1

В начале августа в Таганроге на базе первичной профсоюзной организации ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» состоялось выездное совместное заседание постоянной комиссии ЦК Профсоюза по внутрисоюзной работе и Методического совета по вопросам профсоюзного образования.

На выбор места проведения выездного заседания повлиял основной вопрос повестки дня: «О работе с молодежью и кадровым резервом в Ростовской областной организации Профсоюза». С. В. Пугаев, заместитель председателя Ростовской областной организации профсоюза на общественных началах, председатель молодежного совета областной организации, представил членам комиссии подробную информацию о работе с молодежью и кадрами в ППО, входящих в Ростовскую областную организацию. Доклад сопровождался фото- и видеопрезентацией. Члены комиссии отметили высокий уровень работы обкома и ППО в данном направлении и приняли решение, что ростовский опыт необходимо распространять и среди других организаций Профсоюза.

Также в ходе заседания был обсужден проект Отраслевого соглашения по авиационной промышленности на 2014-2016 годы. Было предложено включить в проект дополнительные положения, касающиеся молодых работников авиационных предприятий, в частности для тех, кто получает высшее образование. Данные предложения впоследствии были внесены на обсуждение президиума ЦК Профсоюза и одобрены.

Еще одним вопросом, которому было уделено особое внимание, был проект Рекомендаций по организации и проведению Школы профсоюзного актива в ППО, который содержит рекомендации для организаторов ШПА, примерное Положение о ШПА, примерную программу и учебно-тематический план занятий ШПА и конспект лекций к отдельным темам в помощь преподавателям. Проект был в целом одобрен и рекомендован к изданию с учетом поступивших предложений от членов комиссии и методсовета.

Следующий рабочий день был посвящен знакомству с ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева» и работой первичной профсоюзной организации. Участники мероприятия посетили сборочные и механические цеха, побывали на площадке выкатки самолетов, встретились с членами профсоюзного комитета. О. В. Бондарь, председатель ППО, рассказал о деятельности первички.

Заключительный рабочий день в Таганроге был полностью посвящен молодежным вопросам. Состоялось расширенное заседание Молодежного совета Ростовской областной организации, в котором приняли участие члены МС ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева», председатели ППО, входящих в областную организацию, участники выездного заседания. Обсуждался один из главных на сегодняшний день в Профсоюзе вопросов – сохранение и увеличение профсоюзного членства среди молодежи. Другие вопросы также были тесно связаны с основным: проведение областного конкурса «Профсоюзный лидер» и открытого турнира по пляжному волейболу.

В заключение заседания Т. А. Власенко, заместитель председателя Профсоюза, принимавшая участие в заседании МС, вручила С. В. Пугаеву и А. С. Марковой дипломы и медали, присужденной им в апреле текущего года премии им. А. Ф. Бреусова.

Организационный отдел ЦК Профсоюза

В ОАО «СЭГЗ» (г. Сарапул) ежегодно выделяются средства на ремонт и реконструкцию производственных подразделений для создания благоприятных условий труда.

2013 год не стал исключением. Через Соглашение по охране труда к Коллективному договору в 15 подразделениях предприятия было установлено 30 кондиционеров. Это позволило привести в соответствие с нормами микроклимат в подразделениях, прежде всего для создания комфортных условий труда работников и не только. Это необходимо и для точности работы оборудования.

Отдел охраны труда ЦК Профсоюза

7 августа 2013 года прошло заседание профсоюзного комитета ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова», на котором обсуждались меры снижения травматизма на производстве НАЗ им. В. П. Чкалова. С докладом выступил руководитель отдела охраны труда Геннадий Геннадьевич Ильин, который рассказал об основных причинах, приводящих к травматизму. В основном ими являются: незнание специфики работы, несоблюдение элементарных правил безопасности, хождение по территории предприятия в неположенных местах, гололед в зимний и весенний период. За 7 месяцев произошло 12 несчастных случаев. Большинство из них – переломы, колотые, резаные и рваные раны, которые относятся к легким, но ведут к временной, а иногда и к полной, потере трудоспособности.

Один из несчастных случаев произошел 16 мая в цехе 13. В процессе зачистки заусенцев вулканитовым абразивным кругом, установленным на токарном станке, произошел зацеп радиусом поверхности круга по наружному диаметру, в результате чего круг разорвало на две части и осколком, отлетевшим от круга, работник получил открытую рану височно-челюстной области (резаная рана подбородка). В ходе расследования комиссия установила, что вулканитовый абразивный круг, которым пострадавший снимал заусенцы, хранился в его тумбочке длительное время, сроки эксплуатации и хранения истекли, изменилась структура оборудования, так что круг нельзя было использовать в работе.

