1

12 июля 2013 года в конференц-зале Института охраны труда (г. Екатеринбург) прошел международный форум «Инновации в профсоюзах 2013». Организатором выступала Федерация профсоюзов Свердловской области.

В форуме приняли участие делегаты из профсоюзов разных республик: Азербайджана, Татарстана, Кыргызстана, Башкортостана, а также из Литвы и даже Италии.

Профсоюз трудящихся авиационной промышленности представляли: О. Б. Терентьев (председатель Свердловской областной организации профсоюза), М. С. Никитина (председатель ППО ОАО «МЗиК»), Л. В. Медведева (председатель ППО НПП «Старт»), Е. А. Двинских (заместитель председателя ППО ОАО «КУЛЗ»), а также А. В. Терентьев (правовой инспектор Свердловской областной организации профсоюза).

Традиционно форум открыл своим приветственным словом председатель ФПСО А. Л. Ветлужских.

Участникам было предложено разделиться и продолжить работу по трем секциям, находящимся в разных аудиториях. Рассматривались вопросы, касающиеся инноваций в профсоюзной деятельности.

По завершении работы секций все вернулись в конференц-зал, где по плану провели пленарное совещание, подводящее итоги в работе секций, а затем панельные дискуссии форума по следующим темам: функции заработной платы по стимулированию труда и мотивации профсоюзного членства. В дискуссиях принимали участие также представители объединения работодателей и департамента по труду и занятости РФ.

В заключение все участники форума в специальных автобусах отправились на площадку «Екатеринбург-ЭКСПО», где проводилась экскурсия, посвященная выставке «Иннопром 2013».

А. В. Терентьев, правовой инспектор Свердловской областной организации профсоюза

Лето в самом разгаре! И это значит: все на природу, все на турслет! 13 июля вновь на турполосу вышли самые смелые, спортивные и творческие работники Сарапульского электрогенераторного завода. 12 команд стартовали с конечной остановки в п. Нефтяников. Сразу было заметно, что команды серьезно настроены на победу.

Протяженность турполосы составила около 18 км, а задания по сравнению с прошлыми годами существенно усложнились. Даже такие бывалые туристы, как Алексей Галимзянов (команда «Юнеско») и Игорь Хайдаров (команда «Мушкетеры») отметили, что «турполоса в этом году почти как на Республиканском турслете», т. е. сложная. Команды должны были преодолеть препятствия: «Ролик», «Бабочка», «Сбор меда», «Навесная переправа», «Рукоход», «Водный этап».

Пройдя турполосу, команды разбили лагерь на берегу реки Камы, в д. Усть-Сарапулка. Те команды, которые финишировали первыми, дружно помогали расположиться командам, пришедшим последними. В турполосе 1 место честно заработала команда «Мушкетеры», 2 – «Без конечности», 3 – «Пара на пару».

Уставшие, но веселые ребята собрались на поляне, где прошло торжественное открытие VII Туристического фестиваля, на котором участников поприветствовал С. В. Коротков – председатель профсоюзной организации ОАО «СЭГЗ». Затем прошло музыкальное приветствие команды организаторов, которые исполнили песню о заводе «Молодежи зеленый свет».

В дружественной и теплой обстановке прошел конкурс «Визитка». Очень ярко и неординарно смотрелись выступления команд «Мушкетеры» – 1 место, «Не парься!» – 2 место, «Без конечности» – 3 место. Уже совсем за полночь ребята вновь собрались на поляне, чтобы спеть о жизни туристов. В конкурсе туристической песни бесспорным лидером стала команда «Юнеско», на 2 месте – команда «Мушкетеры», и 3 место заняла команда «Не парься!». Хочется отметить выступление команды «Монтажники». Ребята шли первый раз, и так получилось, что не подготовили туристическую песню. Но слова были написаны прямо в лагере, за несколько минут. В их песне пелось о том, что они идут первый раз, какой сложной была турполоса, как они заблудились, но все-таки дошли. В общем, из самого сердца.

