1

16 января 2015 года на сцене театрального зала ДК им. Ю. Гагарина для членов профсоюза Иркутского авиационного завода состоялся выездной концерт Губернаторского симфонического оркестра Иркутской области.

Традиционно на Старый Новый год профсоюзная организация ОАО «Корпорация «Иркут» приглашает всех неравнодушных заводчан – членов профсоюза послушать классическую музыку в исполнении оркестра. В переполненном зале прикоснуться к прекрасному в этом году смогли более 800 человек.

Заводчане тепло и радушно встречали аплодисментами каждое произведение в исполнении оркестра, а также солиста Иркутского музыкального театра им. Н. Загурского Гейрата Шабанова, который исполнял арии из театральных постановок.

А. Якимов, заместитель председателя ППО ОАО «Корпорация «Иркут»

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению итогов 2014 г. по производству и поставкам новых российских пассажирских и транспортных самолетов, а также различных спецверсий на их базе, стоит напомнить, что существуют разные подходы к зачету годовых результатов работы авиапромышленности. «Взлет» по традиции засчитывает в число построенных только те самолеты, которые были собраны и совершили первый вылет в течение календарного года, а в поставленные – те, которые были переданы в тот же период эксплуатанту, включая изготовленные ранее, но до этого в эксплуатацию не передававшиеся. В связи с этим возможны отдельные разночтения с официальной статистикой производителей, которая будет опубликована позднее в течение года, поскольку в нее могут быть включены машины, сданные по документам заказчику (лизинговой компании, другому предприятию для кастомизации и т.п.), но еще не являющемуся фактическим конечным эксплуатантом самолета. Кроме того, официальная статистика иногда учитывает вторичные поставки самолетов, уже ранее находившихся в эксплуатации у другого оператора, но затем по тем или иным причинам возвращенные производителю.

SSJ100

В течение 2014 г. в КнАФ ЗАО «ГСС» были собраны и совершили первый полет 34 новых самолета SSJ100, в т.ч. 13 – в версии LR (увеличенной дальности). Кроме того, был изготовлен и поступил на испытания ресурсный экземпляр SSJ100-95LR (№95075). Из этого числа 12 машин предназначалось для авиакомпании «Аэрофлот» (шесть, включая две выпуска 2013 г., переданы в эксплуатацию по контракту с лизинговой компанией «ВЭБ-лизинг» после возврата производителю шести заключительных самолетов версии light; шесть поставлены в эксплуатацию по новому контракту с компанией «Сбербанк Лизинг», сдача в эксплуатацию еще двух перенесена на 2015 г.).

Шесть самолетов версии LR изготовлены для «Газпромавиа», из них поставлены в эксплуатацию четыре, а также два, облетанные в 2013 г.; еще два из числа изготовленных в 2014 г. будут переданы в наступившем году.

Шесть SSJ100-95LR в новой 103-местной компоновке были изготовлены для авиакомпании «ЮТэйр», но в связи с возникшими примерно с середины 2014 г. вследствие санкций проблемами с финансированием со стороны лизингодателя – компании «ВЭБ-лизинг», а затем и сложной финансовой ситуации у самого перевозчика, эти машины, вероятно, в 2015 г., будут переданы другому заказчику. В числе наиболее вероятных претендентов считается «Аэрофлот» (или его дочерние предприятия).

Девять новых SSJ100-95B были изготовлены в 2014 г. для СП SuperJet International для последующей передачи в эксплуатацию в мексиканскую авиакомпанию Interjet. Однако только одна из машин, облетанных в 2014 г., успела поступить в эксплуатацию, остальные семь из восьми машин, прибывших в минувшем году в Мексику, были собраны на КнАФ ЗАО «ГСС» еще в 2013 г.

Еще один новый SSJ100, облетанный в 2014 г., к концу этого года, после необходимой кастомизации, которая уже началась, будет поставлен МЧС России. В конце 2014 г. были выполнены первые пассажирские рейсы на самолете SSJ100-95B в версии VIP, построенном в 2013 г. по заказу ОАО «Рособоронэкспорт». Оборудование VIP-салона этой машины и ее сертификация были завершены в течение 2014 г.