Другой пример. Работник выполнял задание по погрузке и транспортировке металлической стружки и других производственных отходов в контейнер. При утрамбовке стружки ногой порезал себе обувь и повредил ногу. В ходе расследования комиссия установила, что работник был обеспечен спецобувью, предусмотренной нормами выдачи СИЗ, но работал в своей домашней обуви, чем нарушил п. 4.1 «Положения о порядке приобретения, учета, выдачи, хранения и эксплуатации средств индивидуальной защиты», действующего на предприятии. В результате работник получил колотую рану правой пяточной области.

Все 12 случаев травматизма произошли исключительно из-за невнимательности работников и неудовлетворительной организации производственной работы со стороны руководителей подразделений разного уровня. Профсоюзный комитет призывает к неукоснительному исполнению правил охраны труда всеми работниками НАЗ им. В. П. Чкалова.

Рассмотрев эти и другие случаи, профсоюзный комитет НАПО принял решение: руководителю службы охраны труда и председателю ППО подготовить план мероприятий по снижению травматизма на НАЗ им. В.П. Чкалова с указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

О. В. Токарь, специалист по информационной работе НГППО ОАО «НАПО им. В. П. Чкалова»

XVI Отраслевой турнир по мини-футболу на Кубок Профавиа пройдет в октябре 2013 г. в Казани.

Заявленные команды будут разделены на 2 группы: «Высшая лига» и «Первая лига». Участники команд должны быть членами Профсоюза.

С Положением «О проведении XVI Отраслевого турнира по мини-футболу на Кубок Профавиа среди работников предприятий авиационной промышленности» можно ознакомиться здесь.

Отдел социальных гарантий ЦК Профсоюза

Правительство РФ подготовило план развития авиационной промышленности до 2015 года. На его реализацию потребуется более 250 млрд рублей: 180 млрд заложены в федеральном бюджете, еще 70 млрд предполагается привлечь из внебюджетных источников. Помимо непосредственного изготовления и последующей сертификации летательных аппаратов, авиационных двигателей и оборудования, план предусматривает финансовую помощь предприятиям отрасли. Большинство средств перераспределятся между крупными интегрированными структурами: "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК) и подконтрольными ГК "Ростех" корпорациями.

Распоряжение о выполнении плана развития авиационной промышленности в 2013-2015 годах в рамках Государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" ранее подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Теперь документ должен быть размещен на сайте Минпромторга. В правительстве полагают, что исполнение плана "создаст основу для эффективного мониторинга и контроля" реализации госпрограммы. Экспертное сообщество замечает, что значительная часть мероприятий предусматривает финансовое оздоровление предприятий авиационной промышленности, а значительная часть выделяемых средств, согласно плану, пойдет на покрытие старых долгов компаний.

Осязаемый результат

Что касается непосредственно создания, испытаний, сертификации и ввода в эксплуатацию новой техники, документ предполагает, например, что к концу 2013 года должна быть сертифицирована по европейским нормам модификация самолета Бе-200. И этот шаг специалисты считают одним из самых важных и полезных из заложенных в плане.

Значительное внимание в документе уделяется перспективам проекта создания самолета МС-21. Предполагается, что также к концу текущего года будет разработана рабочая конструкторская документация (РКД) на самолет МС-21-300 с двигателями Pratt&Whitney (РКД под установку отечественных ПД-14, предполагается, должна быть готова к осени 2014 года). К концу следующего года должны быть изготовлены опытные образцы самолета для ресурсных и статических испытаний. К концу 2015 года должны появиться четыре летных образца самолета МС-21. Ранее представители ОАК и разработчика самолета МС-21 – Корпорации "Иркут" – обещали, что все работы по проекту будут выполнены в срок. Как заявлял президент "Иркута" Олег Демченко, четыре опытные машины уже запущены в работу. И три из этих четырех – летные.

В это же время правительство планирует поработать над двигателем ПД-14 разработки пермского "Авиадвигателя", которым этот самолет впоследствии планируется оснащать. Партия опытных двигателей должна быть изготовлена к декабрю 2014 года. Еще через год планируется провести наземные стендовые и летные сертификационные испытания ПД-14 и подготовить доказательную документацию для его сертификации. Ранее генеральный директор ОДК Владислав Масалов рассказывал, что в настоящее время первый образец двигателя-демонстратора технологий уже собран на пермском "Авиадвигателе" и прошел испытания. Согласно его ожиданиям, двигатель может быть поставлен на испытания в декабре текущего года, а начало летной отработки будет возможно уже к середине 2014 года. По его словам, "Авиадвигатель" уже подал заявку на сертификацию ПД-14 в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета, приступить к международной сертификации разработчик планирует до конца года. В ОДК "АвиаПорту" подтвердили, что в заявленные в документе сроки планируют уложиться.

