпред, главный идеолог движения «В защиту человека труда» Игорь Холманских подчеркнул, что в связи с изменившейся социально-экономический и политической ситуацией в обществе сохранение национального единства вновь становится актуальным, а также он призвал делегатов съезда активно участвовать в общественно-политической жизни страны и выборах всех уровней. С докладами на съезде выступили главы Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Ханты-Мансийского автономного округа Югра. Всего в работе съезда приняли участие более 200 делегатов.

По итогам встречи участники приняли обновленный манифест движения – документ, определивший основные направления работы общественников в ближайшем будущем.

Завод имени Калинина на съезде представляли председатель профкома ОАО «МЗиК» Марина Сергеевна Никитина, а также председатели цехкомов Л.А. Бабунова (цех 42), О.С. Керова (отдел 64), О.В. Володина (цех 96), А.С. Сафронова (цех 22), М.Г. Фёдорова (цех 82), Г.П. Бадалина (цех 16), Л.Ф. Рожина (отдел 83) и уполномоченный по охране труда цеха 6 С.Н. Третьяков. Кроме этого, два представителя завода входят состав Совета движения «В защиту человека труда»- это зам. начальника цеха 38 Александр Владимирович Михеев и зам. председателя профкома Елена Николаевна Разоренова, которая также возглавляет ревизионную комиссию движения.

- Принятый на съезде манифест отвечает тем вызовам времени, которые существуют на сегодняшний день в обществе, - поделилась впечатлениями от форума Марина Сергеевна Никитина. – В очередной раз мы нуждаемся в объединении всех патриотических сил. Необходимо поддерживать любые формы солидарности и самоорганизации людей труда, направленные на защиту их интересов.

Профком ОАО «МЗиК»

Реальное оздоровление детей в прекрасных условиях на природе не интересует чиновников.

Как мы уже писали, детский оздоровительный комплекс «Берёзка», который принадлежит ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение», продаётся. Пока ориентировочная стоимость объекта – 127 миллионов рублей…

Объекты социальной сферы Уфимского приборостроительного производственного объединения, которое последние лет 10 находилось в тяжёлом финансовом положении, в 2012 году попали под удар. Московское руководство Концерна Радиоэлектронные технологии (КРЭТ), которому были переданы акции предприятия, сразу взяло курс на освобождение от непрофильных активов и отчуждение объектов социальной и культурной инфраструктуры. Детский оздоровительный комплекс «Берёзка» в числе других сначала был просто предметом залога в банке, а затем вслед за проданным спорткомплексом «Салават Юлаев» оказался в числе «ненужных» москвичам.

В сентябре прошлого года теперь уже бывший гендиректор уфимского приборостроительного предприятия В. Халиуллин обратился к главе администрации Уфы И. Ялалову и к президенту республики Р. Хамитову с просьбой оказать содействие в привлечении министерств образования и молодежной политики республики для поиска покупателя лагеря, заинтересованного в развитии ДОЛ. Письменных ответов не последовало, но были устные рассуждения чиновников о том, что денег таких нет, бюджетом не предусмотрены.

Тогда Федерация профсоюзов РБ и Реском РОБ «Роспрофавиа» предложили, по сути, единственный вариант, при котором один из передовых детских оздоровительных комплектов республики будет сохранён, – если он будет взят «под крыло» городского округа Уфы. Именно с таким предложение председатель ФП РБ А. Самирханов и председатель Республиканской организации Р. Калякулин 31 октября прошлого года письменно обратились к президенту республики Р. Хамитову, в котором выразили тревогу судьбой лагеря и высказали позицию о необходимости приобретения ДОК «Берёзка» городом. Письмо было «спущено» на Министерство образования, где круг и замкнулся.

По словам Р. Калякулина, стоимость лагеря не окончательная: если будет покупатель, заинтересованный в сохранении лагеря, предприятие в лице госкорпорации «Ростех» готово её обсуждать:

– 127 миллионов – первоначальная цена лагеря. Конечно, денег он тех стоит: 24 гектара земли, пять двухэтажных капитальных корпусов, что позволяет вообще организовать круглогодичную эксплуатацию лагеря, есть бассейн с подогревом, футбольные поля – вся инфраструктура развитая. Но пока конкретных предложений ни от администрации города, ни от региональных властей о реальной стоимости, за которую готовы приобрести лагерь, не последовало.

Сезон-2014 детский лагерь с 35-летней историей провёл в статусе арендованного. Несмотря на это, «Берёзка» сумела удержать «планку» и, как и прежде, приняла на отдых около 2000 детей не только работников объединения, но и города Уфы, республики. Оборудованный капитальными спальными корпусами со всеми удобствами, бассейном, тренажёрным залом, имеющий футбольное и баскетбольное поля, ухоженную зелёную территорию, лагерь неоднократно назывался лучшим в числе объектов детского отдыха республики. Но каким будет для «Берёзки» лето 2015 года – большой вопрос…

Сегодня профсоюзная сторона считает, что только решение покупки лагеря городом, возможно, с участием региональных властей позволит сохранить загородную форму отдыха и создать комплекс условий, обеспечивающий содержательный отдых, в том числе качественное круглогодичное оздоровление детей.

– Детский оздоровительный комплекс «Берёзка» вполне рентабельный, – настаивает Роман Калякулин. – Лагерь способен заниматься оздоровлением детей безубыточно. «Берёзке» за летнюю смену хватает окупить годовое содержание. Но пока предложенной схемы покупки этого полноценного комплекса для отдыха детей нет.

Время идёт. Но ни министерство образования республики, позиционирующее детский отдых и оздоровление одним из основных направлений своей деятельности, ни муниципалитет миллионного города, который регулярно отчитывается о развитии социальной инфраструктуры, не предложили своего решения вопроса. Неужели не считают нужным сохранять уфимский пригород для отдыха детей? Неужели совместно невозможно найти выход и деньги? Пока же всем очевидно, детский лагерь на берегу озера Акманай – прекрасная возможность нажиться ещё какому-нибудь бизнесмену, который без зазрения совести застроит 24 га коттеджами…

Наталья Новицкая, корреспондент газеты «Действие»

Перед новыми руководителями ОАК и «Вертолетов России» стоит непростая задача по переходу от прямых поставок авиатехники и «лицензионки» к совместному проектированию новых самолетов и вертолетов для последующего массового выпуска вместе с партнерами из Китая, Индии и других азиатских стран.