Таким образом, общий объем производства новых SSJ100 в Комсомольске-на-Амуре в 2014 г., не считая ресурсного образца № 95075, составил 34 самолета. В эксплуатацию в течение минувшего года поступило 27 новых самолетов, что почти вдвое больше, чем в 2013 г.

В наступившем году можно ожидать выпуск порядка 40 новых самолетов SSJ100, основными заказчиками которых выступят авиакомпании «Аэрофлот» и Interjet. Кроме того, заключительные «суперджеты» будут поставлены в «Газпромавиа». До конца года ожидается поставка двух новых SSJ100 в специальных версиях в авиацию МЧС России, а также двух – в СЛО «Россия» (машины выпуска 2013 г., изначально предназначавшиеся для лаосской Lao Central, после необходимого переоборудования).

Ан-148

Производственная программа ОАО «ВАСО» в части выпуска новых самолетов Ан-148 в 2014 г. была полностью ориентирована на выполнение контрактов с государственными заказчиками. Было изготовлено три новых Ан-148-100Е для Минобороны России, при этом в эксплуатацию в ВВС России переданы четыре машины (включая одну, выпущенную в конце 2013 г.). Еще два Ан-148-100ЕА были сданы в 2014 г. авиации ФСБ России: один из них был облетан в конце 2013 г., а другой – еще в 2010 г., но первому заказчику (МО Мьянмы) передан в свое время так и не был и после заключения в прошлом году контракта с ФСБ прошел необходимое переоборудование.

В общей сложности ВАСО выпустило в 2014 г. три новых Ан-148 (в 2013 г. – шесть), но поставило заказчикам шесть – в полтора раза больше, чем в 2013 г., когда было поставлено четыре Ан-148. В наступившем году ВАСО продолжит производство и поставки самолетов Ан-148 по контрактам с Минобороны России (три-четыре машины) и ФСБ РФ (две – одна новая и одна, переоборудованная из машины 2011 г., не поставленной тогда в Мьянму). Не исключено, что на этом программа производства новых Ан-148 на ВАСО из-за складывающихся российско-украинских отношений может быть приостановлена.

Ил-76МД-90А

В 2014 г. ЗАО «Авиастар-СП» изготовило первые два серийных транспортных самолета Ил-76МД-90А по контракту с Минобороны России, первый из которых был поставлен заказчику и передан им на ТАНТК им. Г.М. Бериева для переоборудования в прототип нового авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения. Сдача второго перенесена на 2015 г. В 2015 г. завод продолжит изготовление следующих серийных Ил-76МД-90А для Минобороны, а также может выпустить первый экземпляр самолета-заправщика Ил-78М-90А на его базе.

Ил-96

ОАО «ВАСО» в течение 2014 г. не выпустило ни одного нового широкофюзеляжного самолета семейства Ил-96. Вместе с тем после переоборудования в специальную пассажирскую версию Ил-96-400ВПУ в октябре 2014 г. был облетан ранее не поступавший в эксплуатацию грузовой Ил-96-400Т (№ 01004) выпуска 2011 года. Поставка его заказчику должна состояться в 2015 г. Начаты работы по переоборудованию в специальные версии других ранее выпущенных Ил-96-400Т. Кроме того, в 2015 г. завод должен изготовить и поставить в СЛО «Россия» два новых Ил-96-300 в специальных вариантах по контракту с УДП РФ.

Ту-204

В течение 2014 г. ЗАО «Авиастар-СП» не было выпущено ни одного нового самолета семейства Ту-204, не получила пока развития и программа модернизированного Ту-204СМ. Вместе с тем в 2015 г. завод должен завершить изготовление и поставить в эксплуатацию в СЛО «Россия» два новых Ту-204-300 (один из них – в версии Ту-204-300-100) по контрактам с УДП РФ. Будут осуществляться также работы по техническому обслуживанию и переоборудованию в интересах новых заказчиков нескольких ранее выпущенных Ту-204-300, а также, возможно, и Ту-204 других модификаций.

