1

В ОАО Казанский завод «Электроприбор» подведены итоги конкурса на лучшую подготовку подразделений к 100-летнему юбилею завода. Конкурс проводился с целью улучшения условий труда, повышения культуры производства, обновления информационных стендов, в том числе по истории подразделений, привлечения внимания к благоустройству, озеленению помещений и территории завода.

Надо сказать, что к юбилею наш завод реально преобразился. Здания покрашены или отделаны сайдингом, дороги заасфальтированы, производственные и бытовые помещения отремонтированы. Но очень важно, чтобы чистота и уют создавались и поддерживались работниками в самих подразделениях. Ведь известно, что мы проводим на работе две третьих своей жизни.

Итоги подводились по семи номинациям. В этот раз оргкомитет конкурса по предложению профкома принял иную схему подведения итогов. Жюри не выбирало лучших среди цехов, отделов или среди вспомогательных служб. Всем коллективам (независимо от сферы деятельности, размера помещения, количества работающих) предлагалось участвовать в конкурсе по любой из номинаций или по нескольким одновременно.

Номинации были такие: «Лучший зеленый уголок в помещениях подразделений, с учетом декоративных качеств растений, их разнообразия и количества»; «Самое красивое и уникальное растение»; «Лучшая зона отдыха или комната приема пищи по функциональности, дизайну, оригинальности, уюту и комфорту»; «Самый интересный информационный стенд»; «Лучший уголок истории подразделения»; «Лучшее помещение, его содержание в соответствии с нормами производственной санитарии с учетом проведенных ремонтных работ, чистоты и порядка»; «Лучшая закрепленная за подразделением территория по благоустройству и озеленению».

Конечно, к конкурсу все готовились и хотели показать что-то лучшее, чем у других. Но для жюри под руководством заместителя председателя первичной профсоюзной организации завода М.Н. Сахиповой было важно, чтобы те условия, которые демонстрировались, служили работникам завода длительное время – или для повышения работоспособности, или для отдыха в обеденный перерыв.

Жюри конкурса признало победителями в различных номинациях контрольно-сдаточный цех, инженерный центр, здравпункт, литейно-штамповочный цех, отдел соцкультбыта, механический цех, электро-теплосиловой цех.

Жюри приняло решение наградить поощрительными премиями участок входного контроля, диспетчерский отдел, службу связи и сигнализации, участок 23 (литейно-штамповочный цех), цех лакокрасочных покрытий, отдел строительства и ремонта, эксплуатационно-ремонтный отдел.


Наталья Гарбузова,
редактор заводской газеты Казанский завод «Электроприбор»,
г. Казань

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») сообщили о ходе реализации совместного проекта в области разработки двигателей. Партнером ЦАГИ выступил Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет).

Работа посвящена созданию и использованию прямоточных воздушных электрореактивных двигателей (ПВЭРД) для долговременного поддержания космических аппаратов (КА) на сверхнизких орбитах – 150–250 км. Исследования проводятся в рамках программы ЦАГИ–РАН.

Благодаря подобным силовым установкам срок активного существования КА на сверхнизких орбитах больше не будет зависеть от запаса топлива, замененного на газы из разреженной атмосферы, окружающей аппарат. Помимо этого, полет на сверхнизких орбитах позволит значительно уменьшить затраты на запуск КА, а также требуемые мощности передатчиков и приемников спутниковой связи.

Ранее специалисты ЦАГИ разработали физико-математическую модель процессов, происходящих в воздухозаборнике и накопителе газов ПВЭРД. Затем ученые сформировали условия длительного пребывания спутника с таким двигателем на низких орбитах и получили синтез оптимального управления КА с силовой установкой нового типа.

В свою очередь, коллеги из МАИ спроектировали и испытали основные элементы двигательной части, обосновали выбор материалов для ПВЭРД, а также модернизировали стенд для имитации его работы на орбите. Далее специалисты двух институтов планируют создать действующую модель ПВЭРД, испытать ее и подтвердить работоспособность и корректное взаимодействие устройств забора газов и двигательной части.

