1

«Нужно работать, чтобы жить, а не жить, чтобы работать», – одна из самых любимых поговорок председателя первичной профсоюзной организации ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Татьяны Владимировны Сабаевой. И для того, чтобы жизнь авиазаводчан – членов профсоюза была более насыщенной и интересной, а кроме работы с заводом были связаны и другие приятные воспоминания, профсоюзный комитет совместно с администрацией предприятия 15 марта провел масленичные гулянья на площади перед заводом.

Тяжелая рабочая неделя позади и можно позволить себе отдохнуть и улыбнуться, а лучшего повода, чем Масленица, не найти.

Скоморохи, матрешки, горы вкуснейших блинов, подарки и отличная народная музыка ждали работников на предзаводской площади после тяжелого рабочего дня. Здесь же были разбиты три игровых площадки, где каждый желающий мог попробовать свои силы в метании дротиков, проверить свою меткость и ловкость.

Кажется, в этот день сама природа радовалось приходу весны: яркое весеннее солнце, пение птиц и масленичные блины, раздаваемые работникам, создали весеннее настроение и подарили заряд положительных эмоций на ближайшие выходные.

Профком ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»

Небо России становится все более притягательным для авиаперевозчиков. При этом наши компании рискуют утратить в нем свое доминирующее положение – во многом из-за кадровых проблем. Не хватает квалифицированных пилотов, и намеченный призыв на помощь гастарбайтеров вряд ли решит эту проблему.

По данным Госкорпорации по организации воздушного движения, протяженность обслуживаемых воздушных трасс в стране ежегодно увеличивается на 2%, и в 2012 г. достигла 678,5 тыс. км (это 17 оборотов вокруг экватора). Наиболее активно этому способствуют иностранцы: например, за прошлый год по количеству полетов зарубежные авиакомпании показали вдвое больший прирост, чем их российские конкуренты – 7,6% против 3,4%. Статистика компаний, поставляющих топливо для авиалайнеров, тоже свидетельствует о повышенной активности иностранцев в российском небе: продажи им топлива растут опережающими темпами. Так, «Газпромнефть-аэро» в 2012 г. увеличила объем заправок иностранных авиакомпаний в крупнейших аэропортах России на 35%, тогда как общие объемы продаж горючего возросли только на 22%.

Одной из причин, почему российские компании уступают в динамике иностранным, является нехватка летных кадров. Она возникла как следствие кризиса российской авиации в 90-х гг.: объемы перевозок тогда резко упали, потребность в пилотах, соответственно, тоже. И летные училища, в годы СССР выпускавшие более двух тысяч пилотов в год, к началу этого века сократили выпуск до менее 200 человек. Но в середине нулевых объемы перевозок стали расти, а на воздушных магистралях появились "иномарки", требующие особых навыков управления. Однако, поскольку система подготовки пилотов долгое время никак не реагировала на эти изменения, на определенном этапе должен был возникнуть дефицит кадров. Вот он и возник. По оценкам Минтранса, российским авиакомпаниям не хватает полторы-две тысячи пилотов, причем наиболее остро ощущается нехватка командиров воздушных судов. Через несколько лет ситуация может стать критической: когда пилоты, обученные еще при СССР, начнут выходить на пенсию. Сейчас средний возраст летного состава уже перевалил за 50 лет.

Система подготовки кадров "очнулась" слишком поздно: лишь в прошлом году число выпускников летных училищ возросло до 500 человек. Но этого едва хватит на замещение пилотов, выходящих на пенсию. Кроме того, выпускники – это еще не совсем пилоты: согласно действующей системе подготовки, им нужно пройти летную стажировку и получить сертификат. А чтобы стать командиром воздушного судна – налетать пять-семь лет в должности второго пилота. Таким образом, нынешние выпускники смогут восполнить нехватку командиров экипажей не раньше 2018 года. А командиры нужны сейчас – как минимум, 200 человек.

В этих условиях Минтранс еще в 2011 г. предложил самый простой выход: законодательно разрешить российским авиакомпаниям нанимать на работу иностранных пилотов. Например, из Европы. Их и стажировать не надо, и западную технику они знают лучше наших. Однако законопроект был заблокирован профсоюзами. Складывается парадоксальная ситуация: авиакомпании готовы нанимать гастарбайтеров, а выпускники российских летных училищ при этом зачастую оказываются без работы – никто не хочет вкладываться в их стажировку и ждать, пока они получат сертификат пилота. А пока идет этот спор, пилоты становятся буквально на вес золота: компании переманивают их друг у друга и платят зарплаты иногда выше, чем в Европе (по некоторым оценкам, на 30%).