На следующий день, 14 июля, с утра прошли конкурсы «Кулинар», и «Бивуак». Замечательную солянку приготовила команда «Не парься!», вкусным компотом с имбирем угостила команда «Дочка», отличный плов получился у команды «Молния», поиграть в шахматы из десерта предложила команда «Юнеско».

В лагере у команды «Без конечности» был оборудован замечательный «холодильник», «Мушкетеры» не первый раз мастерят стол из старых деревьев. Вообще, участники старались разбить лагерь так, чтобы было и удобно, и красиво, и, самое главное, безопасно. И у них это получилось.

Перед подведением итогов и награждением прошел еще один конкурс, «Веселые старты». Пусть он не шел в общий зачет, зато поднял всем настроение: и участники, и болельщики накричались и насмеялись вдоволь.

Но вот и подошел к концу очередной туристический фестиваль. Подведены общие итоги. Грамоты и призы уже ждут своих хозяев. Итак, обладателем 3 места стала команда «Без конечности», 2 место заняла команда «Не парься!». И 1 место – у команды «Мушкетеры».

Хочется отметить, что уровень фестиваля значительно вырос: турполоса сложнее, визитки ярче, песни содержательнее...

Благодарим за помощь в организации туристического фестиваля администрацию предприятия, профсоюзный комитет и руководителей подразделений, оказавших содействие в подготовке команд. Также участники выразили огромную благодарность оргкомитету фестиваля.

Проигравших и побежденных нет, потому что турслет – это свежий воздух, движение, общение, новые друзья… Надеемся, что на следующий год команд будет больше, и нам придется увеличить время проведения слета до 3 дней. А это значит, каждый получит еще больше положительных эмоций.

Е. Коренева, специалист по работе с молодежью профкома

17-18 июля в Москве проходил саммит L20 – международная встреча профсоюзных лидеров стран «Большой двадцатки». Тема саммита: «Противодействие кризису занятости в странах группы 20». 17 июля состоялось обсуждение вопросов, связанных с созданием рабочих мест и финансовым регулированием, а также наболевшей проблемы – безработицы. По данным Международной конфедерации профсоюзов, глобальная безработица в скором времени может превысить 200 млн человек, и это не может не тревожить как лидеров профсоюзов, так и представителей бизнес-сообщества. В дискуссии принимали участие: председатель ФНПР, президент Всеевропейского регионального совета Михаил Шмаков, президент Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» Александр Шохин, генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу и исполнительный вице-президент Международной организации работодателей Даниэль Фюнес де Риоха.

В своем выступлении М. Шмаков подчеркнул:

– Министры труда и финансов Группы 20 имеют возможность в рамках председательства России восстановить доверие трудящихся, ликвидируя разрыв между заявлениями министров труда и политикой министров финансов «Двадцати».

Также председатель ФНПР рассказал о выработанном на саммите «Большой двадцатки» совместном документе «Основные принципы качественного профессионального образования», в котором особое внимание обращается на профессиональную подготовку молодежи и реализацию достойной стажировки тех лиц, которые получили профессиональное образование.

По поводу безработицы высказалась Шаран Барроу:

– Как показал международный опрос общественного мнения, проведенный Международной конфедерацией профсоюзов, 80% респондентов считают, что правительства не в состоянии справиться с безработицей и не заботятся об интересах наемных работников, и только 13% говорят, что их правительство поддерживает интересы трудящихся. Мы призываем лидеров «Большой двадцатки» прилагать больше усилий для экономического роста и не допускать уклонения от налогов. Несвоевременный переход от стимулирования к жестким мерам в экономике лишь довел безработицу до критического уровня и усилил социальные волнения, которые мы наблюдали от Турции до Болгарии и Бразилии.

Много было сказано и о способах поддержания устойчивого роста экономики, и о создании достойных рабочих мест.

После выступлений участники конференции ответили на вопросы журналистов, касающиеся самых разных сторон деятельности в сфере труда: от проблем теневой экономики до трудовой миграции.

18 июля представители L20 приняли участие в социальном диалоге с министрами труда Группы 20.

