1

День открытых дверей на «закрытом» заводе, спартакиада для работников, концерт на городской площади и «квасные реки» для всех желающих – все это Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» вместе с профсоюзной организацией предприятия подарила горожанам в День воздушного флота России.

На торжественном вечере во Дворце культуры «Прогресс», собравшем работников, ветеранов завода и почетных гостей, управляющий директор ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» холдинга «Вертолеты России» Юрий Денисенко вручил заводчанам заслуженные ведомственные награды, а председатель первичной профсоюзной организации Андрей Никулин наградил почетными грамотами и благодарностями Федерации профсоюзов Приморья самых активных членов организации.

Обновили к празднику и заводской стенд «Лучшие сотрудники предприятия», где размещены портреты двух десятков работников, которые внесли наиболее значительный вклад в развитие авиакомпании.

По традиции на «Прогрессе» прошел День открытых дверей. Это единственный день в году, когда на территорию завода могут попасть все желающие. Несколько тысяч горожан и гостей города ознакомились с экспонатами музея авиации под открытым небом, где собраны образцы техники, выпускавшейся на предприятии в разные годы, а также посетили музей истории и трудовой славы завода.

– Территория «Прогресса» не только огромная, но еще и ухоженная, местами мне казалось, что я в санатории, а не на предприятии оборонного комплекса, – делится впечатлениями хабаровчанка Светлана Короткова. – Мы с семьей отдыхали в Приморье, соседи по турбазе, арсеньевцы, рассказали нам о Дне открытых дверей, и мы специально выехали из Ливадии пораньше, чтобы побывать на знаменитом приморском заводе. Ощущения незабываемые: здесь гулял, в буквальном смысле, весь город. Приятно удивили бочки с бесплатным квасом – оказалось, об этом позаботился профком завода.

Действительно, тонну местного кваса приобрела для участников и гостей праздника профорганизация «Прогресса», чтобы никто не испытывал жажды в этот жаркий летний день.

Кроме того, по традиции профсоюзная организация выступила соорганизатором летней спартакиады для работников. Она объединила несколько сотен заводчан, участников 10 команд. Настроение и тон спортивному празднику на стадионе «Авангард» задало зрелищное шоу парашютистов. Самых сильных, выносливых и ловких «прогрессовцев» выявили в ходе состязаний по легкой атлетике, мини-футболу, волейболу, стритболу, дартсу, домино, гиревому спорту, настольному теннису, кроссфиту и перетягиванию каната. Поддержать участников пришли друзья и родные, причем «поболеть» можно было не только пассивно, но и соревнуясь на специально устроенных для гостей площадках.

– Профсоюзная организация делает многое для оздоровления работников, поддержания их спортивной формы. Наши сотрудники могут заниматься в тренажерном зале и поле для мини-футбола прямо на территории завода, также мы оплачиваем отдельные спортивные площадки в городе, компенсируем часть расходов на посещение бассейна, занятия по силовой аэробике, акробатике и пилатесу. Помимо того, что это хорошо отражается на здоровье работников, у завода сложилась сильная сборная команда, которая регулярно побеждает в спортивных состязаниях на городском, краевом и федеральном уровнях, принося славу родному предприятию, – рассказал Андрей Никулин.

Массовые гуляния арсеньевцев продолжились в парке отдыха «Восток». Вечером на площадке у ДК «Прогресс» состоялся праздничный концерт, собравший более 5000 горожан. Завершился День воздушного флота ярким фейерверком.


Олег Неплюев,
профком авиакомпании «Прогресс»,
г. Арсеньев

В Санкт-Петербурге на базе Территориальной общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности с 13 по 15 августа проходил ежегодный семинар-совещание с председателями территориальных профсоюзных общественных организаций, а также было проведено расширенное заседание президиума Центрального комитета профсоюза.

Рабочая программа началась с проведения 13 августа во Дворце труда Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области совещания, в ходе которого А.В. Тихомиров, председатель профсоюза, рассказал об итогах состоявшегося накануне в г. Казани IV съезда авиапроизводителей России. В рамках совещания состоялась дискуссия по вопросу позиции и дальнейших действий профсоюзов в связи с принятием 19 июля Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации в первом чтении федерального Закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». Были выработаны предложения по данному вопросу в адрес Федерации независимых профсоюзов России, которые в дальнейшем вошли в постановление президиума Центрального комитета профсоюза и направлены в адрес ФНПР.

Во второй день мероприятия, 14 августа, участники посетили АО «ОДК-Климов», где познакомились с историей завода и сегодняшней деятельностью предприятия, встретились с исполнительным директором АО «ОДК-Климов» А.И. Ватагиным, председателем первичной профсоюзной организации завода В.Н. Чухванцевым и ветераном профсоюза В.П. Ноздряковым.

Во второй половине дня 14 августа состоялось расширенное заседание президиума Центрального комитета профсоюза под председательством А.В. Тихомирова.

Основными вопросам повестки дня стали: «О работе территориальной профсоюзной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области по сохранению, повышению уровня профсоюзного членства и защите социально-трудовых прав и интересов работников – членов профсоюза», «Об участии Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности в акции профсоюзов 7 октября 2018 года в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!».

Особое место в повестке дня президиума было отведено вопросу «О решениях президиума ЦК профсоюза по законопроекту правительства Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Также участники президиума утвердили Положение о грантовом конкурсе Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности и обсудили итоги конкурса детского рисунка под девизом «Моя Родина – Россия!».

В рамках учебной программы, 15 августа, состоялся семинар по теме «О введении нового государственного стандарта в оформлении документации».

В целом члены президиума ЦК профсоюза и участники семинара-совещания высоко оценили уровень подготовки и проведения мероприятия и выразили благодарность председателю Территориальной профсоюзной общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Федосову В.И. за теплый прием и высокий организационный уровень.