Ту-214

Казанский авиационный завод ОАО «Туполев» (прежнее название – ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова») в 2014 г. изготовил и поставил один новый Ту-214СР по заказу на три такие самолета от УДП РФ. Кроме того, был собран и выведен на летные испытания один новый самолет Ту-214 в специальной версии для Минобороны России и поставлен в эксплуатацию в ВВС России второй самолет воздушного наблюдения Ту-214ОН, облетанный в конце 2013 г. В 2015 г. завод должен изготовить два оставшихся Ту-214СР по контракту с УДП РФ и продолжить работы для Минобороны.

Ан-140

ОАО «Авиакор – авиационный завод» (не входит в состав ОАК) в течение 2014 г. изготовил два новых пассажирских самолета Ан-140-100 по контрактам с Минобороны России. Один из них поступил в эксплуатацию в ВВС России, второй в конце года был сдан заказчику и поступит в Морскую авиацию ВМФ России. Годом ранее завод построил и сдал Министерству обороны три новых Ан-140-100. Несмотря на то, что из общего количества в 14 самолетов Ан-140, заказанных по нескольким контрактам Министерством обороны, поставлено пока восемь, ожидать новых поставок в 2015 г., в силу складывающихся российско-украинских отношений, вероятно, не приходится. В этих условиях «Авиакор» сосредоточится на работах по техническому обслуживанию и ремонту ранее выпущенных Ан-140 и Ту-154 в интересах Минобороны.

Бе-200

Несмотря на имевшиеся планы, ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» не смогло в 2014 г. завершить сборку первых самолетов-амфибий Бе-200ЧС по имеющимся контрактам с МЧС России и Минобороны России. Выход на испытания и поставка первого Бе-200ЧС таганрогской сборки перенесены на 2015 г. В портфеле заказов предприятия в настоящее время имеется два контракта – на шесть Бе-200ЧС от МЧС РФ и на шесть машин (два Бе-200ЧС и четыре Бе-200ПС) для Морской авиации ВМФ России. Вероятно, первые из них завод сможет поставить заказчикам в 2015 г.

По материалам Союза авиапроизводителей

Ответ на этот вопрос лежит за пределами самой корпорации

Михаил Погосян покидает пост главы Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Контракт был рассчитан до февраля 2016 года, однако уже 16 января совет директоров может отправить Погосяна в отставку. В результате баланс сил в российской оборонке существенно поменяется.

Объединенная антикризисная корпорация

Михаил Погосян, глава холдинга «Сухой», в 2011 году сменил на посту президента ОАК Алексея Федорова, бывшего руководителя корпорации «Иркут». Лет через тридцать популярные историки отечественного авиастроения наверняка, не вдаваясь в подробности, легко смогут выдать фразу вроде «борьба групп влияния и бизнес-интересов, стоявших за двумя этими фигурами, определили весь облик российского авиапрома на рубеже столетий» – и не сильно погрешат против истины.

Во всяком случае, стоило бы порекомендовать отнестись к эпохе с уважением, потому что, как ни банально прозвучит, она в буквальном смысле слова решила уйти. Как говорят источники в отрасли, это решение инициировано самим Погосяном, хотя и не без давления внешних обстоятельств.

Объединенная авиастроительная корпорация, созданная в 2006 году, изначально рассматривалась как компания-интегратор постсоветского авиапрома, вследствие распада СССР оказавшегося без «руководящей и направляющей силы», роль которой до 1991 года выполняло министерство авиапромышленности. Главной задачей новой корпорации было вытягивание заглохших авиазаводов, главным образом гражданских, за счет более успешных коллег, прежде всего холдинга «Сухой» и корпорации «Иркут», сумевших выплыть за счет экспорта самолетов семейства Су-27/Су-30.