Отдел информационной работы ЦК Профсоюза

В целях повышения эффективности защиты права работников на получение заработной платы и иных причитающихся им выплат в случае банкротства работодателя законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ряд изменений, касающихся, наделения работников (бывших работников) правом инициировать дело о банкротстве и включения задолженности по заработной плате в перечень признаков банкротства.

С полным текстом документа можно ознакомиться на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru.

Юридический отдел ЦК Профсоюза

С 11 по 14 июля на скаутской базе «Странник» близ поселка Большое Голоустное прошел VII Туристический слет работников Иркутского авиационного завода. В слете приняли участие около 250 работников завода и дочерних компаний – всего 24 команды. На открытии слета председатель первичной профсоюзной организации Александр Петрович Зуев отметил, что активности молодежи в рамках ставшего традиционным туристического слета может позавидовать даже комсомол его юности.

Директор по управлению персоналом Сергей Георгиевич Полещук передал участникам слета пожелания успеха каждой команде от генерального директора ИАЗ Александра Алексеевича Вепрева и обратил особое внимание на дисциплину и организованность участников.

Самым запоминающимся стало прохождение туристической полосы препятствий: ведь таких экстремальных и необычных этапов наши заводчане не видели. Некоторые переправы находились настолько высоко над землей, что прежде чем ступить на веревку и пройти до следующего дерева, участники несколько минут стояли в обнимку с деревом и пытались побороть в себе страх высоты. Наверное, не каждый смог бы на месте наших туристов сделать первый шаг, но наши заводчане, если даже чего-то и боятся, всегда готовы идти к намеченной цели.

Первым этапом участники траверсом (Траверс в альпинизме – направление, перпендикулярное направлению подъема (спуска) на горе. – Прим. ред.) должны были преодолеть стену и не сорваться, в этом им помогали камни, выступающие из стены на протяжении 10 метров. Следующим этапом стал участок турполосы, состоящий из веревок и досок на высоте 5 метров между деревьями. После этапов на высоте команды, добежав до склона в 70 градусов, должны были аккуратно, с помощью веревки, спуститься к реке и переправиться через навесную переправу на другой берег. Вернуться же обратно можно было только вброд, преодолев 30 метров бурной речки.

Хотя протяженность туристической полосы составляла всего 450 метров, участники к финишу прибегали просто вымотанными. Однако в итоге все остались довольны такими сложными и разнообразными заданиями. В этот же день все участники команд прошли еще одну из дисциплин туристического слета – спортивное ориентирование, на котором за 40 минут с помощью карты и компаса на определенном полигоне необходимо было пробежать 20 контрольных пунктов.

На следующий день всех ждал увлекательный контрольно-туристический поход и восхождение на пик высотой в 660 метров. Протяженность похода составляла 5 км. На всем пути туристам надо было: преодолеть заболоченный участок; по натянутой веревке между двумя деревьями перебраться через реку самим и переправить горящие угли; определить азимут; форсировать реку на горном катамаране; спуститься с отвесного препятствия с наклоном в 90 градусов; оказать первую медицинскую помощь; справиться с ориентированием по карте и многое другое.

Сразу после похода на сцене лагеря прошел творческий конкурс, на котором были представлены заранее подготовленные номера художественной самодеятельности, посвященные Байкалу. Одна из команд представила сценку про пик Черского, другая – про остров Ярки, ну а лучшим было признано представление про Тещин язык команды «Покорители вершин».

Также в рамках турслета прошел кулинарный конкурс, на котором команды соревновались в поварском искусстве.

В воскресенье, пока судейская коллегия подводила итоги, команды сражались в бонусных мероприятиях: командно-тактической игре пейнтбол, стрельбе из пневматического ружья и в спортивно-логической игре «Лабиринт».

Организовали и провели для нас соревнования профессионалы – туристическая фирма «Байкальский скаут». А значит, и сложность была повыше. Так что участникам пришлось выложиться на все сто. На закрытии слета руководитель судейской бригады скаутов признал, что заводчане проходят все дисциплины, будь то полоса препятствий, ориентирование или поход, на очень хорошем уровне.