Информация подготовлена организационным отделом Профавиа

Два дня, с 9 по 10 августа, авиапроизводители России обсуждали задачи и проблемы отрасли на своем IV съезде, который проходил на этот раз в Казани. На этот форум прибыло более 400 участников – руководители, ведущие конструкторы, специалисты интегрированных структур, предприятий авиапрома, представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, ряда общественных организаций и научных учреждений, а также лидеры организаций Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. Главной задачей съезда было обсуждение и выработка предложений в разрабатываемые правительством Российской Федерации национальные проекты (программы) по реализации Указа президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года.

В преддверии съезда, проходившего под эгидой Союза авиапроизводителей России, Минпромторга и Профавиа и в качестве соорганизаторов – правительства Татарстана, Союза машиностроителей России и АССАД, 8 августа состоялось награждение победителей конкурса «Авиастроитель года 2017», а делегаты съезда могли ознакомиться с интерактивной экспозицией участников конкурса. В этот же день состоялись пленарное заседание и круглые столы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Новые технологии, материалы и оборудование российской авиакосмической отрасли».

На следующий день состоялось официальное открытие IV съезда авиапроизводителей России, 9-й Международной специализированной выставки «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование», а также научно-практической конференции.

На пленарном заседании съезда в числе других выступил председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомиров, поднявший ряд проблем, в том числе внедрения профстандартов, диверсификации производства.

Он был также модератором на одном из семи состоявшихся 10 августа круглых столов – по вопросам подготовки кадров для авиационной промышленности и внедрения профстандартов.

В этот же день, приняв резолюцию, съезд завершил свою работу. А его участники побывали на авиационном празднике «Я выбираю небо!», который прошел на площадке у Центра семьи «Казан».

Другие фотографии этого мероприятия находятся здесь.


Отдел информационной работы ЦК Профавиа

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) стоит на пороге больших перемен, высокопарные выражения здесь уместны: состоящий почти из сотни юрлиц холдинг переходит на единую акцию. Из него будет выделена «дочка» по гражданскому авиастроению, открытая для инвесторов, рассказал президент корпорации Юрий Слюсарь. Сначала будут привлечены инвесторы в лице госбанков, но гражданское авиастроение должно стать привлекательным и для частного капитала, надеется он. Другая важная веха – изменения в продуктовой линейке: гособоронзаказ стабильно снижается, и ОАК ставит задачу довести долю «гражданки» в выручке до 45%. У холдинга остается чуть менее полутора лет, чтобы выполнить заявленные планы по сертификации и началу поставок на рынок среднемагистрального лайнера МС-21 – главной надежды нашего гражданского самолетостроения. В интервью «Ведомостям» Слюсарь рассказал, какие модели могут появиться на базе МС-21-300, преимуществах истребителя пятого поколения Су-57 над конкурентами и о том, какие риски несет совместный с Китаем проект по разработке широкофюзеляжного самолета и за счет чего на авиазаводах можно сократить лишние миллионы квадратных метров.


«ДОЧКА» ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

– Решен ли вопрос о вхождении OAK в состав «Ростеха»?

– Мы традиционно не комментируем решения, которые составляют прерогативу акционеров.

В то же время мы достаточно внимательно анализируем мировой опыт, в том числе изменения в мировом авиастроении, думаем о том, какие шаги предпринять для повышения нашей системной эффективности.

По поручению министра промышленности мы совместно с коллегами из структур «Ростеха» проанализировали пути консолидации отрасли в составе госкорпорации, сделали определенные расчеты синергии с предприятиями, входящими в ГК, включая прежде всего «Вертолеты России». Они базируются на схожести технологического профиля, анализе инженерно-конструкторского потенциала, баланса мощностей, систем предполетного обслуживания. К тому же у нас общие рынки сбыта. Примеры из международной практики показывают, и мы видим это в наших расчетах, помимо достижения прямых эффектов от умной консолидации заметное сокращение административных издержек и ощутимую прибавку в операционной эффективности.

– Как идет процесс перехода предприятий OAK на единую акцию? Осенью прошлого года было объявлено, что все компании холдинга будут присоединяться к входящей в OAK корпорации «Иркут», производящей МС-21 и истребители Су-30.

– Мы выполняем решение по переходу на единую акцию, планируем завершить эту работу к концу 2019 г. Компании, входящие в нашу группу, будут присоединены именно к OAK.

OAK будет состоять из нескольких дивизионов. Дивизион военной авиации (КБ Сухого, новосибирский и комсомольский заводы, МиГ с его площадками и КБ, а также авиаремонтные заводы, которые по тематике относятся к военной авиации). Дивизион транспортной авиации создан на базе Ильюшина, в него входят КБ Ильюшина, КБ Мясищева, воронежский и ульяновский заводы. В дивизион специальной авиации вошли КБ Туполева и казанский завод, которые занимаются нашими «стратегами» (бомбардировщиками. – «Ведомости»).

При этом компании гражданского дивизиона мы объединяем и оставляем в виде отдельной «дочки» OAK. Предполагаем участие в ее капитале наших стратегических, институциональных финансовых партнеров.

– Какие компании сформируют гражданскую «дочку»?

– Это будет объединение КБ Яковлева, корпорации «Иркут» и «Гражданских самолетов Сухого» (выпускает SuperJet 100), а также компаний, которые технологически близки к гражданской тематике, – это «Аэрокомпозит», «OAK – центр комплексирования», который занимается интеграцией бортового оборудования, и «ОАК-капитал», который мы специально создали, чтобы обеспечивать гарантию остаточной стоимости по нашим гражданским судам. Кроме того, под управлением OAK будет 50% в нашем СП с китайской корпорацией СОМАС (СП занимается созданием широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929).

