1

На старт третьего ежегодного забега «Миля ВАСО» 19 мая вышли более ста заводчан. Поливший к моменту старта дождь не распугал ни самих спортсменов, ни их горячих болельщиков.

Участников традиционного забега приветствовал председатель профкома ВАСО Виктор Богданов. Проходившая под дождем разминка, кажется, лишь раззадорила участников, и они с нетерпением дожидались команды «Марш!». Первой ушла мужская группа, спустя три минуты – женская. Едва к финишной черте переместились судьи и расположились все зрители, как вдалеке замаячила фигура лидера – представителя доблестного цеха № 7 Владимира Золотарева, вновь быстрее всех и со значительным отрывом преодолевшего 2600 метров «Мили ВАСО», на полминуты улучшив прошлогодний свой результат. 8 минут 10 секунд – это новый рекорд забега! Второй результат показал Андрей Тонин из цеха № 95, а замкнул тройку Сергей Кудрявцев из ОГТ.

Также с отличным результатом – 13 минут 5 секунд, обойдя многих участников мужской группы, первой из женщин финишировала Юлия Куракина из ОГК. Тем самым она взяла реванш у прошлогодней победительницы «Мили ВАСО» Натальи Желтоуховой из ОГТ. Великолепная конкуренция двух лидеров, к которым в этом году присоединилась Мария Семыкина из цеха № 86.

На финише победителей и призеров ожидали не только кубки и грамоты, но и денежные призы администрации и профкома предприятия. Победителям также вручили специальные денежные призы от депутата Государственной Думы Сергея Гаврилова.


Алексей Чертов,
Центр общественной информации и печати ПАО «ВАСО»,
г. Воронеж

Фото Игоря Стрюка

В г. Казани на базе ПАО «Казанский вертолетный завод» 17 мая 2017 года состоялся отраслевой конкурс профессионального мастерства среди инженеров-технологов по обработке металлов резанием.

Конкурс проводился по совместному решению Департамента авиационной промышленности Минпромторга России, Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» и Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности в двух возрастных категориях – среди участников до и свыше 30 лет.

Участниками этого соревнования стали 42 представителя 33-х предприятий авиационной промышленности из 17-ти регионов России: Казани и Воронежа, Самары и Ульяновска, Кирова и Рязани, Новосибирска, Иркутска и Перми, Москвы и Московской области, Нижегородской, Ростовской, Ярославской и Свердловской областей, а также Башкортостана и Удмуртской республики. Участники также являются представителями интегрированных структур: Холдинг «Вертолеты России», Объединенная авиастроительная корпорация, Концерн Радиоэлектронные Технологии, Объединенная двигателестроительная корпорация, Холдинг «Технодинамика», Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», Концерн «Алмаз-Антей».

Активное участие в подготовке и проведении отраслевого конкурса приняли представители всех этих интегрированных структур.

Конкурс проводился в целях распространения передового опыта в технологическом обеспечении производства, поддержки непрерывного профессионального развития инженеров-технологов, привлечения молодежи к получению инженерных специальностей.

На открытии конкурсантов приветствовали заместитель генерального директора ПАО «Казанский вертолетный завод» В.В. Лигай и председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомиров, которые говорили о том, что в нынешние времена особо важна высокая мотивация инженеров к инициативному, добросовестному труду, а инженер-технолог – одна из ведущих специальностей в авиастроении, т.к. будущее за технологиями. Отмечалось, что необходимо повышать авторитет авиационной промышленности, который во многом зависит от того, как каждый работник владеет своим мастерством, насколько профессионально реализует это мастерство в работе.

Руководители пожелали участникам продемонстрировать весь накопленный опыт, полученный на предприятии, обратили внимание на то, что, разрабатывая технологические процессы, следует опираться не только на имеющееся на предприятии оборудование, но и давать предложения руководству о новинках, о конкретном техническом перевооружении – что является одной из важнейших задач, стоящих перед авиационной промышленностью.

В ходе общения участники выражали мнение, что в профессию инженеров-технологов молодежь не очень-то стремится, а те, кто остался в ней, могут работать качественно, но они хотели бы и адекватной оплаты за труд. Необходимо, чтобы на предприятиях целенаправленно обучали инженеров-технологов, занимались их подготовкой, повышением их квалификации.

В итоге трудной, напряженной борьбы победителем и призерами стали:

1 место – В.В. Баймлер, АО «Научно-производственное предприятие «Старт» имени А.И. Яскина» г. Екатеринбург;

2 место – Н.Ю. Богдашев, АО «Уральский приборостроительный завод»;

3 место – О.Н. Гайнетдинова, АО «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика».

Среди молодых участников победителем и призерами стали:

1 место – С.В. Шипигин, ПАО «Казанский вертолетный завод»;

2 место – М.Н. Семавина, АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие»;

3 место – А.И. Зонов, АО «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК».