На закрытии VII Туристического слета участники благодарили организаторов слета и его устроителей – «Байкальский скаут». «Пусть было очень трудно, – говорили они. – Зато запомнится надолго».

Лучшими в прохождении «Лабиринта» стали А. Калиев, С. Комышев и Т. Якубовская. Командное 1-е место на этом этапе занял сплоченный коллектив «Кактусы». Самые меткие и воинственные победили в пейнтболе – команда «Экипаж». В стрельбе из пневматического оружия по бумажным мишеням не было равных С. Комышеву и Н. Шиенковой.

Сильнейшей по сумме баллов стала команда «Экипаж» – сборная многих отделов и цехов под эгидой металлургического производства. 2-е место заняла «Роза ветров», 3-е – «Покорители вершин», 4-е место – «ИТР», закрыла пятерку лучших команда «Дефицита Net».

А. В. Лепа, специалист по организационной работе ППО ОАО «Корпорация «Иркут»,
фото Михаила Запрягаева и Татьяны Шутовой

11 июля 2013 года в актовом зале Федерации профсоюзов Свердловской области прошел IV Информационный семинар профсоюзов Уральского федерального округа на тему «Информационные войны в профсоюзной работе».

Профсоюз трудящихся авиационной промышленности на этом семинаре представляли: О. Б. Терентьев (председатель Свердловской областной организации), М. С. Никитина (председатель ППО ОАО «МЗиК»), В. Н. Иванов (председатель ППО ВСМПО), А. В. Терентьев (правовой инспектор Свердловской областной организации) и Т. М. Ковязина (председатель организационно-массовой комиссии ППО ВСМПО).

В самом начале семинара выступили с приветственной речью: председатель ФПСО А. Л. Ветлужских, секретарь по информационной работе ФНПР и главный редактор газеты «Солидарность» А. В. Шершуков, представитель ФНПР в Уральском федеральном округе А. Н. Козенков и председатели Федераций профсоюзов Челябинской и Курганской областей Н. Н. Буяков и В. В. Андрейченко.

C докладом «Информационные войны глазами СМИ» выступил шеф-редактор Российского информационного агентства «УРА.РУ» Михаил Вьюгин. Его выступление было посвящено проблемам информационных взаимоотношений профсоюзов с работодателями и о той роли, которую могут сыграть в этом журналисты различных информационных агентств. Михаил дал несколько практических советов для профсоюзных работников, в том числе порекомендовал активно использовать помощь СМИ для отстаивания прав и доброго имени профсоюза.

Секретарь по информационной работе ФНПР А. В. Шершуков провел презентацию на тему «Опыт работы в первичной профсоюзной организации», рассказал о разных инструментах информационной работы.

Второй частью мероприятия стал круглый стол на тему «Опыт ведения информационных войн в профсоюзных организациях. Выработка практических рекомендаций». Открывала круглый стол руководитель Департамента социальных гарантий и информации ФПСО А. Т. Сгибнева.

С практикой ведения информационных войн выступили: Р. В. Чудова (руководитель пресс-центра Федерации профсоюзов Курганской области), О. В. Касаткина (заведующая пресс-центром Федерации профсоюзов Челябинской области), Я. А. Чирков (заместитель председателя Федерации профсоюзов Оренбургской области), В. А. Каменских (председатель профкома АТП ОАО «Ураласбест») и другие.

Итогом семинара стала разработка практических рекомендаций в отношении ведения информационной войны с работодателем и инструкции «Действия профсоюзного актива в случае информационной войны».

А. В. Терентьев, правовой инспектор Свердловской областной организации

Этим летом дети работников ОАО «НАЗ «Сокол» отдыхают в детских оздоровительных лагерях: «Александровка», «Искатели», «Олимпийские надежды», «Лесная сказка», «Орленок» и в санатории «Морская звезда» на Черноморском побережье. Со всеми лагерями предприятие заключало договоры и раньше, а вот с детским оздоровительным лагерем «Искатели» в первый раз. Поэтому комиссией профкома по культурно-массовой работе было принято решение посетить лагерь и посмотреть, как там отдыхают наши дети.