К концу прошлого года был выработан компромиссный вариант законопроекта: иностранные пилоты будут допущены к работе на наших авиалиниях, но лишь на ближайшие пять лет и в рамках квоты, которую установит правительство. Впрочем, дискуссия продолжается. На прошлой неделе продвижение законопроекта лоббировал министр транспорта Максим Соколов на совещании у премьер-министра по вопросу развития региональной авиации. И, похоже, убедил Дмитрия Медведева.

Приглашение иностранных пилотов, возможно, отчасти решит проблему нехватки летных кадров. Но при этом обострит другие – в первую очередь, проблему безопасности российской гражданской авиации. Ведь, предлагая разрешить наем гастарбайтеров, авиакомпании рассчитывают сократить издержки на оплату труда. То есть европейский пилот вряд ли получит в России больше, чем он мог бы получить в Европе. Стало быть, на асов рассчитывать не стоит: приедут, в основном, середнячки и неудачники – те, кто по каким-то причинам остался без работы у себя в стране. В условиях долгового кризиса в Евросоюзе недостатка в них не будет. Но как их приход скажется на качестве работы авиалиний? Даже если придут пилоты нормального уровня, им придется подстраиваться под российские стандарты работы, что может стать причиной сбоев в системе. О серьезности проблем говорит уже тот факт, что одним из основных оппонентов инициативы Минтранса выступает подчиненная ему Росавиация. Ведь именно ей придется расхлебывать последствия нововведения.

Одним словом, допуск гастарбайтеров к управлению воздушными судами понизит надежность российских авиалиний, особенно региональных. А значит, зарубежные конкуренты получат дополнительные шансы в борьбе за российское небо.

Источник: электронная газета utro.ru

13 и 14 марта 2013 года в Москве во Дворце труда профсоюзов прошло заседание Координационного совета Профсоюза по взаимодействию с ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», в ходе которого обсуждалась позиция профсоюзной стороны по наиболее проблемным вопросам, а также состоялась встреча с руководством корпорации с обсуждением итогов работы предприятий в 2012 году и задач на предстоящий период.

В работе Координационного совета приняли участие первый заместитель генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» П. М. Осин, директор по управлению человеческими ресурсами корпорации С. Б. Крайчинская, ведущий специалист ОАО «Вертолеты России» О. В. Маковецкая, директор по управлению человеческими ресурсами ОАО «УК «ОДК» О. А. Кирилец.

П. М. Осин проинформировал членов Координационного совета о состоянии и стратегии развития вертолетостроительных и двигателестроительных предприятий, перспективах освоения рынка вертолето- и двигателестроения как в России, так и за рубежом на основе повышения качества и конкурентоспособности продукции с учетом принятой Государственной программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 годы.

Председатель Профсоюза, председатель Координационного совета Н. К. Соловьев обратил внимание руководства корпорации на проблемы, связанные с вопросами заработной платы, охраны труда, обеспечения социальных гарантий.

Обсуждались и другие актуальные вопросы, затрагивающие социально-трудовые права и интересы работников.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профсоюза

15-16 марта 2013 г. на базе отдыха «Тирус» в Верхней Салде состоялся отраслевой молодежный форум профсоюзных активистов предприятий авиационной промышленности Свердловской области. Форум проводился в рамках выполнения плана работы молодежного совета на 2013 г. областной организации профсоюза авиационной промышленности Свердловской области. Ответственной за организацию и принимающей стороной стала ППО ВСМПО.

Главная цель форума – привлечение молодежи к профсоюзной деятельности и мотивация профсоюзного членства среди молодежи.

Участники форума: ППО ОАО «Каменск-Уральский литейный завод» (КУЛЗ), ППО Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО), ППО ОАО «Научно-производственное объединение «Старт», ППО ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина».

При этом заранее организаторами был установлен состав делегаций – 5 представителей от каждой первички: председатель ППО, председатель молодежной комиссии (совета) ППО, 3 молодых профактивиста.