Победителям конкурса и призерам в торжественной обстановке были вручены дипломы, денежные премии и памятные подарки.

Другие фотографии этого мероприятия находятся здесь.


Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профавиа

На территории АО «ОДК-СТАР» состоялось заседание Пермской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми. Пермские власти, профсоюзы и работодатели обсудили вопросы, связанные с ростом минимальной заработной платы на территории города Перми.

Наше предприятие было выбрано для проведения заседания комиссии не случайно. Со слов председателя Пермской городской Думы, координатора Пермской городской трехсторонней комиссии Юрия Уткина: «Мы встречаемся, обсуждаем проблемы, корректируем наши планы. Эта работа помогает выполнять задачи, которые ставит федеральная и краевая власть перед муниципалитетом. Не зря первым вопросом в повестке дня заседания комиссии обсуждалась тема «О решении социальных вопросов в рамках коллективного договора АО «ОДК-СТАР».

Управляющий директор «ОДК-СТАР» Сергей Владимирович Остапенко в своем докладе рассказал о предприятии, производимой продукции, перспективах развития и коротко остановился на социальных программах.

Мы, отметил он, чувствуем себя уверенно и оптимистично смотрим в будущее. Планы по развитию предприятия серьезные, разрабатывается программа технического перевооружения и инвестиций в развитие «ОДК-СТАР» до 2025 года. Речь идет об объеме инвестиций в размере 5 млрд рублей. В настоящий момент мы обеспечены контрактами наперед, какие-то срываются, другие заключаются. По определенным позициям может быть отрицательная динамика, но в целом показатели экономической эффективности предприятия растут примерно на 10–15 процентов ежегодно.

С содокладом выступил председатель первичной профсоюзной организации «СТАР-ИНКАР» Борис Дмитриевич Красноперов. Он остановился на вопросах социальных льгот и гарантий, на механизмах регулирования трудовых отношений.

Все это в АО «ОДК-СТАР» имеет место благодаря коллективному договору, который закрепляет обязательство сторон сотрудничать на условиях доверия и взаимопонимания с целью реализации всех обязательств договаривающихся сторон. Стороны признают, что стабильная и эффективная работа предприятия возможна только на основе социального партнерства.

С докладом о реализации «Соглашения о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017–2019 годы» выступила начальник департамента экономики и промышленной политики администрации города Перми Галина Борисовна Попова. От стороны профсоюзов с содокладами выступили заместитель председателя Пермского крайсовпрофа Александр Леонидович Зимин и от работодателей – генеральный директор Союза промышленников и предпринимателей «Сотрудничество» Василий Иванович Цыганков.

Участники трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми посетили высокотехнологичный корпоративный музей АО «ОДК-СТАР», отметили особую, позитивную атмосферу, царящую на заводе, и в целом остались довольны визитом на наше предприятие.

Е. Андреева,
пресс-центр АО «ОДК-СТАР»
Л. Лазарева,
ведущий специалист профкома ППО «СТАР-ИНКАР»,
г. Пермь

Фото Е. Керженцевой

25 мая на летно-испытательной станции Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) летный образец новейшего вертолета Ка-62 совершил первый испытательный полет.

По завершении всех необходимых доработок, произведенных в процессе наземных гонок и полетов в режиме «висения», летный образец вертолета Ка-62 в соответствии с программой испытаний по вводу в строй выполнил полет по кругу на скорости 110 км/ч продолжительностью 15 минут.

Летчики-испытатели головного разработчика Ка-62 – АО «Камов» – выполнили оценку общей работоспособности вертолета и проверку функционирования его основных систем электроснабжения, бортового оборудования и силовой установки.

«Сегодняшние летные испытания показали, что мы успешно завершили все необходимые доработки опытной машины, опираясь на результаты выполнения предыдущих пунктов программы по вводу вертолета в строй. В частности, была выполнена проверка устойчивости и управляемости вертолета, работоспособности его основных систем и комплексов», – отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.

Напомним, что летный образец вертолета Ка-62 впервые совершил отрыв от земли в апреле прошлого года. В рамках программы ввода в строй вертолета Ка-62 специалистами ПАО ААК «Прогресс» и АО «Камов» было произведено поэтапное усложнение режимов испытаний опытной машины с целью более тщательной проверки всех систем и оборудования вертолета. По завершении испытаний по данной программе, на вертолете начнутся предварительные, а затем сертификационные наземные и летные испытания. На сегодняшний день на предприятии изготовлено еще несколько опытных образцов Ка-62.

Особенностью вертолета Ка-62 является широкое применение в конструкции современных материалов – полимерных композиционных материалов (ПКМ), а также высокопрочных алюминиевых, титановых сплавов и стали. Объем конструкций из ПКМ на вертолете доведен до 60% по массе, благодаря чему уменьшается масса пустого вертолета, соответственно увеличивается его скорость, маневренность и грузоподъемность, а также снижается расход топлива. Планер вертолета отличается совершенными аэродинамическими обводами, вместительной транспортно-пассажирской кабиной и трехстоечным шасси с хвостовой опорой.