Года три тому назад администрация президента Барака Обамы, пересматривая основы глобальной политики США, придумала ее новому варианту название – Rebalancing to Asia (в переводе – «перебалансировка в сторону Азии»). Она подразумевает уделение американскими политиками большего времени и внимания Азиатско-тихоокеанскому региону жертвуя отношениями с другими регионами (порой, наиболее сведущие в географии американцы как бы поправляют Обаму, называя его политику «Возвращением на Тихий Океан»). И не только политиками – доля кораблей могучего ВМС США в тихоокеанских водах увеличивается с 50-55 до 60%.

Представляется, что словосочетание Rebalancing to Asia хорошо подойдет для описания новой политики, которой, на наш взгляд, придется следовать отечественному авиапрому. Если, конечно, нужно, чтобы производство авиатехники в нашей стране выжило, и выполнилась установка Кремля на превращение России в третьего по величине поставщика гражданской авиатехники в мире.

Причина для смены прежнего курса есть. По факту, в соседней Украине почти год идет гражданская война, число жертв измеряется тысячами. По населенным пунктам, в том числе Донецку, ведут огонь ребята из «иностранного легиона НАТО». Используются баллистические ракеты («Точка-У»), реактивные системы залпового огня («Град», «Смерч»), артиллерийские системы крупного (152 мм) калибра. Запад не придумал ничего лучшего, как объявить Россию виновником всех бед украинцев. И ввел против нашей страны экономические санкции.

Вопреки предсказаниям многих россиян, которые ожидали слабость и непродолжительность санкционного нажима, он, как сейчас становится совершенно ясно, пришел надолго, и в предсказуемой перспективе, на фоне нынешней эскалации боевых действий, он будет лишь ужесточаться. Вот что данному поводу сказала глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини: «Санкции это инструмент, который может регулироваться в зависимости от развития ситуации. … в марте мы проверим соблюдение минских соглашений и сможем либо ослабить санкционное давление, либо усилить его». Она отметила, что «крымский вопрос» продолжит быть одним из центральных в части снятия санкции. Словом, не отдадите Крым – не снимем санкции. А возвращать полуостров Украине Россия точно не собирается…

Иранский пример

За годы журналистской карьеры мне посчастливилось не раз бывать в Иране. Это древняя страна, где живет гордый народ. Он не желает подчиняться диктату «самой сильной демократии мира», расположенной за тысячи миль по другую сторону океана.

В 1979 году там произошла революция, народ сверг ставленника империалистов – ненавистного шаха. Общественный строй сменился от монархии к исламской республике с выборами президента, парламента и органов местного самоуправления. Очевидно, что подобные изменения есть движение по пути демократии, должны были бы приветствоваться заморскими «демократами». Не тут то было: США ввели против Исламской Республики Иран (ИРИ) длинный список санкций.

Сегодня действующие против республики ограничительные меры включают, кроме прочего, запрет на поставку ГРАЖДАНСКОЙ авиационной техники, запасных частей к ранее (то есть до 1979 года) проданным самолетам-вертолетам, а также приобретенным на вторичном рынке.

Даже когда к власти в ИРИ приходили умеренные, прозападно настроенные президенты Хатами и Роухани, Вашингтон не торопился полностью снимать санкции. Лишь порой немного, для вида, ослаблял «удавку». Белый Дом четко давал понять, что полное снятие санкций – дело не быстрое. И для этого «провинившейся» стороне надо показать, что она «твердо усвоила урок». Простыми словами: поплясать перед «учителем» пока последнему не надоест.

Зачем я привожу иранский пример? А вот зачем. Практически все мои сограждане, с кем довелось беседовать сразу после введения санкций США и ЕС против России, были уверены в том, что это все ненадолго. И что «глубина» их действия коснется лишь малой горстки людей из властных структур и большого бизнеса, кто слишком рьяно показывает себя сторонником присоединения Крыма и поддержки населения восточных областей Украины. Короче, не коснется простых граждан и экономики страны. К сожалению, они ошибались. Отчасти потому, что не знали или не хотели знать про какой-то там Иран. «Россия и Иран, ну как НАС можно ставить в один ряд с НИМИ?!» А вот, по мнению Вашингтона и Брюсселя, очень даже можно. И даже нужно. Взяли и поставили.

Кстати, присмотритесь к персам: они не только гордый, а еще умный и красивый народ. Попасть в одну компанию с ними, мне кажется, даже почетно. За годы, прошедшие после Революции, персы создали у себя в стране собственную тяжелую промышленность, мощный военно-промышленный комплекс. Самостоятельно строят ракеты, в том числе способные выводить в космос искусственные спутники Земли, подводные лодки, вертолеты, беспилотные летательные аппараты. Один из них – ДПЛА типа ScanEagle – в октябре 2013-го подарили гостившему в Тегеране главкому ВВС России Виктору Николаевичу Бондареву. На проверку выяснилось, что иранский «беспилотник» по ряду параметров превосходит отечественные разработки...

Россия и Иран поддерживают законное правительство в Дамаске, вместе снабжают Сирийскую Арабскую Армию. В боевых действиях применяются несколько типов иранских ДПЛА. Они не только ведут разведку, но и наносят удары по исламским радикалам как неуправляемым (бомбы), так и управляемым оружием (противотанковые ракеты). Они сейчас успешно используются в обстановке реального вооруженного противостояния в Сирии. На вооружении ВС России пока столь способных «летающих роботов» нет. По сообщениям СМИ, искусством управления иранскими ДПЛА овладевают курсанты Академии ВВС России. Это – еще одно доказательство, что нам есть чему и, нужно, у персов поучиться. В том числе – как выживать в условиях санкций США и ЕС.

Как долго продержится режим санкций? Наш прогноз – как минимум года три. Пока в США не выберут нового президента, пока тот не утвердится во власти и не расставит на высоких постах своих сторонников. Лишь тогда, может быть (а может, и нет) у президента США появится желание еще раз взглянуть на Россию: а враг это или, все-таки, друг? И спросить, по-отечески, ласково: «ребята, а урок-то вы выучили?» Примерно так, как сегодня Обама «беседует» с персами.