«Искатели» находятся в сосновом бору курортной зоны Зеленого города Нижегородской области. Чистый воздух, смешанный лес – то, что нужно для размещения зон отдыха.

Встретила нас директор лагеря Галина Федоровна Слепнева и с удовольствием рассказала о своем «детище». В лагере работают кружки по интересам, позволяющие детям приобрести определенные навыки, например, в области стеклографии, лепки из глины или изготовления мягких игрушек. Для юных спортсменов оборудованы тренажерный зал и спортивно-игровые площадки, а для любителей чтения работает библиотека. Ежедневно в лагере проходят мероприятия развлекательной и развивающей направленности.

Ребята проживают в благоустроенных каменных отапливаемых корпусах. В фойе каждого корпуса имеются теннисные столы, телевизоры. Отзывы у ребят положительные. Ребятишки с удовольствием давали интервью и делились впечатлениями. Дни пребывания в лагере летят с неимоверной скоростью, а «соколятам» хочется все успеть: и в конкурсах поучаствовать, и кружки посетить, и в футбол поиграть.

Комиссию профкома удовлетворила организация детского досуга, питания, размещения детей в корпусах, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с загородным лагерем «Искатели».

Н. А. Любимова, председатель комиссии по культурно-массовой работе и социальному страхованию

С 5 по 7 июля 2013 года на базе отдыха «Жигулевские просторы» ОАО «Авиаагрегат» прошел 11-й слет молодежи среди предприятий авиационной промышленности. Мероприятие продолжает преследовать такие традиционные цели, как мотивация профсоюзного членства, пропаганда здорового образа жизни и сохранение спортивных и культурных традиций молодежи.

В слете приняли участие 120 человек с 8 предприятий отрасли: ОАО «Кузнецов», ОАО «Кузнецов» СНТК, ОАО «Кузнецов» ОП Винтай, ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Салют», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «Гидроавтоматика», ОАО «Авиакор-авиационный завод».

С приветственным словом выступили: С. М. Мельников – председатель Самарской областной организации профсоюза трудящихся авиационной промышленности, П. Г. Ожередов – председатель Федерации профсоюзов Самарской области, А. М. Петричко – генеральный директор ОАО «Авиаагрегат», Ж. В. Мельник – председатель ППО ОАО «Авиаагрегат».

В соответствии с программой слета были проведены спортивные соревнования по 5 видам спорта: мини-футболу, волейболу, дартсу, метанию мяча в корзину и настольному теннису.

На слете была проведена интеллектуальная игра, которая состояла из двух этапов: разминки и кроссворда. Победитель определялся максимальным количеством правильных ответов. Вопросы были из самых разных областей знаний. Игра прошла очень динамично, весело и азартно. Силы всех команд были равны и бесспорно каждая из них достойна победы, но сочетание широких знаний и быстрого ума позволило команде ОАО «Гидроавтоматика» занять I место.

В общекомандном зачете учитывались результаты по 5 видам спорта. Лучшей оказалась команда ОАО «Авиаагрегат». Второе место – ОАО «Кузнецов», третье место разделили ОАО «Салют» и ОАО «Гидроавтоматика».

На торжественном закрытии командам-победителям были вручены кубки и медали.

С. М. Мельников, председатель Самарской областной организации Профсоюза

Переход оборонных предприятий на контракты полного жизненного цикла был признан единственно верным путем развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России. Военную технику, в частности, авиационные комплексы, должны обслуживать и ремонтировать те, кто ее производит, решили члены Бюро Союза машиностроителей России на расширенном заседании 11 июня. По словам заместителя министра обороны Юрия Борисова, концепция перехода работы предприятий ОПК на новую систему уже разработана Министерством промышленности и торговли РФ и внесена в правительство. Согласно резолюции заседания, концепция может быть дополнена предложениями, которые заинтересованные стороны должны подготовить к 10 августа.