Программа форума состояла из двух частей. Первая часть – выступление официальных представителей профсоюза авиационной промышленности: председателя областной организации профсоюза авиационной промышленности Свердловской области О. Б. Терентьева, члена президиума Центрального комитета ПРОФАВИА, председателя ППО ВСМПО В. Н. Иванова, председателя молодежного совета областной организации профсоюза авиационной промышленности Свердловской области М. С. Тархова. Обсуждались вопросы о роли профсоюзов на предприятиях, о привлечении молодежи к профсоюзной работе с целью формирования кадрового резерва профсоюза.

Вторая часть форума была полностью посвящена мотивации профсоюзного членства. Председатель молодежного совета областной организации профсоюза М. С. Тархов провел тренинг по данной тематике. Михаил поделился своим опытом и достижениями в области мотивации и удержания профсоюзного членства.

По окончании тренинга участникам была предложена деловая игра. Профактивисты поделились на три группы: «Работодатель», «Профсоюз», «Работники». Необходимо было обыграть несколько ситуаций: вовлечение в профсоюз при устройстве на работу, удержание члена профсоюза, желающего выйти из него, переговорный процесс профсоюза и работодателя по увеличению (индексации) заработной платы. Вечером прошел конкурс визиток – творческое представление делегаций предприятий.

В целом, участники и организаторы молодежного форума остались довольны.

Т. М. Ковязина, председатель комиссии ППО ВСМПО по оргмассовой работе

Российским авиакомпаниям к 2030 году потребуется иметь парк в 500-600 воздушных судов для обеспечения региональных авиаперевозок, сообщил глава Минтранса Максим Соколов на совещании по вопросам развития региональной авиации у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.

По словам Соколова, коммерческий парк российских авиакомпаний для обеспечения региональных авиаперевозок сейчас насчитывает около 300 воздушных судов, из них около 200 – отечественного производства. При этом низкой остается доля новых самолетов.

По словам министра, в эксплуатации российских компаний находится только три самолета Ан-140 и десять – Ан-148.

"Мы видим, что потребность в региональных самолетах растет. В следующий период времени это станет одним из основных ограничителей, на который мы должны направить свое внимание", – сказал глава Минтранса.

Источник: агентство экономической информации «Прайм-ТАСС»

Как известно, Масленица ассоциируется с блинами и народными гуляньями. Это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Проходят века, меняется жизнь, с принятием на Руси христианства появляются новые праздники, но Масленица продолжает жить.

Про Масленицу существует одна примета: если человек провел масленичную неделю скучно и бедно – он весь год будет неудачлив. Для членов профсоюзного актива ОАО «Саратовское электроагрегатное производственное объединение» это не страшно – они встретили праздник как нельзя лучше, укрепив здоровье и повеселившись на славу.

Воскресным утром 10 марта, разместившись в удобном автобусе, профактивисты отправились в спортивно-оздоровительный центр «Берёзка», расположенный неподалеку от Кумысной поляны (лесопарк, окаймляющий современный Саратов с запада. Кумысная поляна получила название в XIX веке. Местные татары арендовали её для выпаса лошадей и продавали кумыс, который пользовался популярностью среди жителей Саратова. – Примеч. ред.).

Мероприятие было организовано молодёжным комитетом при профкоме ОАО «СЭПО».

Надо сказать, что желающих прокатиться с ветерком по лесу на лыжах в этот погожий день было великое множество. Лёгким морозом и пушистым крупным снегом порадовала погода. Небо было застелено облаками – так что и солнышко глаза не слепило, и холодно не было – кататься в такую погоду легко и приятно.

Лыжники СЭПО с удовольствием провели неспешную двухчасовую прогулку на свежем воздухе. Заряд бодрости и положительных эмоций был обеспечен всем пришедшим.

Накатавшись вдоволь, наши лыжники встретили Масленицу, устроив весёлое чаепитие, главной изюминкой которого были испечённые заранее блины. Хозяйки постарались на славу – каких только блинов не было на столе: пышные, сладкие, румяные – на любой вкус!

Праздник удался на славу, задав хороший тон всей последующей трудовой неделе.

Текст и фото Е. Акимовой, профком ОАО «СЭПО»

ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск) в ближайшие полгода планирует нанять примерно 400 сотрудников для реализации контракта на серийное изготовление воздушных судов Ил-76МД-90А, говорится в сообщении правительства Ульяновской области.