Программа ЦАГИ–РАН действует с 2000 года. Ее цель – применение результатов фундаментальных исследований Российской академии наук для решения практических задач авиационно-космической отрасли. ЦАГИ в качестве головного института выполняет связующую роль между РАН и предприятиями промышленности, организуя прикладные исследования по наиболее актуальным проблемам авиастроения. Совместные исследования ученых ЦАГИ и МАИ в области разработки перспективных двигателей стартовали в 2013 году.


По материалам ЦАГИ

Объединенная авиастроительная корпорация объявила о начале работы портала «Одно окно для поставщиков».

Сегодня ОАК и дочерние подразделения холдинга взаимодействуют примерно с 3000 организаций, производителями комплектующих изделий и материалов. Основная задача портала – привлечение новых поставщиков на авиационный рынок, повышение конкурентоспособности и оперативное взаимодействие предприятий-изготовителей авиационной техники (головного разработчика) и поставщиков авиационной отрасли.

«ПАО «ОАК» открывает портал для действующих и потенциальных поставщиков, где можно ознакомиться с требованиями Корпорации к поставщикам комплектующих изделий и материалов, внести информацию о своих технологических и производственных возможностях. Новая система позволит конструкторским службам и службам закупок более продуктивно взаимодействовать с поставщиками», – отметил директор департамента закупочной деятельности Алексей Соснин.

Сообщение размещено в открытом доступе на сайте ПАО «ОАК».


По материалам ЦАМТО

В течение 2017 года работники профсоюзных организаций Пермского Совета Роспрофавиа не раз встречались на различных спортивных площадках города. С февраля по ноябрь проходили соревнования в рамках 8-й спартакиады среди профсоюзных организаций территориальной организации Профавиа по 11 видам спорта. Были и личные, и командные соревнования. Организация и финансирование спартакиады полностью обеспечивалось силами территориального Совета.

В конце ноября были подведены итоги 8-й спартакиады. До самого ее окончания было трудно предугадать, кто же станет победителем. Результаты были настолько близки, что по окончании последнего вида соревнований – по шахматам – у двух первых и двух вторых команд оказалось одинаковое количество очков. В связи с этим призеров пришлось определять по количеству занятых первых мест.

По результатам комплексного зачета в шаге от третьего места осталась команда профорганизации АО «Авиадвигатель» (председатель Ю.С. Молчанова), бронза досталась команде первичной профсоюзной организации «СТАР-ИНКАР» (председатель Б.Д. Красноперов), второе место заняла команда профорганизации АО «ОДК-Пермские моторы» (председатель С.М. Тулупов). Победителями в комплексном зачете стала команда профорганизации АО «Редуктор-ПМ» (ответорганизатор Г.Р. Шилова). Команда «Редуктора» впервые заняла первое место по итогам спартакиады.

На расширенном заседании президиума Пермского Совета Роспрофавиа были вручены награды призерам, а также командам, принимавшим активное участие в спартакиаде.


У.В. Крапивина,
заместитель председателя Пермского Совета Роспрофавиа,
г. Пермь

Первые поставки в войска модернизированных «Ночных охотников» Ми-28 НМ начнутся в конце следующего года, сообщает холдинг «Вертолеты России».

«В настоящее время на предприятии ведется подготовка к производству модернизированного вертолета Ми-28НМ, призванного внести существенный вклад в повышение боевых возможностей подразделений армейской авиации. Он начнет поступать в войска в конце 2018 года», – сказал ТАСС управляющий директор входящего в холдинг ростовского предприятия «Роствертол» Петр Мотренко.

Ми-28НМ – модернизированная версия Ми-28Н, который состоит на вооружении как российской армии, так и в вооруженных силах зарубежных государств.

По словам разработчиков, модернизированный «Охотник» – принципиально новая машина с улучшенными тактико-техническими, летными и боевыми характеристиками.

Новый вертолет получил радар кругового обзора и новую систему управления. Для модернизированного «Ночного охотника» создаются улучшенные лопасти несущего винта – они увеличат крейсерскую скорость машины на 13 процентов, а максимальную – на 10. Модернизированный Ми-28Н способен разгоняться до 340 километров в час.