А вот Россия беседует с Ираном по-иному. «У нас, – сказал министр обороны РФ Сергей Кужугетович Шойгу, – общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща». Его двухдневный визит в Тегеран ознаменовался подписанием соглашения о военном сотрудничестве. По словам министра, «создана теоретическая основа взаимодействия в военной области», которую предстоит наполнить конкретными проектами.

После событий на площади Тяньаньмэнь

Ограничения в торговле США и Европа ввели и держат не только против Ирана и России. Не забыт и великий Китай. Когда архитектор китайских реформ Дэн Сяопин провозгласил «новый курс» и КНР открыла двери перед западными компаниями, став главной «мастерской мира», американцы и европейцы помогали ему во всем. В том числе и по военной линии. «Пусть Китай и коммунистический, он сейчас вместе с нами против русских», – рассуждали они.

Великобритания предложила НОАК купить у нее истребители-штурмовики с вертикальным взлетом и посадкой типа Harrier, и даже предоставила образцы для испытаний на территории Поднебесной. И поставила двигатели типа Rolls-Royce Spey Mk.202 для установки на ударный самолет JH-7A. Китайцы с радостью освоили их серийный выпуск под названием WS-9 и сегодня ставят на серийные машины данного типа.

А американцы, по программе Peace Perl, поставили китайцам десятки бортовых радиолокаторов AN/APG-66(V), которые нашли применение на перехватчиках J-8C. Однако «счастье» взаимовыгодного военно-технического сотрудничество недолго согревало взаимоотношения продавца с покупателем. После известных событий на площади Тяньаньмэнь, Запад ввел запрет на поставки КНР военной техники, который действует до сих пор.

Сегодня аналогичные меры применяются и в отношении России. В частности, немецкие дизели MTU на скоростные пограничные катера нам больше не отправляют, а французы не отгружают отдельные виды сенсоров и авионики. Президент Франции на неопределенный срок отложил поставку десантного вертолетоносца типа «Мистраль», за который заплачены российские денежки, и корма которого построена в Санкт-Петербурге…

Санкции и авиапром

Дорогие товарищи – работники авиационной отрасли! Не стройте иллюзий: период взаимовыгодного сотрудничества с Западом завершился. Программы и проекты, что строились на взаимовыгодной основе с американскими и европейскими партнерами, сегодня стремительно теряют перспективу на продолжение в старом ключе. Перед некоторыми из них (надеюсь, что не всеми) закрылось, перед другими – закрывается, так называемое «окно возможностей». То есть временной промежуток, в течение которого построенный в России самолет или вертолет с западными комплектующими мог рассчитывать на покупателей за рубежом, включая страны Запада и их сателлитов.

Возможно, через несколько лет (зависит от США – см. выше), если отношения «Запада с Востоком» опять потеплеют, у отдельных совместных проектов вновь появится шанс. Правда, драгоценное время будет потеряно безвозвратно. Часть глобального рынка, на которую нацеливались «суперджеты» и им подобные, будет занята конкурентами.

Но всякий конец (если, конечно, на него смотреть по-философски) несет начало чего-то нового. Применительно к авиапрому: пришло время иных проектов и решений. Тех, которые не зависят от воли наших западных «партнеров». К таковым, во-первых, относятся самолеты и вертолеты, а также авиационные двигатели, бортовые системы и комплексы, которые созданы и производятся у нас в стране без использования иностранных комплектующих. Во-вторых, такие, что мы можем сделать вместе с партнерами из Азии – фирмами Китая, Индии, Ирана, Малайзии, Индонезии и других стран. Спасибо, товарищ Обама, что подсказал нам верный путь – «Rebalancing to Asia».

ВПК России живет за счет Азии

В качестве торгового партнера для стран Азии (и не только) Россия интересна, главным образом, тремя позициями. Большие залежи углеводородного топлива и полезных ископаемых. Высокие технологии в отдельных областях, включая аэрокосмическую и ядерную. Продвинутые системы вооружений.

Продажа за рубеж вооружения и военной техники, включая ракетную и авиационную, идет бойко. В прошлом году объем поставок по линии военно-технического сотрудничества составил порядка 10 млрд. долларов. Объем заказов увеличился на 7,5 миллиарда, до 50. Крупнейшие покупатели представлены государствами Азии: Индия, Алжир, Китай, Вьетнам. Весомые поступления в твердой валюте от покупателей из Азии помогают нашей «оборонке» жить и развиваться. А вот доля стран Запада в военных заказах нашего ОПК – нулевая.

Кроме притока валюты, ВТС прочно «привязывает» к нам страны-экспортеры. Ведь после покупки техники ее стараются содержать в исправном состоянии (значит, нужны запчасти, сервисные центры), улучшать (модернизация), уметь правильно и грамотно использовать (обучение личного состава). Если случается обострение отношений, страны-импортеры стараются не делать поспешных шагов в отношении тех, кто их снабжает. Немногие из клиентов России по ВТС поддержали режим санкций. Стараются поменьше рассуждать на тему событий в Крыму и востоке Украины…

С годами значение ВТС растет и применительно к программам перевооружения наших собственных Вооруженных Сил. Возьмем, к примеру, разработанный на соответствие требованиям ВВС Индии многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Иностранный покупатель разместил заказов на почти триста таких машин, включая лицензионную сборку. И уже получил более двухсот. Подобные самолеты приобрели Малайзия (18) и Алжир (16). Прошло «всего лишь» десять лет с момента отправки первого «МКИ» иностранному заказчику, и подобная техника появилась у МО РФ. С учетом незначительных доработок, вариант для ВВС России обозначается Су-30СМ. Пока в распоряжении ВВС России таких самолетов раз в пять меньше, чем у ВВС Индии. Москва, как говорится, не сразу строилась…

В начале века проект Су-30МКИ воспринимался как фантастика. Новейший истребитель, на тот момент истории – самый технически продвинутый во всем мире. Пока ВВС страны-производителя «сосали лапу», Су-30МКИ в больших количествах поставлялся за рубеж. Но сегодня этого заграничным покупателям нашей техники недостаточно. Все чаще крупнейшие партнеры по ВТС обращаются к России с просьбами не о поставках передовых систем вооружений, а совместной их разработке с целью последующей организации выпуска серийной продукции на территории двух стран.

