1

В конце года на Каменск-Уральском литейном заводе принят новый коллективный договор между администрацией предприятия и трудовым коллективом, который представляет первичная профсоюзная организация Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности.

Документ регламентирует режим труда и отдыха, условия работы, охраны труда, заработной платы, социальные гарантии и льготы, систему поощрений и наград, деятельность профсоюза, программы взаимодействия с молодежью и ветеранами.

«Этот важнейший внутренний закон принят на три ближайших года. Именно на него будут опираться обе стороны при принятии других документов, решений, урегулирования спорных вопросов», – отметила председатель первички КУЛЗа Александра Виноградова.

Постулаты договора сохранены, при этом текст подкорректирован в связи с изменениями в Трудовом кодексе.

По предложению профсоюзной организации, внесен ряд изменений. В частности, при увольнении по собственному желанию пенсионер (по возрасту или инвалидности), отработавший на заводе не менее 10 лет (для женщин) и 15 лет (для мужчин), получает 1,5 среднемесячной заработной платы и по 600 рублей за каждый год непрерывного стажа.

В новой редакции изложены еще несколько пунктов колдоговора: о предоставлении оплачиваемых дней отдыха в случае смерти близких родственников (их круг расширен родителями супруга или супруги), о выплате вознаграждения за безупречный труд, материальной помощи при вступлении в брак. Увеличено вознаграждение за безупречный труд в связи с юбилейным днем рождения (для женщин: 50, 55, 60 лет, для мужчин: 50, 60, 65 лет) при стаже работы 10–19 лет выплата составит 2 000 рублей, 20-29 лет – 3 000 рублей, 30-39 лет – 4 500 рублей, более 40 лет – 6 000 рублей.

При вступлении в брак впервые молодой супруг (или супруга), работающий за КУЛЗе, получит 4 000 рублей. Если на литейном заводе трудятся оба, то каждому теперь полагается по 10 000 рублей. Это сделано в целях закрепления молодых кадров на предприятии.

Принято соглашение по охране труда на 2022 год. Оно традиционно включает в себя проведение медосмотров, лечебных процедур, оказание первой медицинской помощи, мероприятия по предупреждению несчастных случаев, профилактике профзаболеваний, короновируса, организацию санаторно-курортного лечения, обучение правилам охраны труда.

Предусмотрены мероприятия, направленные на улучшение условий труда и производственного быта: ремонт ряда бытовых и рабочих помещений, установка пластиковых окон. В течение 2021 г. проведены ремонты вентиляции на линии фосфатирования цеха 55 и литейного конвейера цеха 65, ремонты помещения мастерской в цехе цветного литья, химлаборатории, комнаты приема пищи работников участка гальваники, замена окон в цехе цветного литья и частично в чугунолитейном, приобретена система очистки питьевой воды в чугунолитейный цех.

Общая сумма затрат на выполнение соглашения по охране труда составит более 23 млн рублей, год назад было более 21 млн рублей. Увеличение суммы произошло за счет подорожания стоимости медосмотров, которые ежегодно проходят работающие в условиях с вредными или опасными производственными факторами. В 2021 г. проверку здоровья прошли 1300 человек – 80% работников предприятия, включая тех, кто работает за компьютером.

В соответствии с колдоговором проиндексированы тарифные ставки, оклады и сдельные расценки работников завода – на 5%.

– Реализация принципов коллективного договора является для администрации предприятия одной из приоритетных задач, – отметил генеральный директор АО «КУЛЗ» Вячеслав Русаков. – Мы работаем в этом направлении в диалоге с профсоюзом, обеспечивая выполнение социальных прав, гарантий и социальную защиту каждого сотрудника предприятия.

– Радует, что в цехах улучшаются условия труда, становится меньше узких мест. Но есть еще над чем работать, есть к чему стремиться, чтобы сделать труд работников завода легче физически, безопасней, комфортней, а значит предприятие – лучше и привлекательнее, – подчеркнула председатель первичной профсоюзной организации КУЛЗа Александра Виноградова.

Справочно: на КУЛЗе сегодня трудится 1 340 человек, средний возраст которых равен 46 годам. 635 человек прошли обучение в заводском бюро подготовки кадров для повышения разряда и получения второй профессии, 12 человек учатся в вузах и техникумах за счет предприятия, около 70 студентов городских техникумов, колледжей и вузов прошли на заводе практику в течение 2021 года. На предприятии работают столовая, здравпункт, проводятся социальные, культурные, спортивные мероприятия.


Пресс-центр КУЛЗа,
г. Каменск-Уральский

22 декабря в формате онлайн состоялось совместное заседание информационной комиссии и Совета молодежи Южной территориальной профсоюзной общественной организации. Председатели комиссии и совета Ю.А. Кошелева и М.С. Пономарева рассказали коллегам о предстоящей работе. Будущий год, отметили они, будет насыщен различными мероприятиями и обучением в рамках плана работы теркома Профавиа.

Генеральный совет ФНПР объявил 2022 год Годом информационной политики и цифровизации работы профсоюзов. Это значит, что и Молодежному совету, и информационной комиссии предстоит разноплановая деятельность в организационной и социальной сферах, работа по активизации имеющихся ресурсов информационной практики и созданию новых.

Как показывает опыт, каждое заседание комиссии и совета проходит максимально продуктивно. Вот и сейчас участники совещания подняли многочисленные проблемы, которые не остались без внимания. Были приняты решения о мероприятиях, которые завершат текущий год, а также заложат фундамент деятельности следующего года.

В работе заседания принял участие председатель ЮТПОО В.В. Овчинников, который одобрил злободневность затронутых вопросов, прокомментировал их и пожелал всем участникам хороших праздников и плодотворной работы в новом году.