Это будет «дочка» OAK, но в единую компанию она входить не будет. Мы руководствовались в том числе международным опытом: военное и гражданское авиастроение разделены и у китайцев, и у американцев. Все-таки это достаточно специфичные истории – от технической приемки самолетов (через военную приемку или независимых представителей) до практик рыночного продвижения. Это технологически, маркетингово, где-то даже культурно разные истории, разные клиенты.

– Не планируется в этой гражданской «дочке» снизить пакет OAK ниже контрольного? Хотя бы чтобы вывести гражданское авиастроение из-под санкций, под которыми находится OAK.

– Это выбор, который делает акционер в лице государства. Мы заинтересованы, чтобы приходили стратегические инвесторы, институциональные. При этом я считаю, что контроль в гражданской «дочке» должен остаться за российскими государственными компаниями. Но состав акционеров может быть разный. Мы в первую очередь обсуждаем вопрос инвестирования с государственными банками, которые уже являются нашими стратегическими партнерами. Их участие в капитале означало бы для нас переход от чисто финансовых, клиентских отношений в состояние акционеров, что, с моей точки зрения, положительно сказалось бы на капитализации и повышении качества корпоративного управления.

Мы также рассматриваем возможное участие иностранных партнеров. Речь может идти как об отдельных проектах, так и об участии в капитале в целом. В отрасли на эту тему есть хороший кейс «Вертолетов России» (12,5% в этом холдинге в 2016 г. купил суверенный фонд Абу-Даби Mubadala в партнерстве с РФПИ. – «Ведомости»).

– «Гражданские самолеты Сухого» с 2011 г. за восемь лет поставок самолета SSJ100 всегда терпели годовой убыток. Верно я понимаю, что для госбанков инвестирование в акции гражданской «дочки» скорее означало бы решение некой государственной задачи, а не исключительно бизнес-решение?

– Они, как банки с госучастием, наверняка решают и государственные задачи. Но мы хотим сформировать такую модель, которая будет предлагать финансовый интерес. Безусловно, это работа вдолгую. Мы твердо убеждены: несмотря на то что объем инвестиций в гражданские проекты большой и требуются еще значительные вложения, продукты, которые создаются в гражданском дивизионе, прежде всего МС-21, обеспечат его успешную деятельность на долгие годы.

Я приведу в пример самолет Boeing 737, который впервые взлетел в конце 1960-х и по-прежнему является основным коммерчески эффективным продуктом в портфеле Boeing. Примерно то же самое можно сказать и про семейство Airbus 320, первый самолет которого поднялся в воздух в конце 1980-х.


ОСНОВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПЛАТФОРМА

– Главный перспективный продукт OAK – это среднемагистральный лайнер МС-21. Когда начались сертификационные испытания МС-21, как они идут? Задержки с новыми программами случаются у и Boeing с Airbus. Не предвидится ли задержек с МС-21?

– Стендовые сертификационные испытания идут с прошлого года, летные начались в этом году. Недавно самолет успешно выполнил сложные полеты на больших углах атаки.

На сегодняшний день на летных испытаниях две машины. Второй самолет в июле перелетел из Иркутска в Жуковский, на основную площадку испытаний. Строятся еще три опытных самолета, в том числе один для тестирования в ЦАГИ.

Перед нами серьезный вызов. Для достижения технического превосходства МС-21 мы пошли на серьезные инновации. А они требуют проверки на испытаниях и подтверждения в процессе сертификации. Это и композитное крыло большого удлинения, и новый двигатель, и новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. В программе МС-21 использованы новые материалы, новые система управления, система кондиционирования воздуха, системы навигации и связи – они не взяты с полки, а разработаны конкретно под этот самолет нашими партнерами как внутри страны, так и за ее пределами на основании новейших технических решений.

Все это делает программу проектирования и испытаний достаточно большой и сложной. На этом пути неизбежно возникают изменения, вызванные различными факторами. Например, учитывая тенденции рынка, мы в качестве базового самолета выбрали более вместительный МС-21-300, тогда как на самом начальном этапе эту роль должен был играть МС-21-200. Уже в ходе разработки была расширена сфера ответственности российских интеграторов ключевых систем, в частности авионики. На этапе прочностных испытаний было доработано и успешно выдержало тестирование инновационное композитное крыло.

Опираясь на анализ результатов летных и наземных испытаний, мы не прогнозируем существенных изменений в программе, но кропотливая ежедневная работа по отработке систем и корректировке программного обеспечения будет продолжаться. Зато, пройдя этот путь, мы среди коллег-конкурентов будем иметь самый современный, самый инновационный, самый технически передовой самолет.

– Первые поставки МС-21 запланированы на начало 2020 г. Удастся ли сертификацию значительно более инновационного МС-21 провести за два года? Например, сертификационные испытания первого в новейшей истории российского гражданского лайнера Superjet 100 шли три года.

– С одной стороны, у нас уже есть опыт, полученный при сертификации Superjet 100. С другой – вы правы: программа насыщенная и при этом требующая достаточно высокого темпа. Понимая это, мы используем в том числе новые технологии обработки результатов, которые позволили нам существенно повысить информативность летных испытаний. Например, бортовая система измерений позволяет регистрировать в каждом полете порядка 30 000 параметров самолета и его систем.

Вообще, в целом все летные и статические испытания скомплексированы нами таким образом, чтобы обеспечить необходимый темп, в плановые сроки получить сертификат типа и начать поставки, как предусматривает контракт с «Аэрофлотом» (на 50 МС-21. – «Ведомости»).

– Какова актуальная каталожная цена МС-21?

– МС-21-300 – $96,1 млн.

– В 2015 г. на МС 21 было 175 твердых заказов. Этот портфель не вырос?