Что касается вертолетостроения, к концу текущего года, согласно плану, планируется собрать первый опытный образец вертолета Ми-38 ОП-4 с двигателями ТВ7-117В. К сентябрю 2015 года он должен быть сертифицирован. Ранее сообщалось, что к настоящему времени третий опытный прототип этого вертолета должен быть перебазирован на летно-испытательный комплекс для проведения наземных и летных испытаний, четвертый, завершающий опытную партию, Ми-38 будет построен в конце 2013 году и полетит в 2014 году.

Предполагается также динамичное развитие проекта Ка-62: к концу текущего года запланирована постройка дополнительного летного образца вертолета, в концу следующего будут проведены летные сертификационные испытания, к сентябрю 2015 планируется разработать РКД для расширения условий эксплуатации вертолета. Программа сертификационных полетов вертолета Ка-62 была согласована еще весной 2013 года. Согласно планам компании, к концу года планируется выпустить три опытных образца. В холдинге "Вертолеты России" также подтвердили, что в установленные сроки планируют уложиться, и что выделяемого финансирования для реализации задуманного достаточно. "В документе отражено все, что мы делаем в рамках ФЦП. Когда такие программы пишутся, они, конечно, согласуются с промышленностью. Конечно, мы все успеем в сроки. О работе, которая уже проделана, мы отчитаемся на МАКСе", – сказали "АвиаПорту" в "Вертолетах России".

Электронный рай

Большие планы у правительства на создание и сертификацию интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). К концу текущего года планируется построить и начать испытания первых образцов, к концу следующего – провести сертификационные испытания и получить одобрение МАК, к концу 2015 – подготовить доказательную документацию для сертификации по нормам EASA. Комплекс создается силами принадлежащей ГК "Ростех" структуры – концерна "Радиоэлектронное оборудование" (КРЭТ). Входящий в КРЭТ "Авиаприбор-холдинг" в апреле этого года подписал с Минпромторгом контракт на изготовление опытных образцов аппаратуры для интегрированного комплекса бортового оборудования на основе модульной авионики (ИКБО ИМА). В КРЭТ говорят, что в настоящее время изготавливаются образцы оборудования, а также стенды для его отладки. "ИКБО ИМА будет поставляться в том числе для перспективного российского самолета МС-21. Кроме того, планируется предложить ОАО "ОАК" поставку разработанного оборудования для многоцелевого транспортного самолета MTA, Sukhoi Superjet NG, а "Вертолетам России" – для перспективных скоростного и легкого вертолетов", – объяснили "АвиаПорту" в холдинге.

Серийное производство БРЭО планируется начать в 2016-2017 годах. Доля отечественного БРЭО в перспективных воздушных судах к этому времени будет составлять около 50% в денежном выражении. По предварительным оценкам, это будет приносить российским производителям 17-18 млрд рублей. Важность международной сертификации оборудования в холдинге объясняют интересом со стороны иностранных заказчиков: "Оборудование спроектировано с учетом требований международных стандартов и может устанавливаться на иностранные воздушные суда. К ряду разрабатываемых систем и приборов уже проявляют интерес зарубежные компании. Речь идет, в частности, о системах технического зрения, навигационных средствах, интеллектуальных индикаторах и кабинных пультах", – говорит представитель компании.

Маленькие, но много

Вместе с четко означенными и понятными планами, в документе описаны также некоторые менее конкретизированные идеи, вроде создания опытного образца-демонстратора самолета для местных воздушных линий в двух вариантах "многоцелевого вместимостью до 15-19 мест" и "скоростного вместимостью до 19 мест". По оценкам некоторых экспертов, попытка создания в России новых типов самолетов, в то время как сохраняются проблемы с SSJ-100 и не реализован проект МС-21, не рационально. Тем более, согласно мировой практике, продажи самолетов для местных авиаперевозок должны быть "оптовыми". Так, например, по оценкам компании Beechcraft, создавшей серию турбовинтовых самолетов разной вместимости King Air, чтобы проект самолета для местных воздушных линий вышел на окупаемость, необходимо продавать в год более 300 машин. С учетом обширных планов по локализации в России производства самолетов такого типа зарубежных производителей, целесообразность создания еще одной модели остается под вопросом.