К отличительным чертам также можно отнести одновинтовую схему с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Вертолет имеет пятилопастной несущий винт, две автономные гидросистемы, колесное шасси повышенной энергоемкости, а также авариестойкую топливную систему и уникальное птицестойкое остекление.

Вертолет Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров, офшорных работ, экстренной медицинской помощи, выполнению операций по поиску и спасению, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, патрулирования и экологического мониторинга. Благодаря большой высоте практического потолка и высокой тяговооруженности двигателей Ка-62 также может осуществлять поисково-спасательные и эвакуационные работы в горных районах.


По материалам АО «Вертолеты России» \ «ВПК.name»

Первый опытный образец модернизированного стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160М2 появится уже в 2019 году. Об этом в среду сообщил журналистам генеральный директор ПАО «Туполев» Александр Конюхов. Работы по новому самолету в целом идут по плану, отметил он. Ранее президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявлял, что серийное производство этих машин планируется начать в 2021 году.

В перспективе Ту-160М2 дополнит уже имеющийся в составе ВКС флот Ту-160 и Ту-160М1. Новый самолет станет основой воздушного компонента российской «ядерной триады» – и останется ею как минимум до 2030 года. По мнению специалистов, очередная модификация всемирно известного «Белого лебедя» по своей эффективности превзойдет предыдущие варианты минимум в два раза. А опробованные на Ту-160М2 технологические решения будут использоваться при создании принципиально нового бомбардировщика – ПАК ДА (Перспективного авиационного комплекса дальней авиации).

Новая «начинка»

Оригинальный Ту-160 – уникальная машина, обладающая множеством титулов с приставкой «самый». Он считается самым крупным и мощным сверхзвуковым самолетом в истории авиации. Ту-160 обладает большей максимальной взлетной массой, чем любые его конкуренты – около 275 тонн. Наконец, среди всех существующих бомбардировщиков Ту-160 является самым быстрым. Он может развить скорость до 2200 километров в час, что сравнимо с характеристиками современных истребителей.

Однако свой первый полет Ту-160 совершил в далеком 1981 году. И если по своим летным характеристикам он все еще соответствует современным стандартам, то его бортовое оборудование нуждается в замене.

«Последний серийный Ту-160 был собран в 2008 году, – напомнил РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. – С того времени элементная база продвинулась далеко вперед. Появилась более совершенная авионика, стало больше цифровой аппаратуры, появились новые приборы, которые входят в прицельно-навигационный комплекс бомбардировщика. Разработаны и уже пошли в серию новые комплексы бортовой обороны. Противник тоже не сидел на месте и активно создавал средства поражения, которые стали гораздо «хитрее» тех, которым должны были противостоять оригинальные Ту-160. Наконец, изменится приборная панель у пилотов, появится новое нашлемное оборудование. В общем, если внешне «Белый лебедь» практически не изменится, то электронная «начинка» у него будет совсем другая».

Еще в декабре 2015 года руководство концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в «Ростех») сообщило, что полный комплект бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 будет готов к 2020 году. Как подчеркнули в КРЭТ, эта аппаратура будет устанавливаться не только на новые самолеты, но и на машины, уже стоящие на вооружении, в рамках масштабной модернизации. Отдельно отмечается, что Ту-160М2 получит современные топливомерно-расходомерные системы и новые двигатели НК-32 серии 2, что позволит увеличить время и дальность полета.

«Все эти меры направлены на то, чтобы сделать из Ту-160М2 более точный и современный стратегический инструмент наших сил ядерного сдерживания, – резюмировал Алексей Леонков. – Он будет обладать большим потенциалом для модернизации. На первое время Ту-160М2 вооружат уже имеющимися в войсках ударными системами. Это крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-555, Х-101 и ее вариант с ядерной боеголовкой Х-102».

Х-555 является глубокой модернизацией ракеты Х-55, принятой в эксплуатацию еще в 1983 году. Новое оружие обладает более совершенным комплексом управления, который позволяет ракете вносить коррективы в свой маршрут буквально на лету. Х-555 оснащается кассетной или осколочно-фугасно-зажигательной боевой частью и способна поразить цель на дальностях свыше 2000 километров. Х-101 является еще более мощным оружием и может уничтожить объект противника на удалении до 5500 километров. Обе ракеты прошли «боевое крещение» в Сирии: бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 наносили ими удары по наиболее важным и хорошо укрепленным базам террористов. Опыт, полученный нашими летчиками на этой войне, будет учтен при создании нового самолета.