Казалось бы, переходить от прямых поставок и лицензий на со-разработку нам не выгодно. Но это только на первый взгляд.

Человек, который вывел Сингапур в число высокоразвитых стран мира – Lee Kuan Yew – в своих мемуарах записал: «Сильная оборона может быть обеспечена только в том случае, если страна создала сильную финансовую систему». Возможно, кто-то и возразит, приведя в пример древний мир и средневековье. А вот оспорить это утверждение применительно к современному миру вряд ли получится. О «силе» российской финансовой системы можно судить по событиям на валютном рынке страны в декабре прошлого года…

Смысл кооперации с зарубежными государствами, что продемонстрировали свою приверженность поддержанию мира и добрососедства – вскладчину развивать оборонные проекты.

Китайский партнер

В прошлом десятилетии ежегодные темпы роста китайской экономики в процентах выражались двузначными цифрами. В нынешнем – немного снизились – до 7,4% в 2014-м. По мнению отдельных аналитиков, по так называемой совокупной покупательной способности, Китай вплотную приблизился к США. По итогам прошлого года, китайская экономика растет быстрее североамериканской (2,7%) и индийской (5,8%), тогда как российская – практически в рецессии.

Отношения России и Китая находятся на подъеме. Они улучшились в 2012 году, с приходом к управлению КПК и страной нынешнего лидера. С момента своего возвышения товарищ Си Цзиньпин несколько раз встречался с Президентом России. Судя по официальным сообщениям, встречи всегда проходили «в теплой, дружеской обстановке».

Хорошей «проверкой готовности» китайского лидера пойти навстречу порой достаточно спорным предложениям российского коллеги стало приглашение Путина «выпить водки». Что, собственно, и произошло в день рождения Владимира Владимировича 7 октября 2013 года. Проводя сравнение Си Цзиньпин и предыдущего руководителя КНР Ху Цзиньтао, западные наблюдатели говорят о большей склонности нового лидера в пользу «пророссийских» решений. Никогда за последние полвека условия для возникновения «антиамериканского» блока не были столь благоприятными.

Переходя с высокого политического уровня на конкретику авиапрома, важно отметить следующее. Китайские специалисты высоко оценивают поставленные им Россией боевые авиационные комплексы Су-27СК, Су-30МКК и Су-30МК2. Они закупались вплоть до середины прошлого десятилетия, пока Ху Цзиньтао не дал военным распоряжение перевести заказы на предприятия местной авиапромышленности. Однако даже с такими установками, военные продолжали в больших количествах покупать у нас турбореактивные двигатели АЛ-31Ф/ФН, РД-93 и Д-30КП-2, поскольку продукция местных мастеров сильно уступала по качеству.

Российские моторы шли на комплектацию строящихся китайских истребителей, бомбардировщиков и военно-транспортных самолетов. Как опытных, так и серийных. С приходом к власти Си Цзиньпина китайские партнеры вновь повели речь о прямых закупках боевой российской авиатехники. Пришло обращение на тему Су-35С. Стороны близки к подписанию контракта. Китай продолжает получать из России вертолеты семейства Ми-17. Кроме того, в новом веке отмечались поставки Ми-26Т, Ка-28, Ка-31 и Ка-32. С вторичного рынка берутся тяжелые транспортные самолеты типа Ил-76 и, после ремонта и модернизации в России, пополняют парк военно-транспортной авиации ВВС НОАК.

Индийский партнер

Военно-техническое сотрудничество с Индией ведется с начала шестидесятых годов, когда наша страна поставила истребители МиГ-21, вертолеты Ми-4, плавающие танки ПТ-76 и другую технику. Она прекрасно показала себя в войнах с Пакистаном в конце шестидесятых – начале семидесятых годов. Поставки вооружений из России продолжаются. Отгрузки по линии Рособоронэкспорта в 2013 году оценивались суммой 3,6 млрд. долларов. А всего за пятьдесят лет объем ВТС с Индией составил 57 млрд. долларов.

По просьбе индийского правительства, наши специалисты помогли наладить лицензионное производство большой номенклатуры авиатехники, включая МиГ-21, МиГ-27 и Су-30МКИ. На рубеже веков создано совместное предприятие BrahMos Aerospace. На основе ракеты «Яхонт» была разработана PJ-10. ВС Индии приняли ее на вооружение в 2005 году. Это первый пример совместной разработки продукции военного назначения на уровне, не уступающем лучшим западным образцам.

Правительство Индии высоко оценивает результаты деятельности BrahMos Aerospace, называя его «показательным примером» сотрудничества с иностранным государством в области передовой военной техники. Его взяли за образец для подражания при следующем шаге в развитие совместных оборонных проектов.

Ими стали военно-транспортный самолет с полезной нагрузкой до 20 тонн по программе Multirole Transport Aircraft (MTA) и фронтовой истребитель пятого поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). Предварительные переговоры по этим темам длились долго, порядка десяти лет. Лишь на рубеже 2012-2013 годов удалось выйти на начало совместной работы непосредственно «по железу».

Продвижением крупных оборонных проектов с Индией занимается лично Президент России. В частности, непростые вопросы по истребителю обсуждались на встречах Путина с новоизбранным индийским премьер-министром Нарендрой Моди в июле и декабре прошлого года. К настоящему времени и по FGFA, и по MTA подписаны документы, сформированы рабочие группы, вместе работают инженеры-конструкторы и прочие специалисты российских и индийских предприятий промышленности.

Однако далеко не все идет столь гладко, как хотелось бы. Чем, собственно, и объясняется вынос вопросов по этим программам на уровень политических лидеров двух стран. Внимание Путина к данным темам можно понять. Срыв таким трудом достигнутых договоренностей будет означать крупное поражение России в глазах всего мира, и особенно негативно будет воспринят странами – партнерами по ВТС.

Требуется молодой, амбициозный…

Представляется, что именно с таких позиций следует расценивать последние перестановки в руководстве Вертолетов России и ОАК. Напомним, что в конце 2013 года Александр Михеев получил назначение на пост генерального директора «вертолетного холдинга». Ранее, работая в Рособоронэкспорте, Александр Александрович прославился как успешный продавец военной техники, особенно Китаю. И когда пришла пора придать мощный импульс новым программам сотрудничества с китайской промышленностью, выбор пал именно на него.