Кроме того, на новом вертолете установлена более совершенная навигационная аппаратура. которая отвечает за определение скорости, угла сноса и высоты. Этот комплекс позволяет автоматически выдерживать курс даже если все навигационные системы «Охотника» выйдут из строя.

Модернизация затронула и систему вооружения ударного вертолета. Специально для Ми-28НМ были серьезно усовершенствованы управляемые противотанковые ракеты «Атака» и «Хризантема». У них увеличена дальность захвата и уничтожения целей.

Добавим, что свой первый полет Ми-28 НМ совершил в октябре 2016 года.


Дмитрий Григорьев / «Российская газета»

Российский истребитель пятого поколения Су-57 наконец-то получил новое «сердце». В среду стартовали летные испытания двигателя «Изделие 30», разработанного эксклюзивно для «невидимки». Днем ранее шеф-пилот компании «Сухой» Сергей Богдан поднял в воздух прототип, оборудованный этими движками. Полет продлился 17 минут и прошел без сбоев и нареканий. Именно двигатели до недавних пор оставались единственным недостающим звеном в программе Су-57, не позволявшим отнести эту машину к по-настоящему новому поколению. Теперь же самолетный «пазл» сложился окончательно. О том, какие возможности дадут Су-57 двигатели «Изделие 30», – в материале РИА Новости.

Дальше, выше, быстрее

Изначально все прототипы Су-57 оснащались турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-41Ф1 с управляемым вектором тяги – усовершенствованной версией движков, с которыми летают серийные истребители поколения 4++ Су-35С. Модифицированное изделие отличается повышенной силой тяги, сложной системой автоматизации, полностью цифровой системой управления, новой турбиной и улучшенными расходными характеристиками. Тем не менее этого было недостаточно для принципиально нового боевого самолета.

«Наличие более современного двигателя повышает динамику самолета, разгонные характеристики, – рассказал в эфире радио Sputnik гендиректор компании «Альянс авиационных технологий Авинтел» Виктор Прядка. – Новые двигатели более экономичны и обладают большими ресурсами. Поэтому эксплуатационные качества самолета и его боевые возможности будут повышены».

Говоря проще, двигатели «Изделие 30» сделают Су-57 более быстрым, маневренным и экономичным. Он сможет дольше оставаться в воздухе и получит возможность выполнять боевые задачи на больших расстояниях – по сравнению с истребителями предыдущих поколений. Собственно, именно серийное производство нового двигателя окончательно закроет вопрос, нужен ли нашим ВКС истребитель пятого поколения. Ранее ряд гражданских и военных экспертов высказывали сомнения в целесообразности производства Су-57, который отличался от серийного и проверенного в боевых действиях Су-35С, по сути, только малозаметностью.

Мощнее «Раптора»

Конструктивная возможность для установки новых двигателей была реализована на так называемых прототипах Су-57 второго этапа: Т-50-6 (первый полет – 27 апреля 2015 года), Т-50-8 (17 ноября 2016 года) и Т-50-9 (17 ноября 2016 года), а также Т-50-11 (первый полет – 6 августа 2017 года). Облик одиннадцатого самолета наиболее близок к серийной машине.

Как неоднократно подчеркивали в «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК), «Изделие 30» является полностью «свежим» агрегатом, а не модернизацией более ранних образцов. К его основным особенностям можно отнести новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор и перспективную систему управления. «Изделие 30» позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что серьезно экономит топливо. Как сообщил в начале года представитель ОДК Антон Чечуков, в двигателе реализовано «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют мировых аналогов, также мы считаем, что с этим двигателем Т-50 будет еще более прорывным проектом, более тяговооруженным и совершенным».