Не конкуренты

Ряд экспертов, впрочем, полагают, что концентрация средств и усилий на Ту-160М2 серьезно «сдвинет вправо» проект ПАК ДА – бомбардировщика нового поколения. Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов сообщил РИА Новости, что вряд ли появления этой машины стоит ждать в рамках грядущей Госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы. Он подчеркнул, что даже очень богатые страны не могут позволить себе разработку двух стратегических бомбардировщиков одновременно. В то же время Алексей Леонков подчеркнул, что Ту-160М2 не является конкурентом ПАК ДА, а будет играть роль «промежуточной стадии».

«У нас давно назрела проблема замены стратегических бомбардировщиков Ту-95, – пояснил эксперт. – Это хорошие машины, но срок их службы ограничен, и вечно продлять его не получится. Постепенно их будут выводить из эксплуатации. Роль Ту-160М2 – своевременно занять нишу этих самолетов. Если этого не сделать, боевые возможности нашей стратегической авиации серьезно просядут. Сейчас у нас на вооружении стоят 16 бомбардировщиков Ту-160 и Ту-160М1. По-хорошему, нужно еще не менее 30 новых Ту-160М2, чтобы заменить Ту-95. Это не быстрый процесс – программа будет рассчитана на пять-десять лет минимум. Когда ПАК ДА будет доведен до ума, как раз возникнет необходимость замены самых ранних Ту-160 на новые машины. Этот процесс, повторюсь, постепенный».

Тем не менее, прогресс в создании бомбардировщика будущего уже есть. В начале мая генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков сообщил, что уже готова подробная цифровая модель ПАК ДА. Кроме того, сообщалось, что компания «Туполев» завершила полноразмерный макет бомбардировщика. Это означает, что по меньшей мере внешний облик машины и ее габариты уже утверждены. О боевых возможностях ПАК ДА, его БРЭО и вооружении пока приходится только гадать.

Предполагается, что ПАК ДА будет выполнен по схеме «летающее крыло» на манер американских стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit. В конструкции самолета планируют активно использовать композитные и радиопоглощающие материалы, что позволит снизить его заметность для радаров противника и уменьшит общий вес машины. Сообщалось, что ПАК ДА получит принципиально новый двигатель, но пока неясно, какой – до сих пор неизвестно, будет ли самолет сверхзвуковым.


По материалам РИА Новости / Андрей Коц

Два дня, 17 и 18 мая на Казанском вертолетном заводе проходил отраслевой конкурс профессионального мастерства среди инженеров-технологов по обработке металлов резаньем. Организатором мероприятия выступил ЦК Профавиа при поддержке профсоюзного комитета ПАО «КВЗ».

Участие в соревновании приняли 42 специалиста с 32 предприятий российского авиапрома из 17 регионов России: Воронежа, Самары, Ульяновска, Казани, Новосибирска, Иркутска и Перми, Москвы и Московской области, Нижегородской, Ростовской, Ярославской и Свердловской областей, а также Башкортостана и Удмуртской республики.

Бороться за звание лучшего технолога приехали представители интегрированных структур, в их числе холдинг «Вертолеты России», Объединенная авиастроительная корпорация, концерн «Радиоэлектронные технологии», Объединенная двигателестроительная корпорация, холдинг «Технодинамика», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», концерн «Алмаз-Антей».

Председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров в приветственном обращении к участникам конкурса сказал:

– Сегодня здесь собрались лучшие представители своей профессии предприятий авиационной промышленности России. Мы серьезно готовились к вашему приезду на Казанский вертолетный завод. Здесь созданы все условия для того, чтобы конкурс прошел в честной конкурентной борьбе. Но самое главное в подобных встречах – обмен опытом. Желаю вам плодотворной работы и поздравляю с праздником профессионального общения и труда!

У специалистов службы главного технолога, которые готовили пакет заданий для конкурса, корреспондент газеты «Вертолетостроитель» поинтересовался, какие испытания ждали участников. Теоретическая часть включала в себя 20 вопросов, на которые нужно было ответить за 20 минут. В рамках практического задания всем выдавался чертеж, по которому требовалось изготовить деталь в соответствии с заданными размерами и допустимыми отклонениями. А сложность заключалась в очень высоких требованиях к исполнению задания, соответствующего высокой квалификации.

Все участники профессионального соревнования были предельно напряжены и сосредоточены, нам удалось узнать их первые впечатления о предприятии и конкурсном задании:

Ирина Мукатаева, начальник техбюро механообрабатывающего цеха АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», город Королев:

– Очень разнообразная и творческая работа – технолога. Когда ехала на конкурс, то не представляла, как за час можно разработать техпроцесс и выпустить годную продукцию – это невозможно, но за это время можно определить маршрут обработки детали. В конкурсах профессионального мастерства участие я никогда не принимала, поэтому для меня было все впервые и вновь. Написание техпроцесса не составило для меня никакой сложности, вероятно, сказывается определенный опыт. Единственное, что я нерационально распределила - время, поэтому мне его не хватило, и последние строчки лихорадочно дописывала в последние минуты отведенного времени, но теоретически знала, как и чем обработать эту деталь. Больше трудностей вызвала теоретическая часть в виде тестирования, но тут дело во мне – тесты я не люблю. Многие теоретические определения уже забыты. К сожалению, с терминами бережливого производства незнакома, поскольку специального обучения в этой области не проходила. Будет над чем задуматься и что изучить. Теоретический тест интересный, запутанный. Как раз то, что нужно. Если теорию не знаешь, то и правильного ответа не дашь. Следовать какой-то логике в выборе варианта ответа – сложно.