Главная тема – перспективный тяжелый вертолет в классе грузоподъемности 15 тонн. Соответствующая программа носит название Advanced Heavy Helicopter. На высшем политическом уровне все договорено. Теперь руководителю «Вертолетов России» и его команде предстоит нелегкая задача «дожать» китайских партнеров по ключевым позициям проекта, перед тем как специалисты двух стран перейдут к непосредственной работе по проектированию геликоптера. А в Индии им предстоит заниматься решением практических вопросов по претворению в жизнь достигнутого в декабре принципиального решения по организации лицензионного производства вертолетов Ми-17 и Ка-226Т. Производственная программа последнего оценивается в четыреста единиц.

Еще более сложные задачи стоят перед новым руководителем Объединенной авиастроительной корпорации. На высшем политическом уровне достигнуты договоренности: с Индией – по MTA и FGFA. С Китаем – по Широкофюзеляжному Самолету (ШФС) вместимостью триста пассажиров, в развитие линейки Ил-86 и Ил-96.

Все три представляют собой сложнейшие программы. Результатом их выполнения должны стать сотни самолетов, спроектированных, испытанных, построенных на предприятиях стран-партнеров и реализованных на мировом рынке. Опыта совместной реализации подобных проектов у ОАК (да и «Вертолетов России») нет. По всему ОПК есть лишь единственный пример – ракетная продукция BrahMos Aerospace.

Смена руководителя ОАК 19 января 2015г. сейчас широко обсуждается на страницах печати. Однако при анализе ситуации и причинах кадровых перестановок наши коллеги слишком увлекаются анализом прошлого. Между тем, истинная причина в другом – авиапрому требуется команда молодых, амбициозных единомышленников, способных реализовать сложнейшие программы создания гражданской и военной авиатехники следующего поколения. И самые сложные из них – международные, вместе с Китаем и Индией.

У каждой из этих стран – богатая история, в том числе в области национальной обороны. Она измеряется тысячелетиями. У китайцев – один менталитет, у индийцев – другой, у россиян – третий. Выстраивание программ по совместной разработке, испытаниям, сертификации, запуску в производство, налаживанию серийного выпуска, сбыта готовой продукции по всему миру и организации сервиса в местах, где она эксплуатируется – небывалая по масштабам задача.

Спроектированный совместно самолет или вертолет (базовая платформа) должен удовлетворять требованиям главных заказчиков сразу двух стран. Подобные задачи в полном объеме ни одна из трех стран до настоящего времени не решала (поставки готовой продукции из одной страны другой, согласитесь, задачка меньшего масштаба).

Герои вчерашних дней

При всех положительных качествах бывшего руководителя ОАК Михаила Погосяна, включая его высокую работоспособность и квалификацию авиационного специалиста, он – не тот человек, кто способен довести до победного конца проекты FGFA, MTA и ШФС. Михаил Асланович получил широкую известность в мире как активный сторонник совместных проектов с западными партнерами. По его инициативе на самолетах Су-30МКИ и Су-30МКМ часть бортового комплекса была заменена (либо дополнена) на французские, израильские, а также (МКМ) немецкие и шведские/южноафриканские изделия.

Затем, в начале нового века Погосян предложил руководству страны красивый план создания пассажирского самолета Russian Regional Jet (RRJ). Формирование его облика велось при консультационной поддержке американской фирмы Boeing. Проведен конкурс поставщиков систем, в котором победителями вышли ведущие европейские фирмы, включая всемирно известные Safran, Thales и Liebherr. Проект получил высокое одобрение, на него выделили немалые средства. Самолет был построен, испытан, получил сертификат типа в Европе и поступил в серийное производство.

Что в итоге мы имеем с «суперджетом»? Эта тема широко освещалось на страницах печати, останавливаться на ней нет смысла. А теперь ко всем его проблемам прибавилась ещё и следующая: после присоединения Крыма и введения Западом санкций против России, эта программа стала самым настоящим «заложником Запада». Поставки горячей части двигателя SAM.146 ведутся Францией, важнейших бортовых систем - США и странами Европейского Союза.

Реальной возможности заменить иностранные комплектующие на отечественные аналоги сегодня не существует. Во-первых, в России просто нет таких аналогов. Во-вторых, договорные обязательства ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» перед ключевыми поставщиками не допускают подобной замены без перспективы судебных разбирательств. В условиях санкций «суперджет» не имеет перспектив ни на международном рынке, ни на внутреннем. Какое-либо разумное планирование производственной программы его выпуска теряет смысл. Поскольку в уравнении появилось слишком много переменных величин, значения которых зависят от политической воли стран Запада.

Когда, в начале века, Погосян объявился со своим RRJ – «суперджетом», главной темой повестки дня высшего руководства России было выстраивание взаимовыгодных взаимоотношений с Западом. Кремль волновало наполнение развивающегося с Европой и США сотрудничества интересными всем сторонам процесса программами, особенно в сфере реального производства высокотехнологичной продукции. Не уверен, был ли в отечественном авиапроме на тот момент другой такой руководитель, кроме Михаила Аслановича, кто бы смог довести проект, подобный «суперджету», до той стадии, в которой он сегодня находится. Но факт остается фактом: «окно возможностей», из-за задержки сроков выполнения программы, упущено, а теперь оно может быть совсем закрыто санкциями… Погосян навсегда вошел в историю как «создатель Суперждета» – неплохого российско-западного самолета с отсутствующими перспективами, и героем следующего сериала ему не стать...

Авиапром времен «Очакова» и покоренья Крыма

Для реализации новых масштабных проектов нужен другой герой. Окажется ли таким человеком Юрий Слюсарь? Вот что сказал про Юрия Борисовича вице-премьер Рогозин на заседании совета директоров корпорации: «Я рад, что у нас появляется новый руководитель, молодой, амбициозный, достаточно подготовленный». Добавим из текста биографии – владеющий английским языком. В идеале, конечно, требуется еще и китайский… Но, при грамотном использовании английского (вместе с русским) должно хватить.