Погосян, выросший из команды ныне покойного главы ОКБ Сухого Михаила Симонова, в промышленности известен как менеджер проектов со сложно выстроенными кооперациями. На его счету протащенный через сложные годы и неритмичное финансирование проект истребителя Су-35С, запущенный с нуля проект машины пятого поколения ПАК ФА, а также гражданский региональный лайнер Sukhoi Superjet.

Последние два проекта особо примечательны. На старте они выглядели одинаково несбыточно и заранее были обклеены ярлыками в лучшем случае «распилов», в худшем – маниловщины. Однако что мы имеем спустя годы? Серийную постройку десятков «Суперджетов» в Комсомольске и летающий истребитель Т-50, построенный по программе ПАК ФА. Подобными успехами в самолетостроении похвастаться не может никто, только «Иркут» с их массовым выпуском Су-30МКИ (Су-30СМ) и легким Як-130 не имеет на фоне проектов Погосяна бледного вида.

Также нельзя не отметить, что именно при Погосяне ОАК утратила свой прежний рыхлый вид, где «бизнес-единицы» представляли собой сложившиеся с 90-х годов феодальные вотчины директората, и перешла к прозрачному управлению, когда заводы и КБ выстраиваются в дирекции по реализуемым проектам машин.

Основными претензиями к ОАК в последние годы, кроме тяжелого финансового положения (связанного с оздоровлением лежавших на боку предприятий и запуском капиталоемких программ разработок и производства), являлась политика в области гражданской авиации. Все силы в ней были брошены на два проекта: «Суперджет» и среднемагистральный лайнер МС-21, который делает «Иркут».

Проект «Суперджета», сильно вовлеченный в кооперацию с иностранными поставщиками, в текущих условиях будет испытывать еще больше рисков, чем ранее, учитывая, прямо скажем, небольшой и не очень ритмичный спрос на лайнер. (В отличие от серийного производства в Комсомольске, которое идет как раз с очень хорошим графиком.)

Это уже в самое ближайшее время наверняка вызовет очередной всплеск типового злорадства про «погосяновского кукушонка», который вытолкнул из гнезда гражданского авиапрома массу «уникальных, не имеющих аналогов» отечественных проектов (некоторые из них, вроде Ту-334, концептуально устарели уже на момент первого подъема в воздух). Стоит ждать и сопутствующих предложений вернуться на волне «импортозамещения» к автаркической разработке гражданской авиатехники. Но эти мелкие лоббистские попытки поживиться за счет бюджетного финансирования особого значения не имеют. Значение имеет другой, куда более серьезный, тихий и дорогостоящий процесс, идущий в отечественной оборонке. Именно там следовало бы искать ответ на вопрос о будущем ОАК.

Корпорация «МинВсеобщеМаш»

Речь идет о планомерном расширении влияния госкорпорации «Ростех», которая и без того, владея 40% оборонных предприятий РФ с общим объемом выпуска только военной продукции свыше 600 миллиардов рублей (на 2013 год), а также контролируя до 90% экспорта российского оружия, по сути, является теневым министерством оборонной промышленности.

При создании госкорпорации «Ростехнологии», впоследствии переименованной в «Ростех», основные задачи были схожи с теми, что стояли при создании ОАК. За счет доходов «Рособоронэкспорта», который стал основным активом новой корпорации, и ряда других компаний, чья техника при посредстве того же РОЭ нашла свой рынок, предполагалось вдохнуть жизнь в остальные активы. Несколько лет спустя непрерывный рост военных расходов России вкупе с экспортом боевой техники сделает «Ростех» гигантом с оборотом свыше триллиона рублей. Из крупнейших оборонных холдингов России, не втянутых тем или иным способом в орбиту влияния «Ростеха», по сути, остались только ОАК и Объединенная судостроительная корпорация. Такой самостоятельный гигант как «Алмаз-Антей» пал в минувшем году: на его базе начали формирование нового концерна воздушно-космической обороны, а задача эта поручена непосредственно руководителю «Ростеха» Сергею Чемезову, возглавившему совет директоров.