Молодежный совет ЮТПОО Профавиа,
г. Ростов-на-Дону

Конкурс профмастерства среди молодых работников, прошедший в ПАО «Электроприбор» в сентябре, открыл новую страницу в истории заводского профессионального мастерства, заложил основу для повышения уровня профессиональных знаний и навыков, стимулировал рост профессионального уровня работников. Положительный опыт молодежного конкурса подтолкнул к идее проведения конкурса среди работников старше 35 лет.

Участниками конкурса профмастерства 10–11 декабря стали 19 работников двух профессий – токари и слесари-сборщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Свои умения и профессионализм показывали лучшие представители основных рабочих профессий завода.

Организаторами конкурса профмастерства выступили администрация и профсоюзная организация предприятия. Конкурс традиционно состоял из двух этапов – теоретическая часть (тест) и практическая часть (выполнение конкурсного задания).

Теоретическая часть состояла из 20 вопросов, за правильные ответы начислялось по баллу. И надо сказать, что именно теория во многом предопределила итоговые результаты. Победители в каждой номинации были лучшими в теоретической части. И, напротив, те участники, которые набрали мало баллов на первом этапе, не смогли в итоге попасть в тройку сильнейших.

Баллы в практической части начислялись за качество изготовления (до 50), время изготовления (до 20) и соблюдение техники безопасности (до 10).

Победитель среди токарей качественно изготовил деталь, был лучшим в теории, соблюдал технику безопасности. Претенденты на второе и третье места отстали от победителя лишь на балл. В итоге в общем зачете лучшим стал работник, более качественно выполнивший деталь. Баллов за время изготовления никто из токарей не получил. А вот техника безопасности в этот раз ни у кого не подкачала.

Если у токарей тройка лучших пришла к финишу вровень, то у слесарей-сборщиков победитель выиграл с большим отрывом. На первом месте работник, выполнивший самую качественную сборку, показавший лучший уровень теоретических знаний и набравший 15 баллов за время изготовления.

Лучшие заводские токари и слесари-сборщики получат возможность представлять «Электроприбор» на отраслевых и региональных конкурсах профмастерства.

Своими впечатлениями поделился победитель конкурса в номинации «Слесарь-сборщик» Александр Войнов:

– Это новый для меня опыт, в подобных конкурсах я ранее не участвовал. Сравнимо со спортивными соревнованиями – адреналина достаточно, и руки немного дрожали. В теоретической части затруднения вызвали вопросы по тем областям знаний, которые мы на практике не применяем и с чем не работаем. У нас есть своя специфика. Практическое задание для меня было не очень сложное. Единственное, что норма времени на мой взгляд была занижена. В целом, такие конкурсы, дело правильное. Они позволяют работникам развиваться, совершенствоваться, получать уверенность в себе.

Председатель профсоюзной организации Т.В. Казакова поблагодарила всех участников конкурса за смелость и проявленное мастерство, оргкомитет – за организацию, а жюри – за высокий уровень подготовки и оценки конкурсных заданий. Татьяна Васильевна выразила уверенность, что традиции проведения заводских конкурсов профмастерства будут продолжены.

Победители и призеры конкурса получили дипломы и денежные премии: за первое место – 100 000 рублей, за второе место – 75 000 рублей, за третье место – 50 000 рублей. Победители в каждой номинации были награждены памятными статуэтками. Профком вручил всем участникам кружки с логотипом конкурса профмастерства и значки Профавиа.


Сергей Пудовкин,
заместитель председателя ППОО ПАО «Электроприбор»,
г. Тамбов

22 декабря на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» прошла конференция трудового коллектива по итогам выполнения коллективного договора, принятого на 2020 год и продленного на 2021 год, и заключению нового колдоговора на 2022–2024 годы. В конференции приняли участие директор филиала Н.В. Савицких, председатель профсоюзной организации И.Р. Ганиев, руководители и профсоюзные активисты цехов и отделов.

По основным вопросам выступили начальник управления производственного планирования А.В. Купцов, начальник отдела социального развития персонала Г.Р. Нугаева, начальник управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии И.В. Солдатов, председатель профсоюзной организации И.Р. Ганиев. Директор филиала Н.В. Савицких рассказал о перспективах развития завода, закупке нового оборудования и повышении заработной платы различных категорий работников. Также он ответил на заданные вопросы и призвал отнестись серьезно к замечаниям, высказанным на конференции, работать совместно с профсоюзным активом.

В течение 2021 года собирались замечания и предложения от подразделений завода. Часть из них нашли свое отражение в новом коллективном договоре, который по сравнению с предыдущим включил в себя значительные положительные изменения в части увеличения социальных гарантий и льгот и улучшения социально-бытовых вопросов.

Голосованием единогласно был принят проект нового коллективного договора, и тут же представители администрации завода и трудового коллектива в лице директора филиала Н.В. Савицких и председателя профсоюзной организации завода И.Р. Ганиева подписали новый коллективный договор, который будет действовать в течение трех лет.


Р.С. Баскакова,
специалист профкома КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев»,
г. Казань

Фото А.А. Пилипенко

В торжественной атмосфере прошло предновогоднее заседание президиума Свердловского областного комитета профсоюза.

С докладом о проведенной работе выступила председатель контрольно-ревизионной комиссии областной профсоюзной организации Татаринова М.В.

На заседании были подведены итоги смотра-конкурса областной профсоюзной организации «Лучший уполномоченный по охране труда», а также утверждены кандидатуры для участия в смотрах-конкурсах ЦК профсоюза, ФПСО на звание «Лучший уполномоченный по ОТ», «Лучший технический инспектор труда». Утвержден план работы областного комитета Профавиа на следующий год.