В настоящее время на заводе уже начался прием новых сотрудников. Наиболее востребованными являются основные производственные профессии: слесари механосборочных работ, по доводке деталей летательных аппаратов, операторы станков с ЧПУ, станочники, фрезеровщики, токари, сборщики-клепальщики, отмечается в сообщении.

Как сообщается, приниматься на предприятие будут не только высококвалифицированные рабочие: на «Авиастаре» разработана собственная система подготовки персонала. В 2009 году совместно с техническим колледжем на предприятии был создан ресурсный центр по подготовке специалистов авиационной отрасли, а в 2012 году открыт собственный учебный центр. Также на «Авиастаре» предусмотрены стипендии для учеников.

Как сообщалось, в прошлом году Минобороны РФ заключило с предприятием контракт на покупку 39 воздушных судов Ил-76МД-90А на сумму порядка 140 млрд рублей и намерено добавить к этому заказу еще и 31 самолет-заправщик. Таким образом, общая сумма заказа может достичь отметки в 280 млрд рублей. В 2013 году авиапредприятие должно произвести 3 транспортника, в последующие годы со стапелей должно сходить 6, 12 и максимальное количество – 18 самолетов в год.

Еще одна задача, которую «Авиастар» должен начать решать в текущем году – освоение производства запасных частей на существующий флот. Комплектующие Ил-76МД-90А на 70% совпадают со старой версией транспортника, но несовпадающие запчасти для обеспечения существующего парка (примерно 400 ВС, из них 300 в эксплуатации) также нужно обеспечить.

Источник: информационный портал «АвиаПорт.Ru»

В канун Международного женского праздника 8 Марта настоящим подарком для работников предприятия стал гала-концерт второго смотра-конкурса среди самодеятельных творческих коллективов и исполнителей «Радуга-2013», организованного администрацией и профсоюзным комитетом ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина».

Праздничную церемонию награждения дипломантов и лауреатов открыли генеральный директор ОАО «АПЗ» О. Лавричев и председатель профсоюзного комитета А. Беззубов.

– Наш конкурс возродился и надеюсь на его «долголетие», потому что он создает прекрасное праздничное настроение, дарит улыбки и радость, – сказал генеральный директор О. Лавричев.

Концертная программа, подготовленная участниками конкурса и творческими коллективами ДК «Ритм», прошла на одном дыхании. Настроение праздника создали по-весеннему красочные декорации, хороший сценарий и яркие выступления. Приятным сюрпризом стало шоу из песка «Прикосновение» в исполнении А. Косолаповой из Нижнего Новгорода. Радовали зрителей участники конкурса, удивившие своими талантами в разных номинациях. Прозвучали музыкальные композиции в исполнении вокально-инструментальных ансамблей «Махровый блюз» (цех № 37) и «Мольберт» (ОГК СП). Задорно исполнили частушки на народных инструментах И. Турутин и Е Скрыльников (цех № 65). Поразил артистизмом, читая стихотворение С. Есенина, студент АПИ (филиал) НГТУ В. Евстигнеев. Улыбку вызвали выступления мужского хора «Болты» и театрализованной студии АПИ (филиал) НГТУ. А как звонко исполнила песню «Валенки» Е. Кузина (ТД «Легенда»)! Затаив дыхание, зрители слушали трио из цеха № 16, Е. Бондаренко (АПК им. П. И. Пландина), Е Мальцева (цех № 49) и других самодеятельных артистов. Блистали полюбившиеся городской публике артисты народного цирка «Авангард» (О. Колпакова, Р. Косякин), танцевальных коллективов: ансамбль танца «Ритм» (В. Антошина), детского образцового хореографического коллектива «Горошины» (Н. Шульте). После каждого выступления зал взрывался аплодисментами.

– Настоящий праздник! С удовольствием посмотрели концерт! Сколько у нас на заводе талантов! – отмечали в завершение мероприятия зрители. Как сказал один из поклонников конкурса: «Мы не говорим «Радуге» «до свиданья!», мы говорим «до новой встречи!».