По данным из открытых источников, два двигателя «Изделие 30», установленные на Су-57, смогут развивать суммарную тягу до 36 тысяч килограммов в секунду. Движки ближайшего конкурента российской «невидимки» – американского истребителя F-22 Raptor – могут выдавать чуть меньше: около 32 тысяч килограммов в секунду. Но в чем отечественный самолет однозначно превосходит западных конкурентов, так это в маневренности. «Изделие 30» обеспечивает отклонение вектора тяги по всем ракурсам. Грубо говоря, оборудованный ими самолет может буквально танцевать в воздухе, резко меняя направление и скорость. Это позволяет истребителю уходить от ракет, «сбрасывать» с себя захват РЛС противника и эффективно драться с любым самолетом в маневренном ближнем бою. У двигателей F119-PW-100, установленных на американских «Рапторах», сопла отклоняются лишь по вертикали.

Готовность к серии

Напомним, в июле этого года на авиасалоне МАКС главком ВКС России Виктор Бондарев сообщил о подписании предварительного заключения по государственным совместным испытаниям первого этапа. Бондарев подчеркнул, что получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов Су-57. Таким образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать предсерийными машинами.

«Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного аппарата, – подчеркнул главком ВКС. – Конструкторы работают над тем, чтобы машина делала максимум за пилота».

Во многом такого уровня автоматизации удалось достичь благодаря самой современной электронной начинке самолета от разных производителей. В частности, российский Фонд перспективных исследований впервые представил на МАКС–2017 «нервную систему» этой машины – интерфейс, который контролирует состояние конструкции. Для демонстрации его возможностей фонд продемонстрировал макет ПАК ФА, изготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким образом, что при его деформировании (например, при попытке согнуть крыло) все внешние воздействия отображаются на мониторе, позволяя оценить характер дефектов.

На завершающем этапе находится и программа разработки перспективных вооружений для нового самолета. Она включает в себя всю номенклатуру авиационных средств поражения: ракеты «воздух – воздух» малой и большой дальности, корректируемые авиабомбы, противотанковые управляемые ракеты.

«Этими разработками занимается концерн «Тактическое ракетное вооружение», – рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – После завершения испытаний новые системы пойдут не только на ПАК ФА, но и на самолеты предыдущих поколений, что значительно повысит их боевые возможности. Очень надеюсь, что в рамках госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы ВКС России получат внушительную партию истребителей пятого поколения».

Первые серийные Су-57 начнут поступать в войска в следующем году. По данным из открытых источников, к завершению госпрограммы вооружений до 2025 года в составе ВКС будет около 60 истребителей пятого поколения. Первые двенадцать поставят до конца 2021 года.


По материалам РИА Новости / Андрей Коц

Традиционный конкурс «Краса Иркута–2017» среди работниц Иркутского авиационного завода состоялся в ДК им. Ю. Гагарина. Организатор конкурса – Совет молодежи ИАЗ при поддержке заводской профсоюзной организации.

В конкурсе приняли участие 12 девушек. В ходе конкурса участницам нужно было показать свои лучшие качества в нескольких номинациях. Девушки дефилировали в классическом, спортивном и деловых костюмах. Творческий конкурс порадовал публику своим разнообразием. Участницы пели, танцевали, читали стихи собственного сочинения, разыгрывали театральные постановки.

Оценивало конкурсантов жюри под председательством директора по управлению персоналом А.В. Марочкина. Зрители, а зал был полон, стали свидетелями красочного выступления участниц конкурса, кроме того, велась прямая трансляция в группе конкурса в социальной сети «ВКонтакте».

Каждая из участниц получила титул, наиболее соответствующий ее образу и талантам, и, конечно, призы от наших спонсоров и организаторов.

Победителем конкурса «Краса Иркута–2017» была признана Полина Косарева, менеджер по персоналу отдела 310. Она же получила приз зрительских симпатий. Титул «1-я вице-краса Иркута» получила Дарья Шамонова, кладовщик отдела 541, второй «вице-красой Иркута» стала Дарья Ельцова, токарь-револьверщик цеха 220.


Ольга Налетова,
специалист по организационной работе профкома Иркутского авиационного завода,
г. Иркутск

14 ноября 2017 года в г. Екатеринбурге на базе АО «НПП «Старт» им. А.И. Яскина»» под руководством председателя Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомирова состоялось заседание Координационного совета профсоюза по взаимодействию с холдингом «Технодинамика». На мероприятии обсуждались вопросы практики применения систем оплаты и стимулирования труда на предприятии и в интегрированной структуре, а также позиция управляющей компании по применению Стандартов единой корпоративной социальной политики.