Параллельно с президиумом состоялся семинар-совещание главных бухгалтеров организаций профсоюза, входящих в областную организацию Профавиа, на тему «Изменения в налоговом законодательстве с 01.01.2022».


А.В. Терентьев,
правовой инспектор Свердловской областной организации Профавиа,
г. Екатеринбург

Какой же Новый год без конкурсов! Профком и Молодежный совет ПАО «Электроприбор» организовали конкурс новогодних поделок. На суд жюри нужно было представить работу по следующим номинациям: новогоднее украшение; елочная игрушка; елочка. Участие в конкурс принимали работники предприятия – члены профсоюза и их дети.

Допускалось изготовление поделки любого размера, в любой технике и из любого материала: ткань, пластик, дерево, бумага, металл и т.д. Поощрялось размещение символики Профавиа. Для участия в конкурсе было заявлено более 50 работ. И как же сложно было жюри сделать свой выбор!

В каждой номинации жюри определило тройку победителей. Специальными призами были отмечены работники, принявшие участие во всех трех номинациях, а также работы, выполненные детьми. Приз зрительских симпатий получила елка от коллектива столовой. Победителей наградили денежными премиями и дипломами.

Работы выставлены в профкоме, и до конца года у заводчан есть возможность посмотреть на изумительные по красоте новогодние композиции, елочки и игрушки.  Новогоднее настроение создано!


Сергей Пудовкин,
заместитель председателя ППОО ПАО «Электроприбор»,
г. Тамбов

На территории лагеря «Искра» состоялся традиционный спортивно-развлекательный праздник «Здравствуй, Зимушка-Зима!», организованный для заводчан и членов их семей профсоюзным комитетом Казанского вертолетного завода.

В этом году впервые праздник прошел на новой для работников завода территории, поэтому были опасения, что не будет гостей. Пригласили приглашены артистов, скоморохов, Деда Мороза и Снегурочку, подготовили различные соревнования. Все наши опасения оказались напрасны, на праздник приехали около 200 человек. Водили хороводы, пели песни, рассказывали стихотворения, участвовали в турнирах по шашкам, дартсу. Поднимали гири, перетягивали канат и получали призы.

Новое место проведения праздника понравилось заводчанам. К сожалению, не получилось покататься на лыжах, т.к. в связи с небольшим количеством снега не была готова лыжня. Но и это не помешало повеселиться, отдохнуть и приблизить новогоднее настроение!


Профком КВЗ,

г. Казань

22 декабря состоялась новогодняя интеллектуальная онлайн-игра, организованная ЦК Профавиа, в которой приняли активное участие молодые специалисты АО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа».

В онлайн-игре приняли участие более 160 работников предприятий авиационной промышленности России, членов Профавиа.

АО «НИИтурбокомпрессор им. В.Б. Шнеппа» представляли Е.А. Бусарев, З.Р. Габдрахманова, М.Л. Почейкин, Ю.В. Сидорова, Е.Ю. Фролова, Г.И. Хадеева, Т.Ю. Чеснокова, Р.Р. Шайхутдинов. Участники собрались вместе, чтобы поддерживать друг друга в непростой игре, защищая честь своей организации.

Правила, как и прежде просты, на каждый ответ дается по 30 секунд, в течение которых важно правильно и орфографически корректно ответить на заданный вопрос за наименьшее количество времени. Все 15 вопросов были так или иначе связаны с новогодней тематикой, начиная от произведений искусства и заканчивая знанием исторических фактов о зарождении праздника и его традициях.

Игроки могли зарегистрироваться в программе и отметить свою организацию перед началом игры. Вся игра заняла 15 минут и была рассчитана на молниеносную реакцию и абсолютное знание темы. По мере прохождения викторины, каждый участник видел количество правильных ответов и ориентировочное место в турнирной таблице. По окончании игры выяснилось, что в первую десятку лидеров вошел наш председатель Совета молодых специалистов Почейкин Максим Леонидович, занявший 9 место.

Новогодняя игра стала приятным и полезным перерывом в работе, вдохновив участников пересмотреть упомянутые фильмы, посвященные Новому году. ЦК Профавиа, как добрый волшебник, напомнил людям о простых радостях жизни, вносящих разнообразие в череде трудовых будней.


Е.Ю. Фролова,
инженер-конструктор АО «НИИтурбокомпрессор»,
г. Казань

Фото Н.Р. Герасимовой

Организационный комитет конкурса «Авиастроитель года» отметил наиболее яркие достижения по итогам работы авиастроительной отрасли России в 2020 году. Рассмотрены десятки конкурсных работ ведущих предприятий, научных организаций и авторских коллективов России.

Спектр номинаций – от КБ года до подготовки будущих кадров отрасли.

«Авиастроитель года»

Целями и задачами конкурса на соискание премии «Авиастроитель года» являются развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

Конкурс проводится с 2011 г. В конкурсе за прошедшие 10 лет приняли участие 380 предприятий и организаций авиационной промышленности. Экспертным советом рассмотрено более 1100 работ. Организационным комитетом лауреатами признавались 45 организаций, дипломантами – 116. В конкурсе по итогам 2020 года приняли участие 113 предприятий. За это время Экспертный совет рассмотрел множество уникальных работ от специалистов авиационной промышленности, а лучшие из них отмечены наградами. Учредителями конкурса являются АО АКБ «НОВИКОМБАНК», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Вертолеты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского», Союз авиапроизводителей России.