Стоит отметить, что популярность заводского конкурса художественной самодеятельности растет. Об этом говорит число его нынешних участников. В этом году в творческом смотре приняли участие 66 самодеятельных артистов. Лауреатами конкурса стали 54 участника. А победителями конкурса «Радуга-2013» стали: В. Коршунова (цех № 16), Е. Кузина (ТД «Легенда»), Ю. Осипова, В. Евстигнеев, мужской хор «Болты», театральная студия (АПИ (филиал) НГТУ), ВИА «Махровый блюз» (цех № 37) , вокально-хоровой ансамбль «Знамение» (цех № 56), К. Кошелева и К. Жирунов (цех № 49). Все участники смотра-конкурса получили дипломы и денежные премии, а победители – памятные статуэтки.

А. Тюрин, заместитель председателя профсоюзного комитета ОАО «АПЗ имени П. И. Пландина»

Министерство труда РФ подготовил перечень продуктов питания, стоимость которых будет учитываться при расчете стоимости потребительской корзины.

Перечень включает в себя хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты и пр.

Более подробно с перечнем можно ознакомиться здесь.

Отдел социальных гарантий ЦК Профсоюза

Новый трудовой год на ОАО «Казанский вертолетный завод» начался не только с планов по выполнению обязательств по контрактам, но и с совершенно нового направления работы предприятия.

26 января 2013 года было подписано соглашение о совместной работе между нашим заводом и детским домом Приволжского района города Казани. В этом документе обе стороны объединяют свою деятельность в целях оказания помощи детям, находящимся на попечении государства, создания для детей дополнительных возможностей социальной адаптации, участия в культурной жизни, профильного обучения, повышения качества обучения, а также подготовки кадров, ориентированных на работу в ОАО «КВЗ».

Для реализации этих задач разработаны программа и план мероприятий. В цехах и отделах завода на добровольной основе созданы шефские группы, в которые входят председатели цеховых комитетов. Всего в детском доме находятся 29 детей, среди них есть дети с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.

12 марта состоялась первая встреча небольшого коллектива представителей завода во главе с генеральным директором В. А. Лигай, заместителем генерального директора Ф. Н. Садрутдиновым, председателем профсоюзного комитета И. Г. Казихановым и другими представителями завода.

Генеральный директор В. А. Лигай рассказывает о заводе

Вадим Александрович Лигай рассказал о заводе, летчик-испытатель Русецкий Виктор Михайлович – об интересных моментах, с которыми приходится сталкиваться во время работы, а председатель профсоюзного комитета завода И. Г. Казиханов пригласил всех на праздник «Широкая Масленица» на лыжную базу в ДОК «Полет» отведать вкусных блинов.

Председатель профсоюзного комитета И. Г. Казиханов приглашает на праздник

Воспитанники детского дома подготовили небольшую концертную программу, показали гостям комнаты, в которых они живут, а также гордость всех ребят – медали за спортивные достижения и участие в творческих конкурсах.

Номер художественной самодеятельности
Достижения ребят

Встреча закончилась чаепитием, дружеским общением и планами на дальнейшее сотрудничество.

Г. А. Куреева, заместитель председателя профкома ОАО «КВЗ»

Подведены итоги ежегодного отраслевого смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда» Республиканской организации Башкортостана «Роспрофавиа» по итогам 2012 года.

Целью смотра-конкурса, проводимого ежегодно РОБ «Роспрофавиа», является активизация работы уполномоченных по охране труда, повышение роли профсоюзного контроля за состоянием безопасных условий и охраны труда, а также выявление лучших уполномоченных по охране труда в первичных профорганизациях и среди предприятий отрасли.

По итогам смотра-конкурса лучшими уполномоченными по охране труда РОБ «Роспрофавиа» признаны:
1 место – Казаковцева Наталья Сергеевна (ОАО «УАП «Гидравлика»);
2 место – Субхангулова Рима Галимулловна (ОАО «УМПО»);
3 место – Бегишев Виктор Иванович (ОАО «УМПО»).

Победители смотра-конкурса награждаются Почетными грамотами президиума рескома РОБ «Роспрофавиа» и денежными премиями. Остальные участники также будут поощрены благодарственными письмами и денежными премиями.

Поздравляем победителей и желаем всем участникам конкурса дальнейших успехов в труде и общественной деятельности!

О. Мельников, главный технический инспектор труда РОБ «Роспрофавиа»