– Пока 175 твердых заказов остается. План производства предполагает пошаговый – 10, 20, 30 – выход на производство до 70 самолетов МС-21 в год к 2025 г. Заказов на 175 лайнеров вполне достаточно, чтобы развернуть серию.

При этом сам по себе запуск серийного производства с выходом на запланированный объем – масштабная задача. Фактически речь идет о выходе на уровень пиковой серийности советских заводов по гражданским продуктам. При том что самолеты стали гораздо более сложным комплексом, с существенно большим количеством инновационных систем. Мы благодарны коллегам из «Аэрофлота», которые подписали твердый контракт. Недавно мы провели презентацию для их инвесторов и частных акционеров, показали машину, ее возможности. Эксплуатация МС-21 позволит авиакомпаниям экономить порядка $2 млн в год по сравнению с актуальным поколением Airbus 320 и Boeing 737. За счет меньшего расхода топлива, большего комфорта и сокращения времени оборачиваемости воздушного судна.

Первые самолеты, как мы рассчитываем, будут поставляться не только в «Аэрофлот», но и другим авиакомпаниям: в «Ираэро», которая успешно эксплуатирует Superjet 100; «Азимуту», поскольку, как мы с коллегами ожидаем, к тому времени компания раскатает свои маршруты и ей понадобятся самолеты большей вместимости. Прорабатываем вопрос с Utair, они меняют свой парк Boeing 737-500 на новые машины. Мы заинтересованы, чтобы и у них в парке эффективно работали самолеты МС-21.

– МС-21 сформирует основную часть гражданского портфеля OAK?

– В целом ниша МС-21 крайне перспективная и самая емкая. По состоянию на конец 2017 г. в России эксплуатировалось более 500 машин класса Airbus 320 и Boeing 737, за следующие 2–3 года с учетом роста авиаперевозок их количество, вероятно, еще несколько увеличится. Ежегодно 50–60 судов в этом классе завозится. Поэтому даже решение задачи по наполнению домашнего рынка может обеспечить нам загрузку на 10 лет вперед. Всего мы планируем выпустить порядка 1000 судов семейства МС-21, и мы заинтересованы в том, чтобы самолет был успешен и на международном рынке, чтобы на нем с удовольствием летали пассажиры из разных стран, чтобы МС-21 был глобальным продуктом. Это не пустые слова, мы отмечаем большой интерес к этой машине.

Если выйти на 70 самолетов МС-21 в год, добавить к этому 30 Superjet 100, 12 Ил-114 и мелкосерийные Ту-214 и Ил-96, то 120–130 гражданских самолетов мы должны делать в год, и это серьезный технологический вызов, над которым мы работаем.

– Сколько надо вложить в Иркутский авиазавод (ИA3), чтобы он смог 70 лайнеров в год выпускать?

– Техническое перевооружение ИАЗа и всей отрасли в интересах программы МС-21 ведется уже несколько лет и дало ощутимые результаты. Мы изначально даже опытные самолеты строили по серийным технологиям с опорой на цифровые методы производства. Сегодня вся технологическая линейка, весь технологический процесс создан, причем не только в Иркутске, но и на других предприятиях OAK, участвующих в программе.

Наша главная задача в производственной сфере – обеспечить масштабирование технологического оборудования в соответствии с плановыми темпами выпуска самолетов.

В целом, могу сказать, программа технического перевооружения предприятий обойдется примерно в 100 млрд руб., из них по состоянию на конец 2017 г. проинвестировано уже около 17%. Это средства внутри общего бюджета программы МС-21.

– Каков общий бюджет программы?

– Как раз сейчас идет согласование этих цифр. У программы несколько источников: государственный контракт на создание опытного самолета, средства, которые корпорация «Иркут» привлекает в банках, средства OAK, направляемые на реализацию программы.

Дополнительно нам потребуются инвестиции на масштабирование глобальной системы послепродажного обслуживания. На следующем этапе необходимо докапитализировать лизинговые компании с целью расширить возможности их участия в авиационных программах.

– Сейчас вы испытываете и выводите на рынок модель МС-21-300 вместимостью от 163 до 211 пассажиров в зависимости от компоновки. Когда линейка может быть расширена за счет МС-21-200 (от 132 до 165 пассажиров) и МС-21-400 вместимостью до 250 человек?

– Мы думаем над этим. Рынок нас подталкивает скорее к решению по МС-21-400, потому что маршруты становятся более пассажироемкими. Но пока это решение не принято, мы прорабатываем оба варианта. Не исключено, что мы пойдем параллельно – и вверх, и вниз, чтобы закрыть нишу между Superjet 100 (95 человек) и МС-21-300.

– А разработка уменьшенной версии Superjet 100 – Superjet 75 – во сколько обойдется?

– Инвестиции в подобную разработку и испытания могли бы составить порядка 50 млрд руб. По предварительным оценкам коллег из «Гражданских самолетов Сухого», за счет современных решений на Superjet 75 можно получить экономию топлива до 5%, оптимизировать до 10–15% веса конструкции.

В целом мы работаем над увеличением доли российских комплектующих в самолетах семейства Superjet. Причем это не просто импортозамещение, это еще и re-pricing – мы добиваемся более привлекательной цены за счет ключевых решений, замены ряда систем. Полностью российским лайнер не будет, так в гражданкой авиации не бывает. Но наиболее критичные, дорогостоящие или нуждающиеся в модернизации узлы и агрегаты мы поменяем. Это последовательное развитие программы Superjet 100.

Рынок для этих самолетов есть как внутренний, так и внешний. Его эксплуатация базируется на двусоставной модели, когда суда вместимостью до 100 кресел подвозят пассажиров к хабам для лайнеров 150 +. И конечно, мы рассчитываем, что все Ту-134, Як-42 в парке государственных эксплуатантов уйдут, а на замену им придет Superjet.