Надо понимать, что речь идет не о походе государственного бизнеса на частный, а о постепенном слипании государственных оборонных активов в гигантский бизнес-конгломерат, равных которому по степени централизации не было и в советские времена. Тогда ниже курирующих органов госвласти (оборонного отдела ЦК и Военно-промышленной комиссии Совмина) начиналась «девятка» оборонных министерств, управлявшихся независимо. Как поведет себя подобная структура в условиях повышенного внимания властей к оборонному заказу (и повышенному же финансированию), особенно с точки зрения эффективности расходования, еще только предстоит понять.

О недостаточной координации между ОАК и ростеховскими холдингами, производящими оборудование для авиапрома, говорят давно. Судить о том, кто виноват в этом, не так просто, однако по сообщениям СМИ уже известно, что новому главе ОАК будет отдельным пунктом поставлена задача наладить координацию с «Ростехом» (что бы под этим ни подразумевалось).

Таким образом, интереснее всего в сюжете не сам Погосян, который, будучи издавна фигурой самостоятельной, правил в российском авиапроме самовластно и след оставил серьезный. Чего он достиг, чего не сумел, а чего ему делать не следовало — пусть разбираются специалисты через несколько лет, когда станет понятно реальное влияние решений Михаила Аслановича на отрасль (каким бы оно ни было).

Первый же вопрос, который должен быть задан в этом разрезе относительно фигуры нового главы ОАК, крайне прост: насколько этот человек окажется аффилирован с «Ростехом»? Это скажет о ситуации со сменой руководства предпоследней крупной оборонной монополии, не включенной в ростеховскую матрицу, больше чем любые другие спекуляции. Хотя в любом случае новому главе ОАК придется иметь дело с теми же самыми машинами, на которых уже раскрутился маховик разработок и производства. Машинами, которые ему сделал Погосян. ***

В момент сдачи материала стало известно о том, что правительство утвердило директиву о назначении на пост главы ОАК заместителя главы Минпромторга Юрия Слюсаря, курировавшего в министерстве авиационную промышленность. Михаил Погосян займет должность генерального конструктора корпорации.

Константин Богданов

lenta.ru, 13 января 2015 г.

2-7 января прошли новогодние представления для детей и внуков работников предприятия. 6000 ребят в возрасте от 2 до 14 лет побывали в мире новогодней сказки и с большим интересом посмотрели яркое музыкальное шоу «Жар-птица для деда Мороза» на сцене большого зала дворца культуры «Роствертол». Дети остались в восторге от волшебного праздника, в ходе которого они принимали самое активное участие: танцевали, пели, отгадывали загадки.

По завершении костюмированного представления все ребята получили сладкие подарки, а также возможность сделать памятные фотографии с Дедом Морозом и Снегурочкой и другими сказочными персонажами.

До и после концерта ребята с удовольствием катались на паровозике, лошадке и верблюде на площади около Дворца культуры.

На рождественские каникулы были организованы пять туристических поездок для работников и членов их семей: Приэльбрусье, Крым, Сочи, Кисловодск, Москва. По отзывам работников, все туры были интересными и увлекательными.

В Новом году заводчане приступили к работе отдохнувшими, полные сил, впечатлений и с хорошим настроением.

Людмила Никитина, инструктор профкома ОАО «Роствертол»

Союз молодёжи ЗАО «Алкоа Металлург Рус» в очередной раз сделал подарки заводчанам, у которых в 2014 году родились дети.

Счастливых пап и мам оказалось 46 человек. Союз молодёжи презентовал молодым родителям детские пушистые пледы. Активисты Союза молодёжи не просто отдавали подарок, а вручали его торжественно. Поздравляли и напутствовали: «Так держать! Повышайте демографическую ситуацию в стране и приходите за подарками в следующем году!».