Идея перехода на контракты жизненного цикла озвучивалась уже неоднократно, поддержал ее и президент России Владимир Путин. Главным сторонником новой системы взаимодействия между Минобороны и промышленным комплексом стал министр обороны РФ Сергей Шойгу. "Мы хотели бы предложить новую систему по ремонтному обслуживанию вооружения и военной техники. Связано это в первую очередь с тем, что мы бы хотели перейти, во-первых, на сквозные контракты (контракты жизненного цикла) от изготовления до утилизации", – говорил ранее министр. "И вторая часть, пожалуй, она основная – мы хотим передать капитальный и средний ремонт на предприятия-изготовители, выведя их в том числе из подразделений Министерства обороны. Тем самым, естественно, освобождая численность дополнительно", – отмечал он, выступая на военно-промышленной конференции весной этого года.

Участники отрасли, машиностроители, политические деятели и эксперты неоднократно отмечали, что переход на контракты жизненного цикла станет логичным продолжением проводимых военных реформ, так как будет способствовать совершенствованию гособоронзаказа (ГОЗ), укреплению конкурентных позиций России на международном рынке и избавлению военного министерства от несвойственных функций. "Речь идет о сквозных контрактах на весь период существования вооружения и военной техники – от изготовления до утилизации. Мы не раз поднимали этот вопрос на различных уровнях. И я очень рад, что новое руководство Минобороны нас услышало и пошло навстречу оборонно-промышленному комплексу", – сказал генеральный директор ГК "Ростех" Сергей Чемезов.

Ю. Борисов при этом отметил, что заключение первых контрактов полного жизненного цикла с российскими предприятиями намечено уже на этот год. Готовность содействовать начинаниям Минобороны выразили присутствующие на заседании представители ГК "Ростех" и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По словам С. Чемезова, корпорация "Ростех" готова заниматься капитальным и средним ремонтом военной техники. "Обоюдная польза нашего партнерства очевидна. Военное ведомство освобождается от несвойственных ему функций и получает продукцию, соответствующую требованиям современных Вооруженных Сил. При этом предприятия ОПК получают долгосрочные стабильные заказы на свою продукцию, а также условия для качественного и своевременного выполнения заданий ГОЗ. Это также даст возможность для ускоренной модернизации и инновационного развития ОПК", – сказал он.

По его мнению, система контрактов жизненного цикла очень перспективна, и благодаря им взаимодействие промышленности и оборонного ведомства может выйти на качественно новый уровень. "Есть все основания полагать, что система контрактов жизненного цикла очень перспективна", – сказал С. Чемезов, приведя в качестве аргумента также международный опыт в этой сфере.

Аналогичной позиции придерживаются в ОАК. Там уже началась программа по разработке внутрикорпоративной системы управления, основанной на стандартах по обеспечению полного жизненного цикла изделий, сообщил в своем выступлении президент корпорации Михаил Погосян. По его словам, для внедрения новых стандартов и контроля за их исполнением, ОАК проводит организационные изменения в структуре компании. "Создаются дирекции по всем направлениям деятельности, ключевая задача которых состоит в том, чтобы обеспечить контроль стоимости при реализации и обеспечить ремонтный цикл изделий на всех этапах их эксплуатации. Сегодня мы проводим внедрения этих процессов параллельно как в боевых комплексах: на производстве самолетов семейства "МиГ", так и на самолетах транспортной и гражданской авиации", – подчеркнул М. Погосян.

Вместе с тем, участники заседания отмечают, что вопросов в деле контрактов жизненного цикла пока больше, чем ответов. Об основных проблемах на пути к успеху в этой сфере рассказал С. Чемезов. По его словам, первая и главная задача, которую необходимо решить в рамках работы по переходу на новую систему взаимоотношений – разработка и создание соответствующей нормативно-правовой базы. "В российском законодательстве пока нет самого понятия контрактов жизненного цикла, контрактов жизненного цикла как формы государственно-частного партнерства. Пока возможность использовать контракты жизненного цикла есть только у строителей автомобильных дорог в рамках закона о концессионных соглашениях", – сказал С. Чемезов.

На отсутствие документов сослался и Ю. Борисов. "Предстоит большая работа по разработке новых и совершенствованию уже существующих документов и нормативной базы, придется дорабатывать или разрабатывать стандарты, которые будут сопровождать этот цикл", – заметил замглавы Минобороны.