ЛИШНИЕ МИЛЛИОНЫ

– Как будут сокращены избыточные мощности OAK? Вы называли это одной из важных задач.

– Наш имущественный комплекс переразмерен – это миллионы лишних квадратных метров. В ближайшие 10 лет нам надо оптимизировать до 40% площадей, сделать наши предприятия более продуктивными. Освободившиеся площади будем вовлекать в производство, создавать индустриальные парки, использовать эту инфраструктуру для роста наших технологических партнеров. Есть позитивный и интересный нам опыт «Камаза», который на высвободившихся мощностях создал технопарк, предприятия которого успешно работают не только в интересах самого «Камаза», но и на открытый рынок.

– Будет ли сокращение количества заводов финалистов? Сейчас все заводы OAK имеют линии конечной сборки и аэродромы – вам же столько не нужно?

– Мы прорабатываем различные сценарии дальнейшего развития производств, снижение затрат на ряде предприятий за счет отказа от содержания аэропортовых хозяйств, летно-испытательных комплексов и ВПП, переориентации на агрегатное производство.

– А когда это может произойти? Этому противятся губернаторы, борются за рабочие места.

– Мы понимаем позицию губернаторов и стараемся предложить такие варианты, при которых проблем с точки зрения сохранения компетенций высокотехнологичной промышленности и рабочих мест на уровне региона не возникало бы. Но для нас важно быть конкурентоспособными не только в технической части, но и в экономической. Если мы будем просто инертно продолжать неограниченное время нести на себе весь груз переразмеренного производственного комплекса, не оптимизируя его, то мы не будем финансово устойчивой и конкурентоспособной на мировом рынке корпорацией. Мы не можем себе этого позволить. Нам надо решать и задачи обеспечения обороноспособности страны, и социальные задачи, и задачи технологического развития. Поэтому авиастроение должно быть в тонусе. Уверен, это в интересах не только 100 000 сотрудников OAK, но и всей нашей большой страны.


Александр Воробьев

По материалам электронного периодического издания «Ведомости»

ПАО «Ил» планирует к 2022 году создать модернизированную версию тяжелого транспортного самолета «Руслан» – Ан-124-100М – почти за 3,5 млрд рублей. Соответствующая информация размещена в годовом плане закупок компании на 2018 год, опубликованном на портале госзакупок.

«Выполнение СЧ ОКР [составной части опытно-конструкторской работы]: «Переоборудование самолета Ан-124-100 (ВТА) в облик Ан-124-100М (ВТА), аэродромное обеспечение и испытания», – говорится в документе.

Начальная (максимальная) цена договора превышает 3,45 млрд рублей. Закупка предусмотрена у единственного поставщика (АО «Авиастар СП»), срок исполнения договора – декабрь 2021 года.

Согласно плану, ОКБ «Кристалл» более чем за 33,4 млн рублей до декабря 2018 года заменит отечественными аналогами электропроводные центробежные насосы для Ан-124-100М, а холдинг «Технодинамика» заменит импортные насосные станции и агрегаты воздушного судна почти за 18,6 млн рублей.

Также в документе сообщается, что до декабря 2018 года Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) за 3 млн рублей должен подготовить заключения «на технический проект по аэродинамике, прочности, включая экспертизу обоснования продления срока службы самолета Ан-124-100 (ВТА)». Кроме того, институт должен выполнить расчеты для обеспечения продления до более чем 45 лет назначенного срока службы модернизированного «Руслана».

Модернизация «Руслана»

Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова до декабря должен выдать заключения на технический проект самолета Ан-124-100М и его первый вылет. Стоимость этого лота оценивается в 3 млн рублей. Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации (НИИСУ) за 2 млн рублей должен провести к декабрю экспертизу «по стандартизации и унификации модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета Ан-124-100М (ВТА)», а Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П. И. Баранова за 1,5 млн сделает «заключение к методсовету по силовой установке» самолета.

Часть работ планируется заказать у Научно-испытательного института эргатических систем (НИИЭС) за 3 млн рублей. Он разработает эргономичные материалы для «организации процессов и средств деятельности экипажа Ан-124-100М».

Выпуск Ил-276

ПАО «Ил» также планирует потратить 34 млн рублей на подготовку ульяновского завода «Авиастар-СП» к производству перспективного транспортного самолета Ил-276 (СВТС) и выбрать схему кооперации для его создания, следует также из годового плана закупок компании на 2018 год.

«Выполнение работ СЧ ОКР по теме: «Техническое обследование АО «Авиастар-СП», в обеспечение подтверждения готовности к постановке на производство самолета Ил-276 (СВТС), и выбора оптимальной схемы кооперации производства СВТС», – говорится в документе.

Работы должны быть выполнены в октябре 2018 года.

Также компания планирует заключить ряд контрактов со сроком исполнения в декабре 2018 года на проведение опытно-конструкторских работ по созданию комплексной системы управления самолета Ил-276, его шасси, макета кабины экипажа, створок грузового отсека, системы бортовой кабельной сети, системы пожарной защиты и других систем и механизмов. Механизацию крыла, рули оперения и обтекатели рельсов закрылков Ил-276, согласно документу, планируется сделать из полимерных композиционных материалов.

Средний военно-транспортный самолет Ил-276, известный ранее как российско-индийский проект МТА (Multipurpose Transport Aircraft), разрабатывается на смену строевым Ан-12. Первый полет Ил-276 запланирован на 2023 год, в 2025 году планируется завершить опытно-конструкторские работы, а с 2026-го – начать серийные поставки в интересах Минобороны РФ.