Для проведения конкурса были созданы Организационный комитет и Экспертный совет. Председатель Оргкомитета утверждается Наблюдательным советом Союза авиапроизводителей России. В состав Организационного комитета конкурса входят такие видные деятели отечественной авиационной промышленности, как академик РАН, президент Союза авиапроизводителей России Борис Алешин, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, генеральный директор АО «Вертолеты России» Николай Колесов, генеральный директор Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов, председатель НТС ГК «Ростех», председатель НТС Роскосмоса Юрий Коптев, генеральный конструктор АО «Камов» Сергей Михеев, генеральный директор АО «Технодинамика» Игорь Насенков, ректор МАИ Михаил Погосян, индустриальный директор авиационного кластера ГК «Ростех» Анатолий Сердюков, генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров, президент АССАД Виктор Чуйко и другие.

Конкурс «Авиастроитель года» проводится в следующих номинациях: номинация № 1 «Лучший инновационный проект»; номинация № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий»; номинация № 3 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений»; номинация № 4 «За создание новой технологии»; номинация № 5 «За вклад в обеспечение обороноспособности страны»; номинация № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения»; номинация № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)»; номинация № 8 «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении»; номинация № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства»; номинация № 10 «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства». Кроме того, есть особая номинация – «За личный вклад в развитие авиационной промышленности». В первые, Знаком Дипломанта конкурса были награждены члены авторских коллективов, исполнители работ, за которые были присуждены награды организациям.

Лучшие в сфере инноваций

В номинации «Лучший инновационный проект» было рассмотрено 18 работ, по результатам голосования членов Экспертного совета лауреатом конкурса был признан авторский коллектив АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (АО «РПКБ») (Московская обл., г. Раменское) с проектом «Инновационные разработки бортовых геоинформационных систем для летательных аппаратов».

Целью работы АО «РПКБ» было повышение эффективности решения задач навигации, управления летательными аппаратами и индикации пространственной обстановки за счет использования унифицированных бортовых геоинформационных систем (БГИС). Развитие отечественный электронной элементной базы позволило в настоящее время АО «РПКБ» сделать существенный рывок в развитии БГИС, повысив качество уже реализованных режимов, а также предложив инновации, заключающиеся в расширении функциональных возможностей и использовании технологии искусственного интеллекта при решении задач БГИС. АО «РПКБ» предложена методология разработки БГИС, заключающаяся в использовании унифицированных аппаратных модулей и функционального программного обеспечения (ФПО), представляющего собой набор выбираемых заказчиком опциональных приложений. Благодаря такому гибкому подходу БГИС может устанавливаться как на пилотируемые ЛА (самолеты и вертолеты), так и на беспилотные ЛА, минимизируя стоимость, сроки и риски проведения модернизации.

Дипломантом стало ФГУП «Центральный аэрогидродинамическ ий институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (г. Жуковский) с работой «Технология аэродинамического и акустического проектирования несущего винта вертолета».

Диплом получил также Филиал АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (г. Комсомольск-на-Амуре) за работу «Внедрение серийной технологии нанесения радиопоглощающих покрытий на планер самолета пятого поколения Су-57 с целью снижения радиолокационной заметности».

Развитие кадров – вклад предприятий

В номинации № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» было рассмотрено 12 работ. Лауреатом конкурса была признана Госкорпорация Ростех (г. Москва) за проект «Программа подготовки нового поколения инженеров «Крылья Ростеха» (на примере авиационного комплекса корпорации»).

Среди аспектов программы «Крылья Ростеха» – предоставление вузам детального прогноза требуемых знаний, навыков и умений выпускников; включение требований работодателей в профили образовательных программ; развитие экспертизы по прогнозированию потребностей в кадрах и формированию профилей выпускников и студентов; формирование целевой модели взаимодействия с опорным вузом – Московским авиационным институтом (МАИ).

В 2020 году от холдингов Ростеха АО «ОДК», ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» в восемь вузов в восьми регионах России поступили более 140 студентов. 

Дипломанты в номинации – АО «Компания «Сухой» (г. Москва) с работой «Система управления техническими компетенциями как основа комплексной подготовки специалистов в условиях современного развития авиационной отрасли» и Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» (г. Москва) с проектом «Марафон личностного роста – развитие приоритетных для предприятия компетенций молодых специалистов отрасли».

Кадры – вклад учебных заведений

В номинации № 3 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений» на конкурсе было рассмотрено 5 работ. Лауреатом стало ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет» с работой «Целевые образовательные программы подготовки нового поколения для авиастроительной отрасли».

МАИ реализует комплексные программы сотрудничества с ведущими высокотехнологичными авиастроительными компаниями, входящими в структуру ГК «Ростех» (ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолёты России», АО «Технодинамика) и ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», включающие подготовку инженерных и управленческих кадров, проведение передовых научных исследований, реализацию программ дополнительного профессионального образования по перспективным направлениям развития технологий. Деятельность университета, как отмечается в презентации к конкурсу, обеспечивает уникальную подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий высокотехнологичных систем, в том числе в области авиастроения, от проектирования до реализации отдельных производств. МАИ является одним из лидеров среди технических вузов России по количеству приёма: общий план набора на бюджетные места в 2020 году составил более 3630 человек (на программы бакалавриата – 1830+ чел., магистратуры – 900+ чел., специалитета – 890+ чел.), в том числе в интересах авиастроительной отрасли – более 1400 чел.