М. Погосян, в свою очередь, рассказал, что в ОАК уже проводится работа по созданию соответствующей нормативно-правовой базы. "Мы значительное внимание уделяем сегодня созданию нормативной базы по всем направлениям: управление проектированием, конфигурацией, требованиями, стоимостью, проектированием, производством, кооперацией, обеспечением логистической и техподдержки", – сказал он в своем выступлении. По словам президента ОАК, необходимо создать около 200 нормативных документов, чтобы описать весь процесс. При этом половина документов либо уже создана, либо находится в разработке. Завершить эту работу планируется в течение ближайшего года.

Специалисты во время заседания не раз замечали, что для перехода на контракты жизненного цикла мало предпринять какие-то фактические действия или написать новые законы. Чтобы система заработала, нужно пересмотреть саму систему взаимодействия между военными и промышленностью. По словам С. Чемезова, как минимум понадобится основательно пересмотреть систему финансирования столь долгосрочных проектов. "Потребуется также внести изменения во всю систему планирования и формирования финансирования ГОЗ. Оборонное ведомство пока ограничено положениями бюджетного кодекса, которые не предусматривают заключения долгосрочных контрактов на обеспечение жизненного цикла в отношении военной техники", – рассуждает глава "Ростеха". Он полагает, что потребуются и новые методы управления оборонным заказом.

При этом С. Чемезов отмечает, что сегодня у представителей отрасли нет достаточного опыта, чтобы просчитать жизненный цикл изделия, оценить необходимые затраты и вложения. Согласно его представлению, было бы правильным к долгосрочным контрактам применять ориентировочную стоимость, а окончательную считать по факту исполнения работ. Он предположил также, что контракты жизненного цикла, заключаемые на десятилетия, будут иметь рамочный характер, не включающий ни номенклатуры, ни объем выполняемых работ.

М. Погосян придерживается похожего мнения, рекомендуя пользоваться тем опытом, который наработан в гражданской промышленности. "Тот опыт, который сегодня нарабатывается в гражданской авиационной технике, очень полезен при разработке подходов к управлению жизненными циклами изделий в области военных авиационных комплексов", – заметил глава ОАК.

Специалисты не сомневаются, что столь масштабные изменения должны происходить постепенно. С. Чемезов призвал министерство обороны провести научно-исследовательскую работу с привлечением предприятий ОПК, у которых есть необходимый опыт. После того, как будут отработаны законодательные и нормативно-правовые акты, в тестовом режиме систему можно будет запустить с привлечением 2-3 предприятий ОПК и воинских частей. "После опыт можно будет распространять на территорию всей страны, учитывая особенности инфраструктурные и социальные. Очевидно, что ремонтные предприятия, которые будут переданы ОПК, имеют разное состояние. Некоторые придется реструктуризировать, а может быть и вообще ликвидировать", – сказал он.

М. Погосян рассказал, что в ОАК такая работа уже ведется. "Нам необходимо создать новую систему взаимодействия между участниками процесса эксплуатации и создания вооружений российских и необходимо сформировать технологические процессы каким образом будет осуществляться управление жизненным циклом изделий", – сказал он. По его словам, сегодня в ОАК запущено два пилотных проекта: по обслуживанию введенного недавно в эксплуатацию Су-34 и модернизации комплекса Су-25.

ОАК сегодня, пожалуй, самый активный участник процесса по переходу на контракты жизненного цикла: корпорация принимает под свое крыло 40 предприятий.

Источник: информационный портал «АвиаПорт.Ru»

10 июля 2013 года состоялся визит представителей профсоюза оборонной промышленности на НАЗ им. В. П. Чкалова. Участники обменялись опытом работы в сфере охраны труда. В составе делегации из 32 человек были как председатели первичек, так и уполномоченные по охране труда предприятий оборонпрома Новосибирска.