О том, как обстоят дела с решением кадровых вопросов в АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», рассказал начальник бюро повышения квалификации подготовки персонала управления персоналом Михаил Базанов:

– Вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов актуален во все времена. В корпорации всегда ответственно относятся к участию в конкурсах профессионального мастерства, понимая их важность в формировании кадрового потенциала. Участие в отраслевом конкурсе принимают шесть инженеров-технологов – представителей предприятий, входящих в корпорацию, из Дубны, Реутова, Арзамаса, Королева и Москвы.

Наши предприятия ведут целевую контрактную подготовку, активно работают с такими вузами, как МГТУ им. Баумана, МАИ, Технологическим университетом (г. Королев), техникумами.

Николай Богдашев, инженер-технолог АО «Уральский приборостроительный завод», Свердловская область:

– На заводе работаю технологом восемь лет, в конкурсе участвую впервые. На мой взгляд, задание было сложное. Часа, отведенного на выполнение практического задания, мало. Представление о техпроцессе данной детали я имею, но деталь была непростая, поэтому нужно было учесть некоторые нюансы.

Наталья Трошина, инженер-технолог ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»:

– На предприятии работаю 21 год, инженером-технологом более 17 лет. Участвовала в заводских и республиканских конкурсах профмастерства. На мой взгляд, задание отраслевого конкурса было несложное. Как правило, в конкурсных заданиях стараются совместить несколько методов механообработки, но есть один нюанс: на каждом предприятии работа технолога узконаправленная, и какие-то методы обработки отличаются. А если с чем-то по работе постоянно не сталкиваешься, то можешь и не знать о более новых, современных методах обработки, поэтому расширение общего кругозора в нашей профессии просто необходимо. Побольше бы проводилось таких конкурсов.

Андрей Бурыкин, инженер-технолог ОАО «Роствертол»:

– Это мой первый общероссийский отраслевой конкурс профмастества, поэтому готовился активно, читал учебники, вспоминал теорию. До этого принимал участие в заводском конкурсе, но там была деталь проще, да и времени давалось больше…

Теоретические вопросы у меня вызвали меньше трудностей. Двадцать минут, отведенных на тест, было достаточно. Коллеги с других предприятий говорили, что вопросы по бережливому производству вызвали затруднение, но мне повезло, потому что на нашем заводе внедряется система «бережливого производства», и я знаком с принципами ее работы.

В ходе конкурса три года назад родилась новая замечательная идея. Организационный комитет учел многочисленные просьбы участников и во второй конкурсный день провел «круглый стол».

Участники отметили высокий уровень организации конкурса и сетовали на нехватку времени. Одного часа некоторым явно не хватило. Организаторы мероприятия объяснили, что оценивался взгляд инженера на технологический процесс, его умение, изучив чертеж и определить алгоритм обработки детали.

В период работы конкурсной комиссии участники посетили музей Трудовой славы и цеха основного производства.

Каждый участник получил Свидетельство об участии в конкурсе и памятный подарок от Казанского вертолетного завода. По итогам конкурса профессионального мастерства на ПАО «КВЗ» призовые места распределились таким образом:

Номинация «Лучший инженер-технолог по обработке металлов резаньем» – до 30 лет:

1 место – Шипигин Сергей Вячеславович – инженер-технолог ПАО «Казанский вертолетный завод»;

2 место – Семавина Мария Николаевна – инженер-технолог 2 категории АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие»;

3 место – Зонов Антон Игоревич – начальник технологического бюро АО «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК».

Номинация «Лучший инженер-технолог по обработке металлов резаньем» – после 30 лет:

1 место – Баймлер Владимир Владимирович – ведущий специалист по механообработке на станках с ЧПУ АО «Научно-производственное предприятие «Старт» имени А.И. Яскина», г. Екатеринбург;

2 место – Богдашев Николай Юрьевич – ведущий инженер-технолог АО «Уральский приборостроительный завод», г. Екатеринбург;

3 место – Гайнетдинова Ольга Николаевна – и.о. начальника бюро СТСП АО «Уфимское агрегатное предприятие «Гидравлика».

Озвучивая итоги конкурса, председатель Профавиа Алексей Тихомиров, обращаясь к аудитории, сказал:

– Принимая участие в подобных конкурсах, вы не только повышаете свой профессиональный уровень, но и поднимаете престиж такой важной и нужной специальности, как инженер-технолог. Вы показали достойные результаты, но нет предела совершенству, и даже победителям есть, куда расти.