По материалам ТАСС

Калининцы провели спортивный праздник. На берегу озера Балтым собрались представители практически всех коллективов завода имени М.И. Калинина, чтобы продемонстрировать свои таланты в различных спортивных и творческих мероприятиях, и, конечно, отдохнуть в кругу друзей.

Впервые организаторы – профком и администрация предприятия – кроме традиционных состязаний по волейболу, мини-футболу, отжиманию и поднятию гири подготовили большую детскую программу. С самого утра малышей ожидал сюрприз – с помощью специалистов по аква-гриму они смогли преобразиться в героев мультфильмов, сказочных принцесс и рыцарей, милых зверят. Одной из первых сеанс боди-арта прошла четырехлетняя Каролина Пасхина.

– У меня нет дома кошки, а я их так люблю, поэтому попросила, чтобы меня разрисовали как кошечку, – объяснила девочка выбор образа.

А вот ее старший брат Артур предпочел сначала проверить температуру воды в Балтыме.

– Я только что открыл купальный сезон, ждал этого целый месяц. Плавать я люблю больше всего. Скоро поеду с группой от завода в Адлер, на Черное море! – похвастался он. – И здесь мне тоже нравится отдыхать.

Родители ребят работают на ЗиКе 11 лет, мама Светлана – в отделе 56, папа Евгений – в отделе 33. В недавнем прошлом оба – активисты молодежной организации и постоянные участники спортивного праздника «День завода». А вот вместе с детьми приезжают в первый раз.

– Хорошо, что есть теперь мероприятия для всей семьи, – считает Светлана. – У нас многие привезли малышей, уже все перезнакомились, вместе играют. Так что получится настоящий семейный калининский день.

С ней согласен и заместитель начальника цеха 78 Сергей Смирнов. Сегодня его на мини-футбольном матче поддерживают не только коллеги, но самые дорогие люди – мама, жена и 11-месячная дочь.

– У нас очень дружный коллектив, – говорит Сергей. – И на Балтым практически все выезжают семьями. Вот и мы решили, что пора приобщать к традициям нашу Амелию. Она у нас девочка общительная, «походная». Еще немного – и будем с ней выступать в соревнованиях «Мама, папа, я».

Кстати, этот вид состязаний также впервые был включен в программу праздника. На старты вышли 15 команд с детьми в возрасте от 4 до 6 лет, и 7 команд с детьми до 11 лет. И хоть на площадке кипели нешуточные страсти, проигравших в этот день не было: каждый из участников получил яркие футболки с символикой Профавиа, медали, грамоты и призы, подготовленные профсоюзным комитетом и Советом молодежи.

А вот взрослым спортсменам нужны были только победы. Пока на футбольных и волейбольных полях за призовые места боролись лучшие команды ЗиКа, свои способности демонстрировали заводские силачи.

Самыми массовыми и зрелищными как всегда стали соревнования по перетягиванию каната. В этот раз многолетнему победителю, цеху 71, конкуренцию составили сразу несколько соперников – команды 25-го, 40-го и 38-го. Их атлеты, разминая перед стартами накаченные мышцы, выглядели весьма внушительно. Боевой дух сборщиков поддерживали кричалками и многочисленные громкоголосые болельщики. В итоге золото досталось именно 38-му. «В первый раз и навсегда!» – решительно заявила после победы своей команды экономист цеха Елена Афанасьева.

Решающую роль моральная поддержка играла и в других турнирах. Например, Василий Супрунов из цеха 40 в отжимании и гиревом спорте завоевал третьи места благодаря настойчивости коллег. «Еще раз! Ты сможешь! Мы верим в тебя!» – как мантру, повторяли они, не давая парню расслабиться и сдаться. Столь же активно помогали друг другу и девочки, как результат – все три места в отжимании заняли представители цеха 40. Причем, Наталья Куликова побила свой прошлогодний рекорд, отжавшись 30 раз и вызвав полнейший восторг у мужчин и волну зависти у женщин.

Ну а успехи цеха 40 в волейболе и футболе – это, безусловно, заслуга начальника подразделения Юрия Николаевича Ильина, который, несмотря на 30-градусную жару и нещадно палящее солнце, перебегал с одной площадки на другую, пока не закончились все игры его команд.

Вообще день был насыщенным абсолютно для всех калининцев. Соревнования продолжались без перерыва с 10:00 до 15:00, причем, некоторые турниры проходили параллельно, и спортсмены, как и болельщики, едва успевали перемещаться из одной точки базы в другую.

Все вместе заводчане собрались лишь на торжественной церемонии награждения призеров и победителей. Памятные кубки, медали и грамоты им вручили главный инженер ПАО «МЗИК» И.В. Чевардин, председатель первичной профсоюзной организации предприятия М.С. Никитина, ее заместитель Е.Н. Разоренова, председатель спортклуба «Калининец» С.А. Никитинских и начальник отдела 410 В.Д. Терехин.

Завершился праздник грандиозным концертом, который подготовили самодеятельные артисты завода. С музыкальными композициями выступили Геннадий Бессолов, Диана Вайцевич, Евгений Кудряшов, дуэт Марии Яфасовой и Виктории Ишниязовой, ансамбль народной песни «Калинушка» (руководитель Сергей Балакин), рок-группа (руководитель Евгений Наговицын). Хореографическую постановку «Кантри» исполнили Екатерина Белякова, Мария Третьякова, Александра Игошина, Кристина Постникова, Демьян Никитин, Алексей Арцыховский, Антон Колчин и Эльдар Шайхметов.