Комплексная система работы как с работодателем, так и непосредственно с самими студентами для подготовки целевых кадров нового поколения включает в себя совместную работу с заказчиками по формированию количественного и качественного кадрового прогноза, в котором отражены требования к компетенциям выпускников – будущих сотрудников заказчика. В соответствии с требованиями работодателя формируются индивидуальные образовательные траектории, которые позволяют набрать необходимые компетенции студентам. Также для развития перспективных компетенций студентов и их адаптации к системе работодателя необходимо их встраивание, в качестве участников в реальные проекты корпораций, что позволяют сделать стажировки и практики на базе предприятий и центров компетенций университета, а также программы Школы управления, Школы сервиса и Lean – Школы МАИ.

В МАИ создана новая среда по взаимодействию с высокотехнологичными корпорациями–партнерами в целях подготовки нового поколения кадров – лидеров прогрессивных изменений в авиационной индустрии. На базе МАИ работодатель-заказчик может спрогнозировать свою потребность в персонале, привнести свои требования к профессиональным компетенциям своих будущих сотрудников, а университет интегрирует данные требования во все виды подготовки студентов, используя современные методы и формы образования, а также помогает найти мотивированных и талантливых студентов, которые могут осознать свою образовательную, профессиональную и карьерную траекторию, отмечается в презентации МАИ.

В 2018 г. МАИ впервые вошёл в World University Ranking – ежегодный рейтинг лучших университетов мира, публикуемый британским агентством Times Higher Education (THE). Кроме того, МАИ вошёл в предметные рейтинги THE лучших университетов мира по направлениям «Инженерные науки и технологии» и «Физика». В 2021 г. университет также впервые вошёл в рейтинг лучших мировых университетов QS в области машиностроения и аэрокосмической инженерии. В ведущем рейтинге вузов России МАИ демонстрирует стабильную положительную динамику – за последние 5 лет МАИ поднялся с 32 на 21 позицию.

Дипломы в номинации получили ГБПОУ «Московский колледж бизнес-технологий» (ГБПОУ КБТ) за работу «Многопрофильный многофункциональный образовательный проект по подготовке кадров для беспилотной авиации» и ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет» Филиал «Взлет» МАИ за работу «Лаборатория моделирования процессов функционирования авиационных комплексов (ЛМПФ АК)».

Технологии будущего

В номинации № 4 «За создание новой технологии» было рассмотрено 22 работы, лауреатом конкурса стал авторский коллектив ПАО «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) с работой «Разработка широкохордной лопатки вентилятора из ПКМ методом 3D ткачества».

Ранее сообщалось, что Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех в ходе создания двигателя ПД-35 работает над изготовлением рабочей лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов с использованием препреговой технологии и 3D-ткачества. С целью снижения рисков в ОДК, как сообщала корпорация, было принято решение об отработке двух технологических направлений: послойной выкладки препрега, который представляет собой композитный материал-полуфабрикат, в пресс-форму с последующей полимеризацией в автоклаве (препреговая технология) и формирования трехмерного тканого армирующего каркаса с последующей пропиткой под давлением в пресс-форме и полимеризацией (технология 3D-ткачества). Новая технология отрабатывается в размерности двигателя ПД-14 (лопатка размера – 750 мм, а не 1250 мм).

Применение в конструкции двигателя широкохордных рабочих лопаток вентилятора из полимерных композиционных материалов является необходимым условием для реализации программы ПД-35. Технология создания полимерных композиционных лопаток является критической – относящейся к наиболее перспективным направлениям исследований и отвечающей предельно высоким требованиям к качеству и эффективности, без освоения которой не удастся обеспечить достижение целевых конкурентоспособных характеристик разрабатываемого двигателя.

Дипломантами стали АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) с проектом «Технология автоматизированного проведения полного цикла испытаний современных систем управления ГТД» и АО «Опытно-конструкторское бюро «Аэрокосмические системы» (г. Дубна) с работой «Разработка технологии сборки летательных аппаратов с применением модульного построения».

Ради обороноспособности России

В номинации № 5 «За вклад в обеспечение обороноспособности страны» было рассмотрено 10 работ. Лауреатом конкурса был признан Филиал АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (г. Комсомольск-на Амуре) с работой «Организация серийного производства самолета Пятого поколения Су-57»

Су-57 – многофункциональный истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П.О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА)». Это самый современный многофункциональный истребитель, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных и надводных целей противника с преодолением систем ПВО, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, а также разрушения системы управления действиями авиации противника. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащён передовой электроникой, многофункционален.

Дипломанты в номинации – ПАО «ОДК-Кузнецов» (г. Самара) с проектом «Постановка на серийное производство авиационного двигателя НК-32 серии 02» и ПАО «Московский институт электромеханики и автоматики» (ПАО «МИЭА») с работой «Разработка бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-СП-2М».

Авиационные системы и агрегаты

В номинации № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» было рассмотрено 20 работ. Признать лауреатом конкурса эксперты решили АО «Кронштадт» (г. Санкт-Петербург) за проект «Электроимпульсная система для удаления льдообразований с обшивки агрегатов крупноразмерного беспилотного летательного аппарата, изготовленного из композиционных материалов».

Впервые в отечественной авиационной промышленности разработана электроимпульсная система, применимая для защиты от обледенения тонкостенных конструкций планера летательных аппаратов, изготовленных из полимерных композиционных материалов. Новизна применяемого технического решения, как отмечается в презентации работы, состоит в том, в отличие от традиционного подхода к реализации ЭИ ПОС, в котором индукторы взаимодействуют непосредственно с обшивкой поверхности летательного аппарата, в предложенном решении индукторы установлены парами и взаимодействуют друг с другом (токи, магнитные поля, магнитные потоки возникают в и между двумя индукторами).