Новый руководитель ОАК на 18 лет моложе предыдущего. Опыта работы в авиапроме и багажа авиационных знаний, у него, конечно же, меньше. Но и всевозможных «обременений», в виде личных «творческих» амбиций, тоже. Вкупе с опытом работы на Роствертоле и в Минпромторге, это, скорее, плюс, чем минус. Реализация программ FGFA, MTA, ШФС потребует ряда взвешенных решений, принятых вместе с индийскими и китайскими партнерами. По линии, прежде всего, построения этих программ, включая финансовые потоки (а они обещают быть немаленькими), назначения на ключевые посты грамотных управленцев и специалистов, четкое определение персональной ответственности за порученный участок работы.

Порой можно слышать, что он нового руководителя ждут, мол, правильной «канализации» денежных поток. Такое возможно. Но в условиях, когда финансово-экономическая система страны напряжена до предела (финансирование программ ОАК из государственной казны, скорее всего, будет сокращаться) требуется, прежде всего, найти средства на авиационные программы и, главным образом - за рубежом, от продаж наших самолетов и лицензий заграницу, налаживания совместной разработки и производства техники нового поколения на выгодных для России условиях.

Программы Корпорации «Иркут»

Как я уже сказал выше, большим достижением отечественного авиапрома считается Су-30МКИ – тяжелый многоцелевой истребитель, выпускаемый Корпорацией «Иркут» (ходит в ОАК). И важно помнить о том, как начиналась эта программа? По словам ключевого участника проекта Алексея Иннокентьевича Федорова, российским переговорщикам «пришлось не раз ломать себя через колено», пока вместе с заказчиком им удалось выйти на взаимоприемлемый вариант. Первоначально предложенный Су-30К был серьезнейшим образом доработан под требования ВВС Индии. Вместо радара Н-001 с механическим сканированием луча, способным работать только по воздушным целям, на борту появилась более мощная многорежимная станция Н-011М «Барс» с электронным сканированием. Классическая аэродинамическая компоновка уступила место схеме «интегральный триплан». Двигатели получили управляемый вектор тяги. И так далее, и тому подобное. Не думаю, что проектам ШФС и MTA предстоит пройти меньший путь от первоначального предложения до серийного образца, выполненного «в железе».

В изменившихся условиях работы ОАК особое значение получает тема узкофюзеляжного магистрального авиалайнера следующего поколения МС-21. Его разработку также ведет Корпорация «Иркут». После назначения на пост руководителя ОАК, Юрий Борисович Слюсарь, в частности, сказал: «Для нас 2015-й это год в значительной степени определяющий, какой быть корпорации вообще. Наступает некий момент истины по гражданским программам. Это развитие программы «суперджет», и мы надеемся в этом году выкатить первый летный экземпляр самолета МС-21 – это стержневой проект гражданской части российского авиапрома. У нас с МС-21 связано очень многое – не только размеры инвестиций, но и все наши амбиции, связанные с присутствием в сегменте магистральных самолетов».

Согласно недавнему докладу Дмитрия Рогозина Премьер-министру Дмитрию Анатольевичу Медведеву, первый полет прототипа самолета намечен на апрель-июнь 2016г. Двигатели – «на выбор», Pratt&Whitney и ПД-14. Высокие американские технологии и наши, пермские. Хочется спросить: Дмитрий Олегович, о каком таком выборе Вы говорите?! Выбор-то времен «Очакова» и покоренья Крыма! (в данном случае, «Очаков» - большой противолодочный корабль проекта 1134Б, затопленный 6 марта 2014 года в фарватере бухты Донузлав с целью блокировки находящихся там кораблей ВМС Украины).

Чтобы МС-21 не пошел по пути «суперждета», нужен МС-21.ru, о котором более полутора лет говорят в промышленности. Вместо всей банды западных поставщиков, набранных до времен «Очакова» и покоренья Крыма, - отечественные или из дружественных нам государств, причем, по всем позициям. Только так можно избежать негативного влияния Запада на ход соответствующей программы ОАК. Если, конечно, руководство страны действительно заинтересовано в восстановлении компетенций отечественного авиапрома в области коммерческих воздушных судов.

Владимир Карнозов

Aviation Explorer – Содружество авиационных экспертов

Массовые лыжные соревнования среди работников Иркутского авиационного завода прошли на зимней базе отдыха «Ласточке» 24 и 31 января 2015 г.

Количество заводчан, участвующих в соревнованиях? растет с каждым годом. В этом лыжном сезоне в соревнованиях приняли участие около 500 человек. Оба мероприятия идут в зачет Спартакиады работников ИАЗ, которая включает в себя 25 мероприятий по девяти видам спорта.

24 января состоялись лыжные гонки. Мужчины и женщины в четырех возрастных категориях отстаивали честь 16 команд (250 человек) на дистанциях 3 и 5 км соответственно.

В командном зачете учитывались и массовость, и личные результаты, и чтобы все возрастные категории были закрыты. В очередной раз чемпионом гонок стала команда Управления главного конструктора (УГК). Второе место у Металлургического производства (Мет. Пр.), третье – у Энергозавода (ЭЗ).

31 января состоялись лыжные эстафеты: мужская 4х5 км., женская 3х3 км., смешанная и эстафета с огневым рубежом. Те же 250 участников в данных соревнованиях.

Победителями стали: в мужской эстафете команда Службы Главного технолога (СГТ), а во всех других эстафетах (женская, смешанная, с огневым рубежом) пальма первенства досталась команде Управления Главного конструктора (УГК).

Елена Вторушина, технический редактор газеты «Иркутский авиастроитель»

Для производства регионального пассажирского самолета Ил-114 рассматриваются две площадки: нижегородский «Сокол» и самарский «Авиакор».

Источник в авиастроительной отрасли отметил, что решение о разработке отечественного регионального пассажирского самолета типа Ил-114 должно быть принято в ближайшее время. Рассматриваются два варианта: модернизация ранее сертифицированного Ил-114 на 64 места или разработка пассажирской версии легкого военно-транспортного Ил-112В с высоким уровнем унификации.