Подводя итоги мероприятия, Иван Владимирович Чевардин отметил: «Любое предприятие или организация становится единым коллективом только тогда, когда у нее появляются свои традиции. У завода имени Калинина много традиций, и одна из них – проведение спортивных мероприятий. Это и эстафета 9 мая, и лыжные гонки, и осенний кросс. Но самым любимым и массовым всегда был и остается праздник, посвященный Дню завода. Здесь, на спортивных площадках, где царит атмосфера дружбы и взаимоподдержки, встречается молодежь из разных подразделений завода. И именно эта атмосфера сближает их, делает сильным и сплоченным коллективом. Ну и, кроме того, такие выезды дают заряд бодрости, хорошего настроения. И это здорово!».


Н. Заплатина,
член комиссии профкома ПАО «МЗиК» по информационной работе, главный редактор газеты «Калининец»,
г. Екатеринбург

Фото В. Казакова

Очередной, и ставший уже традиционным, турнир по рыбной ловле проведен 5 августа под Рыбинском в районе Назаровских карьеров. Долгожданное событие для тех, кто предпочитает шумное веселье в веселой компании с благами цивилизации или, напротив, размеренный отдых с шашлычком на подстриженном газоне, прошло вдумчиво, со спортивным азартом, в кругу своих единомышленников.

На этот раз организаторы из Первичной профсоюзной общественной организации «Сатурн» Профавиа и представители Ярославского отделения Межрегиональной общественной организации «Союз рыболовов» пошли навстречу просьбам рыбаков-любителей и вынесли большую культурно-развлекательную программу в отдельное мероприятие, которое готовится на начало сентября. Зато все время, отведенное на турнир, было отдано непосредственно рыбакам. Скептики, утверждавшие, что количество участников соревнования сократится вдвое, были посрамлены, а число заявок оказалось сопоставимо с предыдущими тремя летними турнирами.

Еще одно новшество – это отдельные места ловли, а, следовательно, раздельный зачет, для поплавочников и тех, кто увлекается ловлей на фидер. Благо просторы в акватории Волги-матушки позволяли выбрать и максимально удобный подъезд, в том числе на личном транспорте, и практически равные условия для тех, кто решил посоревноваться и показать свое мастерство в этом непростом виде спорта.

Как всегда, не подвели партнеры из автотранспортного предприятия, которым руководит Василий Матавкин: четко по расписанию из всех районов ночного Рыбинска были доставлены к месту старта 42 участника соревнований. Не ударили в грязь лицом и работники Комбината общественного питания, возглавляемого Анной Лебедевой, приготовившие вкусную выпечку, которой с удовольствием подкрепились рыбаки, сразу после команды главного судьи Лебедевой Ирины Геннадьевны «Финиш!». Сами же судьи и организаторы сделали все, чтобы турнир прошел честно, открыто и подарил возможность раскрыться тем, кто в повседневной жизни и производственной деятельности иногда находится «в тени».

У любителей ловли на поплавочную удочку поначалу в лидеры вышла неоднократный призер соревнований Наталья Баранова. Совсем немного отставала от нее Татьяна Сидорова. Поклевки на карьерах следовали одна за другой и страсти здесь разыгрывались нешуточные. Сложнее дело обстояло на берегу Волги. На рассветной зорьке, в тиши тумана раз за разом закидывались рыбаками кормушки в сторону фарватера, но рыба не хотела завтрака. «Ушла в Рыбинск на праздник города», – шутили спортсмены (накануне рыбинцы отметили 241 год со дня присвоения Екатериной II статуса города бывшей Рыбной слободе). Только ближе к окончанию 5-ти часового турнира начался клев, и тут успело повезти не всем. Тем не менее, разочаровавшихся не было. На вопрос: «Не жалко ли потраченного времени?», один из рыбаков философски заметил, что часы, проведенные на рыбалке, прибавляются ко времени, отпущенному на жизнь!

Несколько шутливых конкурсов позволили весело провести время, необходимое для взвешивания улова и определения победителей. И мужчины и женщины с азартом соревновались в забивании гвоздей на время и метали саперные лопатки в цель. Самым эмоциональным состязанием было определение длины лески подручными средствами. Кто-то наматывал ее на кисть руки, кто-то использовал за эталон палец или пробовал измерить собственный рост. Длину определяли локтями и окружностью бедер… Всего было насчитано около 15 способов измерения!

Замечательное настроение передалось на финал праздника, когда в торжественной обстановке под развевающимися флагами Профавиа отметили женщин-участниц и юного рыбака Дмитрия Цветкова, который в этот раз обошел по результату своего отца Виталия Алексеевича. Аплодисменты, грамоты, сертификаты и кубки достались по итогам турнира новым героям. Победителем по ловле на поплавочную удочку стал наладчик станков с ЧПУ Анатолий Андреевич Костромской, а на фидер – оператор станков с ЧПУ Михаил Николаевич Веселов, оба из корпуса № 5.

А.С. Калинин,
профорганизатор по информационной работе ППОО «Сатурн» Профавиа,
г. Рыбинск

В ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург» прошло расширенное заседание профкома по проверке выполнения условий коллективного договора за первое полугодие 2018 года.

В нем приняли участие члены профкома и Совета ветеранов, председатели цеховых первичек, молодежные лидеры, руководители заводских подразделений, а также администрация предприятия.

Действующий колдоговор был принят в декабре 2016 года и значительно расширил социальный пакет для калининцев. В частности, некоторым категориям работников были гарантированы дополнительные оплачиваемые отпуска; введено материальное поощрение заводчанам, активно участвующим и отличившимся в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, а также награжденным памятной медалью «Патриот России». Кроме того, по инициативе членов профсоюза в течение этих полутора лет в «малую конституцию» вносились дополнения: так, с 2017 года работники общества получают частичную оплату расходов на питание, с февраля 2018 года работающие женщины, вставшие на учет по беременности, по желанию могут вместо талонов на диетпитание получать единовременную денежную выплату.