Дипломы получил АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» за проекты «Комплекс средств радиоэлектронного противодействия ИА КС РЭП» и «Разработка вертолетного комплекса радиоэлектронной борьбы (ВК РЭБ) «Рычаг-АВ» с входящим в его состав изделием Л187А».

Лучшее конструкторское бюро

В номинации № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)» было рассмотрено 5 работ, лауреатом стало АО «ОДК-Климов» (г. Санкт-Петербург) с работой «Разработка двигателя ВК-650В».

Целью проекта является создание высокоэффективного турбовального газотурбинного двигателя со свободной турбиной для применения на вертолетах класса Ка-226Т и АНСАТ-У, а также других многоцелевых вертолетах, как в двухдвигательной, так и в однодвигательной модификациях.

Двигатель ВК-500В, как отмечается в презентации предприятия, является новой разработкой АО «ОДК-Климов», и воплощает в себе все новейшие технические решения и тенденции мирового и отечественного авиадвигателестроения. По техническим характеристикам он находится на уровне лучших образцов в своём классе мощности. При проектировании двигателя основной задачей было создание простого по конструкции, надёжного и относительно недорогого двигателя, имеющего минимальную стоимость жизненного цикла, а в составе вертолёта обеспечивающего минимальную стоимость лётного часа. Двигатель ВК-650В имеет мощность на взлетном режиме 650 л.с.

Предусмотрена возможность создания модификации двигателя ВК-650В с выводом мощности назад для применения на иных типах вертолетов, а также создания на базе ВК-650В турбовинтового двигателя благодаря организации вывода мощности вперед.

Дипломантами стали АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» с работой «Разработка пилотажного комплекса вертолёта ПКВ-8-35 для вертолёта типа Ми-24П/Ми-35П» и ПАО «Московский институт электромеханики и автоматики» с проектом «Модернизация авионики самолета Ил-96-400М в части вычислительной системы управления полетом и вычислительной системы управления тягой».

Совершенствование нормативной базы

В номинации № 8 «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении» было рассмотрено 4 работы. Лауреатом конкурса ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва) с проектами «Разработка национальных стандартов ГОСТ Р»: «ГОСТ Р 58990-2020 «Турбины авиационных газотурбинных двигателей. Методика расчета характеристик турбины на среднем диаметре», «ГОСТ Р 58991-2020 «Аппараты турбин сопловые. Методы определения пропускной способности», «ГОСТ Р 58997-2020 «Лопатки турбин. Метод определения газодинамических характеристик прямых решеток лопаток турбин на стенде» и «ГОСТ Р 58998-2020 «Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин. Термины и определения».

ЦИАМ, как отмечает институт в презентации к конкурсу, успешно сочетает фундаментальные научные исследования с практикой участия в разработке с предприятиями отрасли перспективных авиационных двигателей, их узлов и систем. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии Института и проходили доводку на его стендах. В ЦИАМ ведутся работы по созданию опережающего научно-технического задела для авиационных, морских и стационарных двигателей, разработке новых горюче-смазочных материалов, исследования в области возобновляемых источников энергии, в том числе водородной энергетики, проводятся уникальные высотные и климатические испытания авиационных и аэрокосмических двигателей, ведутся работы по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения.

Институт обладает крупнейшим в Европе уникальным комплексом для наземных и высотных испытаний двигателей, их узлов и систем. Все виды испытаний натурных двигателей, их узлов и систем можно проводить на его стендах. Наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены в России только на стендах Научно-испытательного центра (НИЦ) ЦИАМ. В ЦИАМ работают ведущие специалисты в области авиадвигателестроения. Многие из них являются членами ряда международных научных организаций, принимают активное участие в работе международных авиационных обществ и научных форумов. Труды видных ученых ЦИАМ, руководителей научных школ известны в стране и за рубежом.

Дипломантами стали АО «Вертолеты России» с проектом «ГОСТ Р 58876-2020 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования» и ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» с работами «Разработка проектов нац. станд. ГОСТ Р» «ГОСТ Р 58992-2020 «Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах» и «ГОСТ Р 58999-2020 «Лопатки газотурбинных двигателей. Периодические испытания на усталость». ГОСТ Р 59001-2020 «Двигатели газотурбинные». Методы расчета пределов выносливости деталей».

Диверсификация

В номинации № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства» было рассмотрено 11 работ. Лауреатом конкурса в номинации эксперты признали ПАО «НПО «Наука» (г. Москва) с проектом «Источники автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС на базе свободнопоршневого двигателя».

Источник автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС – высокоэффективная, бесшумная, экологически чистая энергетическая система, предназначенная для автономного энергоснабжения удаленных объектов в отсутствие централизованного электро- и теплоснабжения. Применение в промышленных установках ЭВОГРЕСС двигателя Стирлинга наряду с другими инновационными техническими решениями обеспечивает длительный срок службы (более 20 лет), высокую эффективность (до 85% при работе в когенерационном режиме) и позволяет безопасно эксплуатировать их без присутствия персонала. Источники автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС компактны и просты в установке, имеют модульное построение и могут масштабироваться в зависимости от потребности в электроэнергии.

Источники автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС позволяют создавать интеллектуальные локальные энергетические микросети (Smart Grid), в том числе с применением других источников генерации (например, ВИЭ), адаптированные к условиям объектов, где необходимая генерируемая мощность определяется исходя из среднего потребления электроэнергии, при этом мощность и длительность пиковых нагрузок компенсируются за счет мощности инвертора и емкости накопителя электроэнергии.

Дипломантами стали Луховицкий авиационный завод имени П.А. Воронина – филиал АО «РСК «МиГ» с проектом «Создание и сертификация Центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации» и ПАО «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) с работой «Разработка и внедрение системы подготовки специальных процессов к аккредитации NADCAP с целью развития международной кооперации в области гражданского авиадвигателестроения».