Как известно, президент Владимир Путин дал поручение правительству РФ просчитать стоимость и сроки организации серийного производства Ил-114 в России. До 2012 года эта модель выпускалась на авиационном заводе в Ташкенте, затем предприятие переориентировалось на другую продукцию. Всего было построено 17 машин. Семь самолетов до сих пор эксплуатируются авиакомпанией Uzbekistan airways. По оценке специалистов, рынок продаж самолетов типа Ил-114 с 2019 по 2030 год составляет порядка 320 машин. Максимальный объем производства – 24 машины в год – должен быть достигнут в 2025-м. По планам производства первый опытный образец может быть поставлен заказчику в 2018–2019 годах.

Источник: Военно-промышленный курьер

Маленькие дети всегда мечтают о новой игрушке, машинке или кукле, книжке или конструкторе. Казалось бы, все эти вещи есть у каждого ребенка, и часто не в одном экземпляре. Однако для кого-то они могут показаться настоящим счастьем…

Второклассник Ваня Топорков захотел завести новых друзей, поэтому решил сделать подарок своими сверстникам из детского дома. Он собрал свои любимые игрушки и попросил родителей доставить их детям, которым они будут нужнее. И вот, 19 января по просьбе семьи Топорковых с подарками от Вани детский дом «Причал надежды» посетила председатель первичной профсоюзной организации ЗАО «Авиастар-СП» Валентина Грушина.

Дети с большим теплом встретили гостью, рассказали ей о свои талантах и поделились знаниями о самолетостроении.

- Я хочу пожелать вам, чтобы вы были здоровыми, дружными, всегда поддерживали друг друга и приглашаю вас летом в День открытых дверей посетить наш завод «Авиастар», – обратилась к ребятам Валентина Грушина. – Она также поблагодарила их за активную поддержку футболистов команды «Авиастар» во время областного чемпионата. Воспитанники детского дома с огромной радостью приняли подаренные игрушки, сказав гостье дружное «спасибо!». Кстати, и для Вани нашелся душевный и неповторимый подарок, сделанный руками маленьких умельцев – плюшевая овечка.

Своим примером маленький Ваня призывает всех авиастроителей не оставаться в стороне и принять участие в «Эстафете добрых дел». Если и вы хотите сделать подарок детям, лишенным родительской опеки, обращайтесь в профсоюзный комитет ЗАО «Авиастар-СП».

Очень важно ломать стереотипы, чтобы ребята из обычных семей знали о существовании детей, у которых нет мамы и папы, чтобы не боялись их, а воспринимали как своих друзей. Такие акции – на пользу всем детям: одних они учат относиться с участием к ближнему, другим показывают, что они не одиноки, кто-то думает о них и готов дружить.

Сердца этих ребят открыты для любви, и если у вас есть хотя бы капелька лишней, поделитесь ею с теми, кому она необходима.

Айнур Казымова, корреспондент пресс-центра

28 января во Дворце труда профсоюзов по сложившейся традиции состоялась встреча председателя Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности Н.К. Соловьева с руководителями кадровых служб интегрированных структур отрасли, в которой приняли участие С.А. Диркова – директор Департамента по управлению персоналом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», О.А. Кирилец – заместитель генерального директора по управлению человеческими ресурсами ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация», Е.Н. Кузьменков – директор по персоналу и организационному развитию ОАО «Вертолеты России», А.Б. Капустян – начальник управления персоналом ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Е.Е. Варенцова – начальник отдела оценки и развития персонала ОАО «Авиационное оборудование».

В ходе встречи были подведены итоги взаимодействия и сотрудничества Профсоюза с интегрированными структурами, отмечалась эффективность действия сторон при урегулировании возникавших проблемных вопросов. Обсуждались вопросы тематики, времени и места проведения координационных советов в Москве и выездных заседаний; проведения совместных семинаров, спартакиад, конкурсов профессионального мастерства; перспектива заключения соглашений с ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» как эффективная часть отраслевой системы социального партнерства с непосредственным участием интегрированных структур; система работы с авиаремонтными заводами; система награждения корпоративными наградами; кадрового состава служб охраны труда организаций; необходимости систематизации ознакомления вновь принятых в организации работников с коллективными договорами.

Для сведения участников была доведена информация о предстоящем II съезде авиапроизводителей России и о мероприятиях Профсоюза, связанных с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также предоставлен разработанный Профавиа информационный материал по содержанию социального пакета.

Было принято решение практиковать проведение совместных семинаров по различной тематике; пропагандировать с участием Профсоюза конкурсы профессионального мастерства, проводимые на государственном уровне; рассмотреть возможность формирования команд для отраслевых спортивных мероприятий на основе интегрированных структур.

Подтверждена целесообразность проведения Центральным комитетом Профсоюза с участием представителей интегрированных структур семинаров по вопросам реализации жилищных программ и совершенствования работы по охране труда.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профсоюза

27 января 2015 года под председательством Н.К. Соловьева – председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности – состоялось очередное заседание рабочей группы профсоюзов оборонных отраслей промышленности с участием представителей профсоюза машиностроителей РФ и профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, на котором продолжилась работа по вопросу реорганизации профсоюзов.

На совещании были рассмотрены четыре блока вопросов:

-правовые основы реорганизации юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

-организационные вопросы, возникающие в процессе реорганизации общественных организаций;

- финансовые аспекты реорганизации;

- формы и виды социального партнерства в случае реорганизации профсоюзов.

Участники совещания договорились о продолжении аналитической работы по вышеуказанным направлениям и координации совместных действий.

Юридический отдел ЦК Профавиа

Как привлечь молодежь к профсоюзной работе? Где взять новые идеи? Как рассказать молодежи о работе профсоюзного комитета? Именно на решение этих вопросов был направлен II Молодежный профсоюзный форум, прошедший с 23 по 25 января в пансионате «Родник».

В работе форума приняли участие 43 человека. Все участники были разделены на три команды, за каждой из них были закреплены кураторы, которые постоянно были со своими подопечными, помогали и направляли участников, поддерживали и вдохновляли их на новые победы и свершения.

Программа форума была разнообразной и насыщенной. Начался Форум с игры на командообразование, которая прошла по системе «Форд Баярд». Участникам пришлось проявить все свои лучшие качества: находчивость, целеустремленность, чувство локтя, смекалку, чтобы доказать «строгому» жюри, что все они оказались здесь не случайно, и готовы достойно представить свою команду. Хочется отметить, что абсолютно все участники достойно прошли предложенные им испытания и справились со всеми заданиями.