Огромное спасибо организаторам - отделу по корпоративным отношениям и дирекции по снабжению. А также всем, кто принимал участие в акции.

Сергей Короткий:

- Респект Союзу молодёжи за внимание, чуткость и доброжелательное отношение к сотрудникам завода. Здорово, что о тебе помнят и поддерживают. Спасибо! Всех с наступающим Новым годом! Здоровья, счастья и благополучия в 2015 году!

Александр Гуреев:

- Спасибо Союзу молодёжи, что в холодный зимний день мой карапуз получил такой тёплый подарок. Радует, что молодёжь ЗАО «Алкоа Металлург Рус» проявляет внимание к молодым родителям и заботится о подрастающем поколении. Спасибо за доброту и внимание!

Союз молодёжи ЗАО «АМР»

После продолжительных новогодних праздников очень тяжело заставить свой организм настроиться на рабочий лад, а тем более «включить» мозг для впитывания определенных знаний. Учитывая это, Реском РОБ «Роспрофавиа» решил взбодрить профактив проведением семинара по организационной работе, который прошел 15 января в Доме Профсоюзов.

Задача организаторов обучения напомнить председателям и заместителям первичных профсоюзных организаций, правовым инспекторам и уполномоченным по охране труда, что январь – это месяц предоставления статистических отчетов, и правильное и своевременное их заполнение – одна из важных задач этого месяца.

Специалисты аппарата Рескома пошагово в доходчивой форме дали разъяснения по заполнению, обратили внимание участников семинара на нюансы, которые нужно учитывать при сборе информации для статотчетов.

Кроме того, учитывая тот факт, что в 2015 году в нашем профсоюзе начинается отчетно-выборная кампания, нелишним было освежить в памяти профсоюзных лидеров алгоритм подготовки и проведения отчетно-выборных собраний и конференций, правильное оформление протоколов, еще раз сказать о важности информационного обеспечения ОВК.

Полезная информация, настрой на дальнейшую плодотворную и активную работу, обсуждение насущных проблем и задач – все это дал один день – день первого обучения в новом году. А сколько их еще впереди!

О. Дронова, специалист по информационной работе Рескома РОБ «Роспрофавиа»

О новинках авиапрома, ценах на билеты и привлечении в отрасль малого бизнеса «РГ» рассказал заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.

- Юрий Борисович, что ждет наш авиапром в этом году? Какие ожидаются знаковые события?

- 2015 год будет богат на события. Наверное, самым интересным будет первая выкатка на летную площадку нового российского ближне-среднемагистрального гражданского самолета МС-21. Это должно произойти в декабре. Конечно, будем продолжать продвигать на глобальный рынок отечественный региональный самолет Sukhoi Superjet 100.

Будем сертифицировать новые многоцелевые вертолеты Ми-38 и Ми-171А2. Программы испытаний этих вертолетов должны завершиться в 2015 – к началу 2016 года, после чего мы сможем начать их серийное производство. Сейчас проводятся летные испытания четвертого предсерийного опытного образца Ми-38 и уже начата сборка фюзеляжа первой серийной машины.

Средний вертолет Ми-171А2 – одна из самых ожидаемых новинок российского вертолетостроения, машина идет на замену популярного во всем мире Ми-8, но это будет более современный, более эффективный и более экономичный вертолет.

Покупатели и эксплуатанты любят Ми-8 за простоту, дешевизну. Важно эти плюсы сохранить, но сделать продукт соответствующим современным запросам. А если мы сделаем дорогой, «навороченный», очень слишком сложный в эксплуатации вертолет, то старых покупателей растеряем, но новых, скорее всего, не приобретем. Предстоит совместная работа с китайскими партнерами по разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. В этом году хотим перейти от концептуальных разработок к оформлению эскизно-технической документации.

- А когда на борт МС-21 поднимутся первые пассажиры?