М.В. Голубева,
редактор газеты «Вертолетостроитель», Казанский вертолетный завод,
г. Казань

Как стало известно «Ъ», 23 мая в научно-производственном объединении «Сатурн» в Рыбинске состоится совещание c участием вице-премьера Дмитрия Рогозина и главы «Газпрома» Алексея Миллера. Главная тема – загрузка мощностей Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и двигателестроительных предприятий госкорпорации «Роскосмос» заказами оборудования и комплектующих для перекачки газа. По итогам планируется составить список предприятий, которые могут быть задействованы в программе.

О предстоящем совещании на «Сатурне» «Ъ» рассказали несколько топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности и подтвердил собеседник в «Газпроме». По словам одного из них, вместе с господами Рогозиным и Миллером в Рыбинске высадится «руководящий десант» из ОДК и двигателестроительных предприятий «Роскосмоса» (в частности, речь идет об «Энергомаше», «Протоне-ПМ», «Искре», Воронежском механическом заводе и др.), представители которого доложат о том, как они попробуют помочь «Газпрому». То, что совещание стоит в повестке руководства ОДК, подтвердили «Ъ» в корпорации. «Мы рассчитываем рассмотреть вопросы, связанные с поставкой нашей продукции в интересах ТЭК по линии импортозамещения, обсудить комплексную долговременную программу сотрудничества с «Газпромом» и совместно определить возможность реализации инвестиционного контракта на поставку газотурбинных энергетических установок мощностью свыше 110МВт – ГТД-110М», – заявили «Ъ» в ОДК. В «Роскосмосе», «Газпроме» и аппарате Дмитрия Рогозина от комментариев вчера воздержались.

Необходимость загрузить двигателестроительные предприятия сторонними заказами остро встала после инцидента на Воронежском механическом заводе.

Тогда, напомним, был использован неверный припой в двигателях РД-0210/0211 и РД-0213/0214, устанавливающихся на вторую и третью ступень ракет-носителей «Протон-М» соответственно. В ходе разбора полетов выяснилось, что завод нуждается в срочной технологической модернизации, а его сотрудники – в повышении зарплаты. Имеющихся заказов не хватало, поэтому Дмитрий Рогозин в феврале поручил загрузить ВМЗ сторонними заказами со стороны энергетиков.

Теперь вопрос ставится гораздо шире – речь идет о целой двигателестроительной отрасли, говорит источник «Ъ» в оборонной промышленности. По словам собеседника «Ъ» в «Газпроме», на совещании речь может идти о закупках российских газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Он подчеркнул, что их подавляющая часть и так российского производства. А зарубежные большой мощности, которые не производятся в России, «Газпром» в последнее время покупал только для экспортных морских газопроводов Nord Stream и «Турецкий поток». В то же время у монополии есть необходимость в замене деталей и обслуживании агрегатов украинского производства («Зоря-Машпроект»), отношения с украинскими поставщиками прерваны с 2014 года. Наконец, наиболее современные ГПА «Ладога» мощностью 32 и 16 МВт, созданные в партнерстве и по лицензии GE Oil&Gas, которые активно закупаются «Газпромом», в том числе для «Силы Сибири», локализованы пока не полностью – GE поставляет для агрегатов камеры сгорания и лопатки турбин.

Участие в таком проекте выгодно «Газпрому» с точки зрения независимости от режима санкций, убежден высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. Он напомнил, что именно санкции стали серьезной проблемой для ввода в Симферополе и Севастополе двух парогазовых ТЭС по 470 МВт каждая, которые должны были решить вопрос с энергоснабжением Крыма. Схема предполагала использование четырех больших газовых турбин – либо импортных, либо выпущенных по лицензии СП «Силовых машин» с Siemens в Петербурге (ГТЭ-160), но оба варианта упирались в западные санкции. По данным «Ъ», во время одного из совещаний Дмитрий Рогозин предлагал отказаться от варианта с иностранными газотурбинами, передав заказ ОДК: ее продукция обладала меньшей мощностью, но этот вопрос решался путем увеличения количества турбин. Однако против выступил вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий развитие Крыма. Надежды были связаны с закупкой турбин в Иране (переговоры ведет «Технопромэкспорт» – «дочка» госкорпорации «Ростех»), однако 12 апреля глава Минэнерго Александр Новак впервые публично признал проблемы с поставками оборудования для двух строящихся ТЭС в Крыму (см. «Ъ» от 13 апреля).

Есть для «Газпрома» и политические дивиденды, говорят кремлевские и правительственные чиновники: программа промышленного импортозамещения находится на особом контроле у Владимира Путина, по особо важным вопросам ему докладывают практически ежедневно. Отметим, что 25 апреля президент посещал «Сатурн», где дал старт испытаниям нового корабельного газотурбинного агрегата и провел совещание по импортозамещению, назвав его «принципиально важным для надежного обеспечения технологической независимости». По данным «Ъ», по итогам совещания господа Рогозин и Миллер определят список предприятий, возможности и компетенции которых подходят для выполнения заказов «Газпрома».