Вторым этапом форума стали интерактивная игра. Ребятам было показано три проблемных ситуации, после чего каждой команде необходимо было предложить свой вариант решения вопроса. Эксперты, которыми выступили председатель ППО ОАО «У-УАЗ» Т.В. Сабаева, заместитель председателя Д.А. Переведенцев и экономист-бухгалтер ППО ОАО «У-УАЗ» А.Н. Оленников, оценивали ответы команд и в случае необходимости корректировали их и отвечали на вопросы, возникшие в ходе проведения данной игры.

Третий этап – работа в командах. Эта был самый насыщенный и сложный блок. Участникам было необходимо проработать и предложить новое мероприятие, которое им бы хотелось видеть на нашем заводе. «Мы не ожидали, что именно этот блок вызовет наибольший интерес у участников, а произошло именно так. Во время работы было высказано столько интересных предложений и мнений. Завязывались не шуточные споры, в которых и рождалась истина. На защите проектов меня поразила глубина изучения проблемы и предложенных решений. В итоге мы получили три готовых проекта мероприятий по разным направлениям, которые с небольшой доработкой уже сегодня можно запускать на предприятии. Мероприятия были разноплановыми: «Живой разговор с администрацией предприятия» - основная цель которого решение производственных и социальных проблем, не решаемых на уровне подразделения, службы предприятия; «Тин квест» - пропаганда рабочей специальности и мотивация профсоюзного членства среди подростков – детей работников; «Человек года» - выявление и поддержка талантливых работников на предприятии», - рассказала нам председатель ППО ОАО «У-УАЗ» Т.В. Сабаева, которая, как и в интерактивной игре выступала экспертом и оценивала работу участников. «Работы были настолько хороши, а предложенные мероприятия интересны и актуальны, что нам так и не удалось выбрать команду-победителя», - добавила Татьяна Владимировна.

Четвертый этап – игра на командообразование - взятие снежной крепости. «Мы немного сомневались, а правильно, ли то, что мы проводим такую игру в конце форума, ведь ребята уже сдружились, и есть ли в этом необходимость. Практика показала, что это было верное решение. После напряженной работы и жарких споров игра помогла не только снять напряжение в команде, но еще больше сплотить уже сложившийся коллектив», - отметил Андрей Чирков, один из организаторов и председатель МО «Взлет».

Также на форуме были награждены победители конкурса «Молодой профсоюзный лидер», которые своим примером показали, что общественная работа и активная жизненная позиция не остаются незамеченными, и профсоюзный комитет всегда рад поддержать и отметить самых лучших и сильных профсоюзных активистов.

Форум завершился. Участники садятся в автобус и едут по домам. А мы, организаторы, провожая их, испытываем огромное чувство удовлетворения, понимая, что цели, ради которых мы проводили этот форум, достигнуты. Об этом говорят горящие глаза участников, их позитивный настрой и положительные отзывы. И в следующем году мы снова будем ждать новичков, готовых пройти предложенные им испытания и войти в нашу большую профсоюзную семью, на III Молодежном профсоюзном форуме.

Е.С. Китова, молодежное объединение «Взлет»

Производством летающих танкеров на базе грузовой модификации пассажирского самолета Ил-96 займутся воронежские авиастроители.

Они начнут работу по строительству для министерства обороны РФ двух топливозаправщиков на базе самолета Ил-96-400Т в 2015 году. Об этом сообщил корреспонденту ТАСС технический директор

Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) Александр Анохин.

По его словам, предстоит выполнить большой объем работ, но предприятие «на базе Ил-96 выполняло и более серьезные конструкторские доработки, например, связанные с перестройкой грузового типа в пассажирский».

«Предполагается, что строительство самолетов будет завершено в 2018 году, и есть все основания полагать, что с поставленной задачей мы справимся», – добавил Анохин.

Как сообщил ранее журналистам в ходе соревнований «Авиадартс-2014» главнокомандующий ВВС России Виктор Бондарев, военные рассматривают широкофюзеляжный Ил-96 в качестве топливозаправщика и военно-транспортного самолета. По его словам, «это огромный лайнер, и на нем можно перемещать огромные грузы».

Ил-96 – пассажирский широкофюзеляжный самолет для авиалиний средней и большой протяженности, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Первый полет он совершил в 1988 году, серийно производится с 1993 года на ВАСО.

ИТАР-ТАСС

В рамках спартакиады Свердловской областной организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности состоялись соревнования по бильярду среди первичных профсоюзных организаций.

На спартакиаде были представлены четыре команды, каждая из которых состояла из двух человек. Игра велась до трех побед.

Традиционный лидер турниров по бильярду среди первичек, входящих в сферу организованного контроля Свердловского обкома Профсоюза, - ППО ВСМПО - сегодня представлял новый состав участников. Команда ППО ОАО «МЗиК» вступила с ними в напряженнейшую борьбу, состоящую из пяти партий, в которой поначалу выигрывала со счетом 2:0, но затем чуть было не упустила победу из своих рук!

Необходимо отметить достойный ответ, который дала команде ППО ВСМПО сплоченная двойка покладистых, но жаждущих победы мужчин из команды ППО ОАО НПП «Старт». Их шары с поразительной точностью залетали в лузы, даже из самых невероятных положений! Несмотря на это ребята из ВСМПО не растерялись и заслужено отвоевали пусть и второе, но очень почетное место.

В итоге места распределились следующим образом:

1 место

Команда ППО ОАО «МЗиК»: Платонов Дмитрий Вячеславович, Фролов Илья Сергеевич

2 место

Команда ППО ВСМПО: Некипелов Анатолий Георгиевич и Костромин Александр Васильевич

3 место

Команда ППО ОАО НПП «Старт»: Зубахин Сергей Михайлович и Захарцев Виктор Семенович

Спасибо всем участникам, что украсили этот морозный зимний день своей великолепной игрой!

Свердловская областная организация Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности поздравляет победителей соревнований и желает всем участникам успехов и побед в дальнейших спортивных мероприятиях!

А.В. Терентьев, правовой инспектор Свердловской областной организации профсоюза