В работе Координационного совета приняли участие Р.М. Идрисов – генеральный директор АО «НПП «Старт» им. А.И. Яскина» и А.И. Сударев – начальник управления персонала АО «Технодинамика».

Открывая заседание, А.В. Тихомиров обратил внимание участников на систему работы Координационного совета, порядок взаимодействия с холдингом, направления развития социального партнерства, необходимость совместного решения наиболее проблемных вопросов, касающихся социально–экономических интересов работников.

Директор по персоналу предприятия С.А. Жеребцов изложил действующую на предприятии систему стимулирования труда, которая прозрачна, предусматривает справедливую оценку вклада работника в достижение результатов в работе, учитывает производственную деятельность, как в целом по предприятию, так и обеспечивает взаимосвязь показателей премирования между структурными подразделениями, сочетает ключевые показатели эффективности на корпоративном и индивидуальном уровнях. Система направлена на привлечение и закрепление кадров, позволяет эффективно, качественно выполнять плановые задания, в том числе по государственному оборонному заказу.

Характеризуя стратегию развития холдинга, Андрей Сударев отметил, что она направлена на увеличение доли выручки от реализации гражданской продукции, построение системы послепродажного обслуживания (в т. ч. за рубежом), создание новых высокотехнологичных рабочих мест, масштабную модернизацию производственного комплекса предприятий. Были изложены предложения по применению Стандартов корпоративной социальной политики.

По мнению председателя профсоюза, надо принимать дополнительные социальные гарантии в соответствии со Стандартом, но только в том случае, если они, являясь приложением к коллективному договору, не будут ухудшать сложившиеся социальные гарантии для работников, и контроль за их реализацией будет осуществлять профсоюзный комитет.

Обсуждались и другие актуальные вопросы, затрагивающие социально-трудовые права и интересы работников.


Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профавиа

Председатель первичной профсоюзной организации Каменск-Уральского литейного завода Александра Виноградова выступила на митинге, посвященном открытию на заводе мемориальной доски. Памятный знак каменские литейщики установили к 105-летию со дня рождения легендарного директора КУЛЗа Бориса Дмитриева.

Он возглавлял предприятие более 20 лет – с 1954 по 1977 годы. Это время пришлось на наращивание потенциала предприятия, как части растущей экономики страны. В списке больших дел заводского главы: открытие новых корпусов для цехов цветного, чугунного литья и металлокерамики, пожарного депо, строительство жилья, технического училища, поликлиники, больницы, детсадов, молочной кухни, бани, стадиона, парка отдыха, загородных пионерского лагеря и базы отдыха, других объектов. Вся введенная в строй социальная инфраструктура курировалась профсоюзной организацией, в которой на то время состояли все работники КУЛЗа.

Александра Виноградова запомнила его как руководителя, жестко требовавшего соблюдения трудовой дисциплины и порядка на производстве и в быту. Дмитриев мог у проходной остановить и отчитать опоздавшего, заехать с проверкой в заводское общежитие. Он был талантливым любознательным человеком, любил конструирование, даже вел в клубе радиокружок для детей, увлекался фотографией и киносъемкой.

Память Бориса Дмитриева, работавшего на заводе с первых дней пуска – инженером, руководителем сборочного цеха, позже – начальником производства, а затем – директором, внесшим огромный вклад в развитие завода и города, пришли почтить представители муниципальной власти, ветераны и работники предприятия.

«Сегодня мы открываем памятную доску, чтобы все понимали: историю делают люди. И их нужно помнить и уважать», – сказал на митинге генеральный директор предприятия почетный гражданин города Анатолий Барабанов.


Юнона Каталевская,
ответственный за информработу в ППО «КУЛЗ»,
г. Каменск-Уральский

Замечательное событие состоялось 3 декабря в помещении Пермского техникума промышленных и информационных технологий. Семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!», организованный Пермским Советом Роспрофавиа и посвященный прошедшему Дню матери, собрал 38 семей работников Пермского авиапрома – членов профсоюза. Ярко украшенный зал и талисман Авиошка встречали всех участников воскресным утром.