- Пассажирские перевозки начнутся в 2018 году. МС-21 – приоритетный проект в гражданской авиации, мы рассматриваем его как локомотив передовых технологических новинок в аэродинамике, двигателестроении, бортовых системах.

По своим летно-техническим характеристикам, комфорту и, что очень важно, экономическим показателям, самолет превзойдет своих конкурентов, будет более эффективным, даже чем те модернизированные варианты зарубежных авиалайнеров, которые еще только готовятся к серийному производству.

В нашем самолете – новые весовые характеристики, технология изготовления крыла из легких и прочных композитных материалов. Комфорт пассажиров обеспечивают более широкие проходы в салоне, что позволит увеличить скорость пассажирских потоков при посадке и высадке. Только благодаря высокой оборачиваемости воздушного судна на аэродроме выигрыш перевозчиков сможет достигать порядка двух миллионов долларов за год эксплуатации. В салоне емкие полки, которые позволят разместить больше ручной клади. Давление воздуха в полете будет ближе к привычному, больше размер окон. С точки зрения комфортабельности, эргономичности – очень интересная машина.

Но самое главное – самолеты семейства МС-21 с их вместимостью от 130 до 211 пассажиров нацелены на самую массовую нишу авиаперевозок, в которой сегодня в основном и работают зарубежные лайнеры. Самолет будет соперничать с Boeing 737 и Airbus А320.

- Укладываетесь в график?

- Да. Первый летный образец самолета будет готов в конце 2015 года. Первый полет намечен на 2016 год. Сертификат Межгосударственного авиационного комитета, подводящий итог испытаниям, должен быть получен в конце 2017 – начале 2018 года. Далее – поставки клиентам. По графику идет и работа по двигателю ПД-14, который, помимо установки на МС-21, станет основой большого семейства двигателей различного назначения.

- Какова доля отечественных компонентов в этом самолете?

- К началу серийного производства она составит более 50%. Остальное делается нашими зарубежными партнерами, и они выполняют свои обязательства.

Мы будем со временем увеличивать долю российских комплектующих. В то же время, международное сотрудничество в гражданском авиастроении – явление закономерное и всегда носит взаимовыгодный характер. Кстати, российские высокотехнологичные компоненты сегодня устанавливаются и на многих новых зарубежных лайнерах, включая Boeing и Airbus.

- Какие текущие риски видите для отрасли?

- 2015 год будет непростым в силу того, что многие издержки у авиакомпаний долларовые. В парке – в основном иностранные самолеты. Лизинговые ставки в долларах и, соответственно, затраты в рублях будут выше.

- В итоге произойдет всплеск цен на авиабилеты?

- Думаю, что авиакомпании не смогут переложить рост валютных расходов в рост цен на билеты, ведь тогда существенно сократится спрос, меньше пассажиров будет летать.

По материалам АвиаПорт

15 января 2015 года состоялась встреча заместителя председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомирова и начальника Департамента по развитию социального партнерства и правовому обеспечению Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» П.А. Соколова, на которой обсуждались конкретные предложения по отсрочке от службы в рядах Вооруженных Сил молодым людям, окончившим профильные технические учебные заведения и поступившим на работу в организации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Предложения касаются отсрочки окончившим учебные заведения с отличием, либо тем, кто проходил обучение по целевым программам или по договорам с предприятиями.

В результате встречи позиции сторон в этом направлении были согласованы.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профавиа

В Екатеринбурге под руководством Свердловского обкома профсоюза прошли соревнования по боулингу среди первичных профсоюзных организаций предприятий области. Спортивный турнир состоялся 11 января 2015 года. На нем было представлено пять команд, каждая из которых состояла из четырех человек.

Победителями стали:

1 место – команда ППО «ВСМПО»

2 место – команда ППО ОАО «МЗиК»

3 место – команда ППО «НПП «Старт»

В личном зачете места распределились следующим образом:

Среди мужчин:

1 место – Ковалев Денис (ППО «ВСМПО»)

2 место – Ковалев Вячеслав (ППО «ВСМПО»)

3 место – Дунаев Андрей (ППО ОАО «МЗиК»)

Среди женщин:

1 место - Ковалева Ольга (ППО «ВСМПО»)

2 место – Алешина Анастасия (ППО «ВСМПО»)

3 место - Дунаева Ксения (ППО ОАО «МЗиК»)

Все участники получили заслуженные призы.