По материалам «Коммерсантъ» / Иван Сафронов, Александра Джорджевич, Юрий Барсуков

Юбилей одного из ведущих подразделений предприятия отметили в ПАО «НПО «Сатурн». В торжественной обстановке, на импровизированной сцене посреди производственных площадей выступающие поздравили собравшихся со знаменательной датой, вспомнили историю цеха, наградили ветеранов производства и тех, кто сегодня сохраняет и преумножает славные традиции коллектива.

Начиналось все 30 лет назад, когда приказом Министра авиационной промышленности СССР № 184 был создан специализированый механический цех по производству кольцевых деталей, который получил номер 57. Создание специализированного производства позволило ликвидировать узкие места, увеличить загрузку оборудования, высвободить производственные площади, повысить производительность труда и на этой основе – увеличить объемы выпуска продукции за счет углубления технологической специализации. С тех пор произошло несколько реорганизаций. За счет присоединения участков сварочного и штамповочного производств, цех стал выпускать не только заготовки и детали, но перешел к выпуску готовых изделий по замкнутому циклу, поэтому получил статус корпуса.

На сегодня это одно из самых больших подразделений предприятия как по численности работающих, так и по числу станочного парка. Современное, уникальное, высокопроизводительное оборудование с ЧПУ производства фирм Японии, Чехии, Швейцарии, Германии позволяет изготавливать детали размерностью от 100 мм до 3300 мм в диаметре, в диапазоне толщин от 1,0 мм до 100 мм. В производстве применяется большинство существующих видов механической обработки, а также многие виды сварки, резки, штамповки.

Но главное – это люди, специалисты-профессионалы. Поздравляющие – первый начальник цеха Зорин Александр Вадимович, помощник директора производства по персоналу Моржов Сергей Александрович, нынешний руководитель корпуса Крупнов Алексей Вячеславович – говорили о том, что за эти годы сформировался и окреп коллектив, который обеспечивает безусловное выполнение плановых заданий и с опережением осваивает новую продукцию.

Председатель ППО Соловьев Алексей Николаевич отметил работу профсоюзной организации корпуса и ее предцехкома Щавельковой Натальи Николаевны. Под стать производственной, профсоюзная деятельность коллектива служит примером всему предприятию. Представители корпуса – постоянные участники акций, митингов, проводимых первичной организацией. Команда коллектива всегда занимает призовые места в спартакиаде работников предприятия, многие активно участвуют в конкурсах, турнирах, экскурсионных поездках. На хорошем уровне находится информационная работа. По одному из главных показателей работы первички – членству в профсоюзе цеховая профсоюзная организация корпуса № 57 тоже в лидерах в НПО «Сатурн».

К этой дате профком предприятия подготовил подарок всем собравшимся – концерт коллектива русской народной песни «Усенюшка». Не остались в долгу и юбиляры: артистам вручили цветы и сладкие подарки.


А.С. Калинин,
профорганизатор по информационной работе ППО ОАО «НПО «Сатурн»,
г. Рыбинск

Ни для кого не секрет, что любая организация характеризуется уровнем реализации поставленных задач, который зависит от состояния психологического климата в коллективе, наличия сплоченной команды и ее неформальных лидеров. Это в полной мере относится к нашему профсоюзному коллективу, в котором есть немало людей, которые стараются сделать трудовые будни насыщеннее, интереснее, умеют выявить талантливую и активную молодежь.

Вот уже 40 лет бессменным казначеем цехового комитета главной бухгалтерии и экономических служб ПАО «НПО «Сатурн» является Елена Николаевна Кульпинова.

Поступив на работу в Рыбинское производственное объединение моторостроения в апреле 1977 году, тогда еще Лена Посадова вступила в профсоюз. Иначе и быть не могло! Молодую, веселую, активную девушку сразу приметили и избрали в профактив цехкома служб и отделов. С тех пор Елена Николаевна – наш бессменный казначей. Все эти годы она занимается учетом членов профсоюза, контролем уплаты профсоюзных взносов и выдачей материальной помощи. Вначале вся эта работа фиксировалась в амбарных книгах. Некоторые и сейчас хранятся у нас в архиве. По ним всю историю цехкома можно проследить: кто состоит в профсоюзной организации, кому объявлены благодарности и вручены грамоты, сколько членов профсоюза получили диетпитание, кого поздравили со свадьбой, а кого с рождением ребенка… На все вопросы у Елены Николаевны есть ответ!