Послепродажное обслуживание

В номинации № 10 «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства» эксперты конкурса «Авиастроитель года» рассмотрели 6 работ. Лауреатом конкурса стало АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) с проектом «Разработка и внедрение перспективной технологии восстановления торца пера рабочей лопатки первой ступени ТВД из сплава ЖС32-ВИ методом лазерной порошковой наплавки».

Цель работы – увеличение жизненного цикла рабочих лопаток первой ступени из жаропрочного никелевого сплава ЖС32-ВИ после капитального ремонта газотурбинного двигателя до 100 тыс. часов с применением технологии лазерной порошковой наплавки отечественными материалами. АО «ОДК-Авиадвигатель» проведены успешные предъявительские испытания в составе партионного двигателя. Разработан технологический процесс восстановительного ремонта рабочих лопаток первой ступени турбины высокого давления. В 2018 году технология восстановления рабочих лопаток первой ступени турбины высокого давления из сплава ЖС32-ВИ была внедрена в ремонтную конструкторскую документацию АО «ОДК-Пермские моторы». Аналоги вновь разработанной технологии в России отсутствуют.

Дипломантами в номинации стали АО «НПП «Аэросила» с работой «Информационно-аналитическая система сопровождения технической эксплуатации ИАС «АЭРОСИЛА» и АО «Опытно-конструкторское бюро «Аэрокосмические системы» (г. Дубна) с проектом «Разработка и постановка на производство трубопроводных систем самолетов МС-21 и SSJ-100, базирующихся на радиальном обжиме соединительных фитингов».

За личный вклад

Помимо всех вышеперечисленных номинаций была присуждена и отдельная номинация – «За личный вклад в развитие авиационной промышленности». За выдающийся вклад в развитие авиационной промышленности Российской Федерации и в связи с 90-летием награда была присуждена Виктору Михайловичу Чуйко, Президенту Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД).

Главная задача АССАД – это сохранение и преумножение лучших традиций отечественных конструкторских и технологических школ. За тридцатилетний срок в нее входили более сотни организаций, включая практически все крупнейшие и наиболее авторитетные мировые авиамоторостроительные фирмы. Союз первым предложил разработать «Федеральную целевую программу возрождения отечественного авиастроения до 2020 года» с разделом «Двигателестроение» с опережающими темпами разработки двигателей. 

Виктор Михайлович Чуйко, который со дня образования Союза авиационного двигателестроения является Президентом, председателем правления и генеральным директором организации – профессор, действительный член Академии наук Авиации и Воздухоплавания, заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984–1991 гг.), лауреат премии Совета министров СССР, премии правительства РФ и Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники. 

Среди направлений работы АССАД сегодня – это проведение научно-технических советов, маркетинговый анализ, анализ надежности авиационных двигателей, проведение экспертиз цен на изделия, издательская деятельность и т.д.

Журнал «Крылья Родины


Председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомиров вручил дипломы конкурса заместителю директора ОКБ «Сухого» – директору по проектированию АО «Компания «Сухой» Е.П. Савельевскому, ведущему специалисту учебного центра – председателю молодежного объединения производственного комплекса «Салют» К.В. Шиголиной, директору по управлению персоналом ГК «Ростех» Ю.Д. Цветковой.

Позволим себе перефразировать великого Александра Сергеевича Пушкина: «КВИЗ… как много в этом звуке для сердца лепсенцев слилось!» И это действительно так. Ведь корпоративная интеллектуальная игра КВИЗ за последние годы стала одной из самых любимых площадок для времяпрепровождения работников завода «ЛЕПСЕ». С 2014 года проведено 22 игры, участие в которых в общей сложности приняло более 1000 человек. Текущий же год завершился сразу двумя тематическими турнирами, проведенными с разницей в 3 недели.

Так, в конце ноября был разыгран кубок, посвященный юбилею АО «ЛЕПСЕ», которому 5 ноября исполнилось ровно 80 лет. К этому событию неизменный автор и ведущий всех заводских КВИЗов Илья Лебедев подготовил специальную программу. Помимо основного пакета вопросов на общие знания участникам были предложены тематические раунды, связанные с родным предприятием. В раунде с фото-вопросами команды пытались решить различные математические ребусы, в которых в качестве переменных фигурировали товары гражданской продукции производства «ЛЕПСЕ». Полученные в уравнениях числовые значения необходимо было соотнести с названием заводских подразделений, за которыми официально закреплены эти номера. Вопросы в видео-раунде были составлены на базе документального фильма «Славе не меркнуть, традициям – жить!», выпущенного к предыдущему юбилею завода. С учетом ограниченности во времени и разного трудового опыта задача стояла нелегкая, но все команды успешно с ней справились. Победителями игры стали представители отдела главного конструктора.

А ровно за 12 дней до главного праздника состоялся заключительный в уходящем году КВИЗ. На участие в игре заявилось 8 команд, которые и разыграли между собой новогодний кубок. Шесть из семи раундов были посвящены тематике Нового года и Рождества, что давало возможность командам подготовиться заранее, придя на игру с багажом необходимых знаний. В состязании за право называться самой интеллектуальной командой участникам пришлось вспоминать новогодние традиции разных стран, угадывать фильмы и мультфильмы по праздничной ели, запечатленной на стоп-кадре, продолжить видеофрагмент из новогоднего телевизионного репертуара, угадывать произведения и дописывать стихи. В такой россыпи различных творческих вопросов самыми подкованными оказались игроки команды «100%», сформированной из работников управления информационными технологиями.