Свердловская областная организация Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности поздравляет победителей спартакиады и желает всем участникам успехов и побед в дальнейших спортивных мероприятиях!

А.В. Терентьев, правовой инспектор Свердловской областной организации профсоюза

Так считают в первичной профсоюзной организации ОАО «ААК «Прогресс».

По инициативе первичной профсоюзной организации 2014 год закончился важным мероприятием для всех работников предприятия – семинаром по вопросу обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Профком, отдел охраны труда, промышленной безопасности и экологии предприятия и компания «Техноавиа» совместно провели практический семинар с презентацией новых образцов спецодежды и СИЗ.

На семинар были приглашены и приняли активное участие руководители структурных подразделений, начальники техбюро, экономисты, уполномоченные по охране труда профкома, председатели цеховых комитетов, всего 102 человека.

В подразделения предприятия переданы образцы спецодежды и СИЗ для испытаний в работе.

На этом партнерские отношения не заканчиваются. По просьбе работников на январь 2015 года запланирована еще одна встреча и еще один этап передачи на испытания пробных образцов спецодежды и СИЗ.

Информация подготовлена отделом охраны труда ЦК Профсоюза

На ОАО Казанский завод «Электроприбор» состоялась профсоюзная конференция, на которой были подведены итоги выполнения коллективного договора за 2014 год и подписан колдоговор на 2015 год.

Президиум собрания

В целом успешная работа предприятия в 2014 году и выполнение всех пунктов коллективного договора создали общий настрой конференции. В своем отчете генеральный директор П.А. Шацких отметил, что 2014 году завод успешно выполнил производственную программу и бюджет года, Госзаказ, обязательства перед заказчиками. В части проведения опытно-конструкторских работ успешно работал инженерный центр. По предварительным подсчетам предприятие имеет рост объемов производства (относительно прошлого года) более 20%, выросла производительность труда, зарплата. В три раза вырос объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в инженерном центре. Завод ставит очень серьезные задачи в 2015 году повысить объемы производства на 10-15%. Если в 2014 году объем производства превысил ориентировочно 1 млрд 300 млн рублей, то в 2015 году завод должен приблизиться к планке 1,5 млрд рублей.

В зале

Директор завода отметил, что некоторую озабоченность вызывает ситуация с Украиной. - Мы завязаны по производству с Запорожским предприятием АО «МОТОР СИЧ». Из года в год, к сожалению, по этому предприятию объем заказов снижается, но мы сейчас проводим работу по возобновлению поставок, может быть за счет предоставления более выгодных условий для них. Видим заинтересованность второй стороны и думаем, что сумеем найти общий язык.

Подписали!

В 2014 году завод имеет на 30% больше чистой прибыли, чем планировалось. Это в целом положительно характеризует финансовое положение предприятия. Но сейчас все предприниматели и промышленники измеряют время «до» и «после» валютного обвала. Ряд негативных последствий проявится и для завода. В первую очередь с этим связано то, что в два раза сократился план оргтехмероприятий на следующий год.

Год 2015 пройдет под девизом празднования 70-летия Великой Победы. На заводе подписан план мероприятий, и П.А. Шацких заверил, что финансирование его будет проведено в полном объеме.

В целом на конференции работники выступали доброжелательно, хотя не обошлось без критики. Лучшим работникам были вручены знаки «100-летие воздушных сил России». Председатель профкома А.Г. Богатырев вручил «Благодарности» от Профавиа генеральному директору П.А. Шацких и председателю совета директоров акционерного общества Г.В. Дивавину.

Наталья Гарбузова, редактор заводской газеты «За прогресс»