Менялись политический строй в стране, структура предприятия, переизбирались председатели цехового комитета. В 90-х годах некоторые рядовые члены вышли из профсоюза. К 2000-м годам народ начал понимать, что в современном обществе профсоюз необходим, как защитник интересов работников, и люди стали возвращаться. Но это не про Елену Николаевну, она всегда была «в строю»!

Сейчас документооборот ведется в электронном виде. По-прежнему у Елены Николаевны все в идеальном порядке. Это не раз отмечали при проверках, проводимых ревизионной комиссией и в бухгалтерии профкома. «В цехкоме главной бухгалтерии не одна цифра не пройдет незамеченной казначеем. Молодец! Профессионал!», – так отзывается о Е.Н. Кульпиновой главный бухгалтер ППО О.В. Петренко. Не случайно Елена Николаевна награждена знаком Профавиа «За активную работу в цеховом комитете», Почетными грамотами Союза «Объединение организаций профсоюзов Ярославской области» и первичной профсоюзной организации НПО «Сатурн».

Цехком главной бухгалтерии – участник и инициатор многих мероприятий первичной профсоюзной организации НПО «Сатурн». Принимает участие в них, а также успевает сама быть организатором различных выставок, экскурсий, конкурсов и смотров внутри своего подразделения Е.Н. Кульпинова. То она в первых рядах на первомайской акции на площади имени П.Ф. Дерунова, то со своими работами на конкурсе рукодельниц «Золотые ручки». Смотришь, а она уже по канатной тропе на «Веселом туристическом марафоне» карабкается или в жюри новогоднего конкурса Снегурочек заседает. Сама везде в первых рядах, а еще и дочку с внучками приобщает. От ее веселого характера, задора и энтузиазма весь коллектив получает заряд бодрости и энергии.


С.В. Рыжкова,
предцехкома главной бухгалтерии ПАО «НПО «Сатурн»,
г. Рыбинск

Специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский, Московская область) ввели в эксплуатацию испытательный стенд программируемых движений моделей летательных аппаратов, сообщает пресс-служба ЦАГИ.

«Установка предназначена для изучения характеристик воздушного судна во время совершения маневра – при изменении углов атаки, скольжения и др. Такие характеристики называются нестационарными и влияют на устойчивость и управляемость самолета», – говорится в сообщении, поступившем в RNS.

Стенд будет применяться для испытаний моделей самолетов в дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ. Установка позволит воспроизводить линейные и угловые движения по всем степеням свободы, а также все сложные движения модели самолета.

Стенд позволит существенно сэкономить время эксперимента, так как не требует перемонтажа для воспроизведения различных видов движения модели. Многостепенная система позволяет моделировать маневры любого летательного аппарата.

При помощи новой установки специалисты ЦАГИ успешно выполнили исследования нестационарных аэродинамических характеристик модели пассажирского магистрального самолета при различных углах атаки и скольжения. Следующая серия испытаний запланирована на конец года.


По материалам информационного агентства «RNS»

17 мая нынешнего года свое 100-летие отмечает профсоюзная организация машиностроительного завода имени М.И. Калинина в Екатеринбурге. Предприятие во все времена славилось активной жизненной и гражданской позицией своих работников, стало настоящей кузницей общественных лидеров.

Так,17 мая 1917 года на Петроградском орудийном заводе состоялась первая заводская профсоюзная конференция – именно эта дата является точкой отсчета истории первичной профсоюзной организации, которая неразрывно связана с историей предприятия, с судьбами коллектива.

В первые годы своего существования первичка входила в профсоюз металлистов, а с 1934 года и по настоящее время находится в составе Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности.

С каждым годом расширяется деятельность профсоюзного объединения завода, опираясь на законодательную базу. Большое внимание общественная организация уделяет вопросам заработной платы, нормированию рабочего времени, улучшению условий труда. Кроме того, очень важным направлением деятельности ОО ППО «МЗИК» является охрана труда и промышленная безопасность.

Профсоюзная организация завода имени М.И. Калинина предоставляет возможность каждому сотруднику участвовать в решении жизненно важных вопросов всего коллектива, в том числе таких, как принятие коллективного договора и проверка его выполнения. Каждый член профсоюза вправе рассчитывать на помощь из Фонда социальной поддержки как в скорбных, так и в радостных жизненных ситуациях. Калининцам и членам их семей предоставляются условия для реализации спортивных и творческих талантов.

На сегодняшний день членство в организации составляет 68% от общей численности сотрудников, поэтому профсоюзная организация завода вправе представлять интересы коллектива перед работодателем.

В праздничный день профком завода приветствует ветеранов профсоюзного движения и тех, кто сегодня в составе коллектива стоит на защите социально-экономических интересов работников.

Заводчане отдают дань глубокого уважения, признательности и благодарности всем, кто однажды и навсегда связал свою жизнь с профсоюзом. Им желают крепкого здоровья, благополучия, счастья, оптимизма и радости! А первичной профсоюзной организации – стабильности и процветания!


Профком «МЗиК»,
г. Екатеринбург