Началось все с парада участников, где всех приветствовали председатель Пермского Совета Роспрофавиа С. М. Тулупов и заместитель председателя ППО «СТАР-ИНКАР» М.Я. Новокрещенных. Главный судья соревнований Ю.П. Торсунова пожелала всем прекрасного настроения и удачи. Также на открытии продемонстрировали свое мастерство представители разных видов боевых искусств.

После парада началось самое главное: дети вместе со своими родителями должны были пройти пять видов испытаний – прыжки на скакалке, дартс, кольцеброс, прыжок в длину с места и, конечно, самый яркий вид соревнований – комбинированная эстафета. Все семьи были поделены на шесть групп, в зависимости от состава семьи и возраста ребенка. Переходя от вида к виду, родители и дети все больше заряжались спортивным азартом. Поддержка друг друга и ободряющие слова самых близких людей – главный залог победы, если не в соревнованиях, то над самим собой обязательно.

Пока подводили общие итоги соревнований, всех участников ожидали еще сюрпризы: лица детей преображались после кисти аниматора, который делал ребятам аквагрим; ребята рисовали рисунки для своих мам, желающие могли поучаствовать в перетягивании каната, взрослые и младшие представительницы слабого пола могли продемонстрировать совсем не слабую подготовку в качании пресса, а мужчины, как большие, так и маленькие – в подтягивании.

Но вот наступил торжественный момент: парад построился для объявления итогов соревнований. С окончанием состязаний участников поздравила представительница одного из самых изящных видов спорта – художественной гимнастики – Власова Даша, подарив всем необыкновенные эмоции, исполнив номер «Мама».

Победителями в своих группах стали представители разных организаций Совета: две семьи, которые стали лучшими в своих группах, Лосевых и Ширяевых, представляли ППО «СТАР-ИНКАР»; среди победителей были две семьи, представляющие профорганизацию АО «Редуктор», а именно семьи Левиных и Поповых; также лучшими стали семья Марковых (профорганизация АО «ОДК-Пермские моторы») и семья Зубовых (профорганизация АО «Инструментальный завод-ПМ»).

Медали, дипломы, цветы и памятные подарки нашли своих героев. Также все без исключения семьи получили подарки от Пермского Совета Роспрофавиа и от партнера по дисконтной программе «Профсоюзный плюс» – СКО «Мир здравия». Директор кампании Людмила Ускова не только вручила сертификаты всем участникам, но и подготовила сюрприз в виде стихов.

Эмоции не утихают до сих пор, и сомнений не остается ни у кого: такой праздник нужен, и в следующем году семейные старты вновь соберут работников наших предприятий и их семьи, чтобы вместе провести время, проявить свою спортивную подготовку и единство.


У.В. Крапивина,
заместитель председателя Пермского Совета Роспрофавиа,
г. Пермь

Свердловская областная профсоюзная организация провела первого декабря традиционный ежегодный семинар председателей цеховых организаций профсоюза. Тема нестареющая: обеспечение трудовых прав работников, включая правовые основы охраны труда. Решающую помощь в подготовке семинара оказал учебно-методический центр Федерации профсоюзов Свердловской области. УМЦ подобрал для нас грамотного преподавателя, знающего и понимающего роль профсоюзов во взаимодействии трудящихся и работодателя.

Три часа занятий прошли на одном дыхании. В состав «курсантов» председатели первичных профсоюзных организаций включили большей частью активистов, начавших свою деятельность в роли руководителей цеховых профсоюзных организаций в ходе прошедшей отчетно-выборной кампании. Сами председатели также приняли участие в семинаре и показывали пример активности. Участвовали в работе семинара и специалисты аппарата областного комитета профсоюза.

Результаты семинара оценены его участниками как положительные. Завершился день по сложившейся традиции неформальным общением.


О.Б. Терентьев,
председатель Свердловской областной профсоюзной организации,
г. Екатеринбург