Гости посетили цеха агрегатной сборки фронтового бомбардировщика Су-34, оснащенные оборудованием, отвечающим современным требованиям, обратили внимание на информационные стенды, посвященные охране труда на предприятии, осмотрели бытовые и служебные помещения. Председателю профсоюзного комитета НАПО им. В. П. Чкалова Виктору Леонидовичу Райму задавались многочисленные вопросы – особенно в отношении охраны и условий труда, дополнительных оплачиваемых отпусков, работы уполномоченных по охране труда.

В информационном центре НАЗ им. В. П. Чкалова состоялось совместное совещание представителей двух профсоюзов, на котором выступил главный государственный инспектор полномочного представителя президента РФ по Сибирскому региону Василий Николаевич Соколов.

Все участники встречи высоко оценили значение профсоюзной организации НАПО в жизни НАЗ им. В. П. Чкалова. Опыт, приобретенный на НАЗ, обязательно будет взят на вооружение и найдет достойное применение на предприятиях оборонки, так же, как и пример решения проблем на заводе, особенно в сфере охраны труда, строительства жилья и благоустройства территории.

О. В. Токарь, специалист по информационной работе НГППО ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова»

10 июля в Москве подписан договор между ОАО «Пермский моторный завод» и ОАО «ОАК-Транспортные самолеты» на поставку двигателей ПС-90А-76 для самолетов Ил-76МД-90А. Документ подписали от имени ПМЗ генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Владислав Масалов, от имени ОАК-ТС – президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян.

В соответствии с условиями договора ПМЗ изготовит и поставит 156 двигателей для военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А в период с 2013 по 2020 гг. Отгрузка первых 4 двигателей для ОАК-ТС будет осуществлена в ноябре 2013 года.

Подписанный контракт является первым заказом из запланированных на ближайшие 10 лет. В настоящее время ведутся переговоры о поставке двигателей для Министерства обороны РФ и других государственных заказчиков. Общее количество заказанных двигателей может достигнуть 450 шт. и будет произведено за период до 2025 года.

Управляющий директор ОАО «Пермский моторный завод» Сергей Попов, комментируя событие, отметил: «С подписанием договора на поставку двигателей для самолётов Ил-76МД-90А начинается новый серьезный этап в жизни завода. Реализация этой программы позволит обеспечить полную загрузку производственных мощностей Пермского моторного завода, провести модернизацию производственной и технологической базы предприятия. Кроме того, в июне 2013 года между ОАО «ПМЗ» и ОАО «Банк ВТБ» достигнуто соглашение об открытии кредитно-документарного лимита на рефинансирование кредитного портфеля и осуществление текущей деятельности предприятия. Данный долгосрочный пятилетний лимит позволит обеспечить ритмичную работу предприятия, с целью соблюдения цикла закупок материалов, комплектующих, дорогостоящих полуфабрикатов и агрегатов для выполнения растущей производственной программы, а также осуществлять инвестиционную деятельность. Получение столь крупного заказа на поставку двигателей на период до 2020 года и подписание долгосрочного кредитного соглашения с ОАО «Банк ВТБ» позволяет нашему предприятию уверенно смотреть в будущее».

Сертифицированный в 2003 году двигатель ПС-90А-76 значительно улучшает эксплуатационные характеристики самолетов Ил-76МД-90А. Двигатель соответствует не только действующим, но и перспективным нормам и требованиям ИКАО по шуму и эмиссии вредных веществ, что позволяет самолету работать в любой точке земного шара. К настоящему времени серийно изготовлено 74 двигателя ПС-90А-76, которые работают на крыле самолетов Ил-76ТД-90, Ил-76МФ, А-50 в авиакомпаниях России, Азербайджана, Индии и Иордании. За это время двигатель на практике подтвердил свои высокие эксплуатационные характеристики. Лидерный двигатель по состоянию на 1 июля 2013 года наработал 10 646 часов (2889 полетов) без ремонта и продолжает эксплуатироваться, что является рекордным показателем в отечественном двигателестроении. Выпущено более 400 двигателей всех типов семейства ПС-90А. Суммарная наработка всего парка на сегодняшний день достигла 3,2 млн часов.

Пресс-служба ОАО «Пермский моторный завод»