Развитие в долг

В любом случае, это только одна часть плана. Вторая, не менее масштабная, подразумевает непосредственное влияние на финансовое состояние авиастроительных компаний: ОАК и некоторых предприятий "Оборонпрома". В частности, уже проведена реструктуризация кредитных обязательств "НПО "Сатурн". В 2014-2015 годах предполагается компенсировать компании часть затрат по уплате процентов по кредиту, который "Вшешэкономбанк" привлекал для реструктуризации. Предусмотрено финансирование на реализацию инвестиционной программы производства двигателей SaM-146 в этом и следующем годах, а также на снижение стартовых убытков компании по продажам этих двигателей в 2014 году. Для ОАК предусмотрена компенсация затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для реструктуризации задолженности с предоставлением госгарантий в 2010 году. Предполагается также снижение финансовой нагрузки на "Оборонпром" по обслуживанию облигационных займов, привлеченных для развития программы создания двигателей ПД-14.

"Большая часть плана так или иначе связана с компенсацией затрат на финансирование прежних долгов. Это опасно: в условиях очень ограниченного масштаба производства кредитные деньги "вымывают" собственный капитал. По сути, государство за счет средств на развитие промышленности компенсирует прежние её потери и затраты", – комментирует документ заместитель гендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.

Всего план подразумевает финансирование в объеме 254 млрд 70 млн 579,25 тыс. рублей. Из них 182 млрд 58 млн 875,50 тыс. рублей заложены в бюджете, привлечь планируется 72 млн 11 тыс. 703,75 рублей. Предполагается, что суммарный объем финансирования госпрограммы до 2025 года составит 1 трлн 705 млрд 510 млн 537 тыс. рублей, из которых на федеральный бюджет приходится 1 трлн 207 млрд 683 млн 191 тыс. рублей, а на внебюджетные источники – 497 млрд 827 млн 346 тыс. рублей.

Источник: информационный портал «АвиаПорт.Ru»

Уважаемые коллеги!

Сердечно поздравляю вас с Днем воздушного флота России!

Все этапы становления и развития отечественной авиации неразрывно связаны с историей нашего государства. Во время Великой Отечественной войны, ставшей серьезным испытанием для всего советского народа, в составе Военно-Воздушных Сил страны сражались 68 авиационных групп и отрядов особого назначения гражданского воздушного флота. Трудно переоценить вклад гражданских авиаторов в славное дело Победы над фашистской Германией. Даже акт о полной капитуляции врага был доставлен из Берлина в московский аэропорт Внуково экипажем гражданского самолета.

День воздушного флота России – праздник не только авиаторов, но и всех тех, чьим умом, силами, талантом рукотворные птицы взлетают в воздух. История авиации России неразрывно связана с историей авиастроения, его подъемами и падениями. И мы сегодня вправе гордиться достижениями нашей отрасли, позволившими поднять ее на мировой уровень, несмотря на все трудности.

Профсоюзные организации авиастроителей всегда были активнейшей частью трудовых коллективов. Поэтому они в полной мере причастны к тому славному пути, который прошла отечественная авиация. И сегодня профсоюзный актив является единственной надежной опорой трудящихся, позволяющей решать вопросы их социальной, правовой защиты в непростых условиях современной России.

Хотелось бы выразить всем работникам отрасли, и прежде всего профсоюзным активистам признательность за их нелегкий труд, пожелать крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии, весомых достижений на благо нашей Родины.

С праздником, друзья!

Н. К. Соловьев, председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности

13 июля 2013 года состоялась встреча представителей Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности и ОАО «Концерн «Авиационное оборудование».

Обсуждался формат взаимоотношений работодателей и Профсоюза, рассматривалась имеющаяся практика работы координационных советов Профсоюза.

Стороны считают необходимым постоянно обмениваться информацией, вырабатывать позиции по наиболее проблемным вопросам социально-трудовых отношений, совместно с предприятиями выстраивать систему решения наиболее актуальных задач.

Рассматривался механизм организации регулярных встреч, порядок проведения совместного аудита по ряду направлений деятельности предприятий интегрированной структуры, затрагивающих интересы работников. Приоритетными являются вопросы оплаты и стимулирования труда, промышленной безопасности, кадровой, в том числе молодежной, политики.

Достигнута принципиальная договоренность о сроках заключения соглашения о взаимодействии и сотрудничестве и в ближайшей перспективе корпоративного соглашения с целью конкретизации обязательств сторон в эффективном регулировании социально-трудовых отношений в интересах бизнеса с одновременным обеспечением социально-экономических интересов работников.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профсоюза

13 августа 2013 года в Самаре состоялось заседание президиума Самарского областного комитета профсоюза трудящихся авиационной промышленности. На заседании были рассмотрены плановые вопросы.