Отметим, что все КВИЗы в АО «ЛЕПСЕ» организуются силами Совета молодежи предприятия и комиссии профкома по работе с молодежью и информационной деятельности при непосредственной поддержке профсоюзного комитета и руководства завода. Несмотря на существующие ограничения, 2021 год завершен на позитивной ноте, что дает организаторам и участникам надежду на скорую встречу уже в новом (девятом по счету) интеллектуальном сезоне.


Информационная комиссия Кировской территориальной профсоюзной организации Профавиа,
г. Киров

Фото Федора Булычева

Привлечение достаточного количества квалифицированных кадров и необходимость повышения уровня мотивации инженеров и рабочих в авиастроении – один из самых важных вопросов, который необходимо решить для развития отрасли.

Об этом заявил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех), вице-президент Союза машиностроителей России Юрий Слюсарь, выступая 15 декабря в Государственной Думе на совместном заседании Экспертного совета Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, Комитета по авиационной промышленности и Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров Союза машиностроителей России.

«В последнее время нам приходилось отвечать на различные вызовы. Мы боролись за заказы, за повышение финансовой устойчивости, работали в условиях санкционного давления, а затем пандемии. Сейчас налицо еще один серьезный вызов – существенные изменения на рынке труда», – сказал Юрий Слюсарь. Он считает, что кадровый вопрос будет нарастать и не исключает, что без адекватного ответа он может стать препятствием для стабильного развития отрасли. «Ситуация непростая и требует нашей реакции», – подчеркнул гендиректор ОАК.

Он отметил, что вопрос не только в количественных, но и в качественных изменениях кадрового состава: «Допустим, двести человек ушло с предприятия, другие двести человек поступили на работу. Но какие люди ушли и какие пришли – это ведь тоже очень важно».

Юрий Слюсарь обратил внимания собравшихся, что кадровый вопрос обостряется на фоне роста объемов производства по всем направлениям авиастроения – военной, транспортной, стратегической, специальной и гражданской авиации.

На заседании ряд выступавших отметили, что серьезным фактором, ограничивающим возможности для повышения уровня оплаты труда работников предприятий, является действующая система ценообразования по государственным контрактам, которые преобладают в портфеле заказов предприятий ОПК.

Директор по персоналу ОАК Любава Шепелева в развернутом докладе членам экспертного совета обозначила основные вызовы рынка труда в регионах работы корпорации и рассказала о шагах, предпринимаемых для привлечения и удержания персонала.

Так, предприятия корпорации по-прежнему сталкиваются с эффектом «демографической ямы» 1990–2000-х годов, в ряде регионов страны это особенно заметно. Кроме того, существует заметная тенденция к перетоку населения между регионами, что также существенно влияет на ситуацию с обеспеченностью кадрами в регионах присутствия предприятий корпорации.

Наряду с этим, возрастает конкуренция за персонал с другими отраслями экономики, включая те, с которыми ОПК ранее в такой степени соперничать за кадры не приходилось – с горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленностью, строительными предприятиями, с торговлей, логистикой и предприятиями сферы услуг. В ряде этих секторов рост зарплат достиг двузначных значений в процентных пунктах. Не в последнюю очередь это связано с закрытыми для трудовых мигрантов границами.

Л. Шепелева привела данные о трендах на рынке труда, согласно которым повысилась трудовая мобильность людей, при этом ведущее значение для кандидатов имеет уровень оплаты труда и финансовая стабильность работодателя.

Важный фактор изменений – вошедшая в норму для ряда профессий возможность удаленной работы, что предприятиям ОПК обеспечить значительно сложнее в силу специфики производства. Особого внимания требует лавинообразный рост спроса на специалистов по ИТ.

«В этих условиях мы постоянно работаем над совершенствованием нашей кадровой стратегии, сосредоточив основные усилия на таких приоритетах как повышение оплаты труда, расширение соцпакета, комфортность рабочего пространства, обучение и развитие персонала, повышение вовлеченности и развитие корпоративной культуры», – сказала Л. Шепелева.

В частности, директор по персоналу сообщила, что для большинства предприятий ОАК стоит задача в 2022 году по показателю средней зарплаты превысить на 10% уровень средней зарплаты тех городов, где работают эти предприятия.

«Еще одна задача – увеличить конкурентоспособность нашего соцпакета, включая реализацию эффективных программ ДМС на всех наших предприятиях, расширение жилищных программ, оплату проезда, компенсации по оплате питания, детских садов, санаторно-курортного лечения и другие меры», – сообщила директор по персоналу ОАК.

Она также рассказала о планах по улучшению рабочей среды на производственных площадках, в том числе предстоящее утверждение единого стандарта социально-бытовых условий предприятий. ОАК планирует повышать вовлеченность персонала, в том числе, за счет поддержки инициатив работников, развития командного взаимодействия и расширения системы обучения.

Л. Шепелева отметила, что будет продолжена работа и по тем направлениям, где в ОАК уже достигнуты определенные успехи – профориентация школьников и молодежи, целевой набор и другие формы сотрудничества с профильными средними и высшими учебными заведениями.

На экспертном совете, прошедшем под руководством председателя Комитета ГД РФ по промышленности и торговле, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, также выступили председатель Комитета по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров, член Бюро СоюзМаш, ректор МАИ академик РАН Михаил Погосян, первый заместитель министра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова, заместитель министра промышленности и торговли Олег Бочаров, представители Счетной палаты РФ, члены коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, а также депутаты, члены Комитета по промышленности и торговли и другие парламентарии.

Сообщение размещено в открытом доступе на сайте ПАО «ОАК».


По материалам ЦАМТО