По итогах статистической отчетности по экономическому положению предприятий и заключению колдоговоров за I полугодие 2013 года выступила В. В. Гудкова, заведующая отделом организационной и кадровой работы областного комитета.

Было отмечено, что в I полугодии 2013 года все предприятия авиационной промышленности Самарского региона работали полную рабочую неделю. На большинстве предприятий минимальная заработная плата обеспечивалась на уровне или выше прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарском регионе. Средняя заработная плата на предприятиях в I полугодии 2013 года повышалась, но незначительно. На ОАО «Кузнецов», ОАО «Авиагрегат» средняя заработная плата сохранилась на прежнем уровне.

Снизились темпы роста объемов производства на ряде предприятий, на ОАО «Авиакор – Авиационный завод» и ОАО «Авиаагрегат» произошло падение объемов производства на 17,1% и 17% соответственно. По данному вопросу принято постановление.

О решениях, принятых на выездном заседании комиссии ЦК профсоюза по внутрисоюзной работе в Таганроге, доложил С. М. Мельников, председатель Самарской областной организации профсоюза.

Об итогах конкурса детского рисунка под девизом «Мама, папа и завод» выступила В. М. Медведева, заведующая отделом охраны областного комитета.

На президиуме были рассмотрены и другие вопросы повестки дня. По всем вопросам приняты постановления.

С. М. Мельников, председатель областной организации профсоюза

С 23 июля по 6 августа в Республике Татарстан на аэродроме Балтаси прошел чемпионат России в стандартном классе планеров. В результате упорной борьбы чемпионом России по планерному спорту стала наша коллега, председатель первичной профсоюзной организации ОАО «ОКБ «Сокол» Хамитова Лариса Вячеславовна.

Поздравляем нашу активистку, спортсменку и просто красавицу с заслуженной победой! Так держать!

Татарский республиканский комитет Профавиа

В учебном центре МООП «Битца» состоялось заседание президиума Центрального комитета Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. В нем приняли участие члены президиума ЦК, приглашенные председатели ряда первичных профсоюзных организаций.

Состоялся семинар, в ходе которого участники заседания ознакомились с изменениями в трудовом законодательстве и ряде нормативных актов, с проблемами состояния охраны труда на предприятиях, с вопросами, касающимися социального пакета.

Президиум рассмотрел ряд вопросов, в том числе о созыве VI пленума Центрального комитета профсоюза, о структурной перестройке и хозяйственных преобразованиях в авиационной промышленности, о ходе подготовки Отраслевого соглашения по авиационной промышленности на 2014-2016 гг., о проведении XVI Отраслевого турнира по мини-футболу на Кубок Профавиа и ряд других.

По всем рассмотренным вопросам приняты постановления.

Отдел информационной работы ЦК профсоюза

Холдинг "Вертолеты России" в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2013 продемонстрирует модернизированный средний многоцелевой вертолет Ми-171А2 и средний многоцелевой вертолет Ка-62. Отметим, что Ми-171А2 создан на базе серии вертолетов Ми-8/17, а Ка-62 – впервые в истории отечественного вертолетостроения производится в тесной кооперации с международными компаниями. Кроме того, холдинг представит новый транспортно-пассажирский вертолет Ми-38. Он примет участие в летной программе.

"Традиционный интерес со стороны операторов вертолетной техники и отраслевых специалистов ожидается к гражданскому многоцелевому легкому вертолету "Ансат" и к вертолету AW139, который производится на совместном предприятии HeliVert, созданном холдингом "Вертолеты России" и итальянской компанией AgustaWestland", – подчеркнули представители "Вертолетов России".

Также холдинг представит модели вертолетов, включая проект перспективного среднего вертолета (ПСВ) – Rachel (Russian Advanced Commercial Helicopter). Впервые он был продемонстрирован во время авиасалона Фарнборо-2012 в Великобритании. В пресс-службе "Вертолетов России" отметили, что в будущем ПСВ придет на смену российским вертолетам семейства Ми-8/17. На стенде также будет установлен полноразмерный макет вертолета Ка-62 в корпоративном варианте.

Напомним, что в летной программе предстоящего Международного авиационно-космического салона МАКС-2013 будет представлено более 20 участников. На статической стоянке будет размещено 100 летательных аппаратов. Кроме иностранных участников в летной программе МАКС-2013 выступит большое количество российских пилотажных групп.

Источник: деловой авиационный портал www.ato.ru