Выступая с совместной справкой профкома и администрации завода, председатель первичной профсоюзной организации «МЗИК» Марина Сергеевна Никитина отметила, что в отчетном периоде выполнялись все разделы «малой конституции». «Средняя заработная плата за 6 месяцев 2018 достигла отметки в 70 тысяч рублей и является самой высокой среди предприятий области, чьи профсоюзные организации входят в Профавиа. Завод тратит значительные средства на мероприятия по охране труда, реконструкцию производственных зданий и помещений. В июле на ЗиКе была комиссия ЦК отраслевого профсоюза по социальным вопросам, и ее члены отметили высокий уровень медицинского и физкультурно-оздоровительного обеспечения работников предприятия, – подчеркнула профсоюзный лидер. – Сегодня на расширенном заседании впервые за много лет заводчане не задали ни одного вопроса администрации. Я считаю, это показатель доверия политике руководства и свидетельство того, что социальный климат на ЗиКе благополучный».


Н. Заплатина,
член комиссии профкома ПАО «МЗиК» по информационной работе, главный редактор газеты «Калининец»,
г. Екатеринбург

Фото В.А. Казакова

С 26 по 29 июля на озере Байкал в местности Налимовка Прибайкальского района прошел туристический слет сотрудников Улан-Удэнского авиационного завода, организованный профсоюзным комитетом и проведенный силами молодежного объединения «Взлет». Турслет, призванный сплачивать коллективы подразделений предприятия, давно стал традиционным мероприятием корпоративной культуры У-УАЗ. В этом году он проводится 15-й раз. Турслет прошел в формате «Герой нашего племени».

Туристы приехали на берег Байкала 26 июля, а организаторы прибыли еще раньше. «От того, как будет распланирован лагерь, во многом зависят удобство, комфорт и безопасность тех, кто будет в нем находиться, – отметила председатель первичной профсоюзной организации Т.В. Сабаева. – Поэтому каждый год к организации турслета мы подходим скрупулезно».

Лагерь разрастался прямо на глазах: кто-то ставил шатер, кто-то рубил дрова и устанавливал полевую кухню. Шутка ли, на слете было около 300 человек (более 100 участников плюс организаторы и болельщики)!

В день открытия турслета, 27 июля, каждое «племя», чтобы призвать духов хорошей погоды, а может, чтобы устрашить соперников, исполнило ритуальные танцы, удивляя болельщиков костюмами и актерским мастерством.

В чем успех заводского туристического слета? Даже если ты никогда не примерял альпинистское снаряжение, не брал в руки компас, не ставил палатку, то именно здесь тебя всему этому научат, помогут, поддержат…

11 команд из различных цехов и отделов: клепальщики, конструкторы, технологи, фрезеровщики, инженеры, приглашенные гости – коллеги из Иркутского авиационного завода соревновались в увлекательных конкурсах, подготовленных организаторами. Среди них – конкурс по изготовлению тотема, водная охота на катамаранах, творческий конкурс «Танцы племен», туристическая полоса «Путь воина», водная эстафета «Зов моря» и множество других конкурсов. Для оценки творческого подхода к заданиям и спортивного мастерства конкурсантов была создана судейская комиссия, куда вошли члены профсоюзного комитета У-УАЗ, а также активисты молодежного объединения «Взлет».

По мнению участников, один из сложнейших и серьезных этапов турслета, который ежегодно включают в программу организаторы – это ориентирование. Его еще называют «шахматы на бегу», интеллектуальным видом спорта. Участники должны уметь быстро принять правильное решение или исправить, откорректировать ошибочно выбранное.

Непросто было обежать 18 контрольных пунктов в радиусе трех километров и не превысить при этом контрольное время... Чтобы выиграть драгоценные секунды, ориентировщику приходится постоянно двигаться по пересеченной местности, отыскивая в ложбинках, овражках и зарослях красно-белые призмы – контрольные пункты. Свой путь спортсмен то и дело сверяет с картой местности и компасом.

Организаторы турслета с каждым годом усложняют программу спортивного ориентирования, включая в программу и ночное ориентирование, когда темнота скрывает детали местности, с помощью которых ориентируются участники.

Каждое утро начиналось с зарядки, которая проходила под ритмы африканской музыки.

28 июля, в день закрытие турслета, программа была насыщенной и разнообразной. Основной вид соревнований – контрольно-туристическая полоса – требовал от участников полной отдачи и спортивного мастерства. В полосу входили узлы, переправа, паутина, метание топора, копья. Препятствия требовали внимательности и, конечно, страховки, а главное – взаимовыручки. Команды не бросали отстающих, более сильные буквально доносили их на руках или спине до финишной прямой. Делали это азартно, весело, поддерживая друг друга.

Следующий захватывающий этап – «Большие гонки». Три участника команды поочередно забирались на горку высотой 4 метра, с которой съезжали в Байкал, а затем забирались на дрейфующий плот. Затем один участник по воде перемещал в сторону плота огромный шар, внутри которого находился еще один член команды (точнее, участница). Достигнув цели, вся команда устремлялась к финишу – горке.

К вечеру, после подсчета очков, определились победители в общекомандном зачете. Сборная отделов главного конструктора и перспективных разработок была признана лучшей, на втором месте – завод агрегатной сборки, и бронза - у команды механосборочного завода.

Рассказывает капитан сборной отделов главного конструктора и перспективных разработок Валентин Блинников: «Когда мы прибыли в лагерь, то сразу попали под дождь. Непогода застала нас врасплох, но команда не унывала и была готова ко всем трудностям и испытаниям. Большая ее часть впервые участвовала в подобном мероприятии, но, несмотря на это, мы уверено прошли все этапы наравне с опытными спортсменами. Организаторы не давали нам скучать. Особенно порадовали такие испытания как «грязевые ванны» и «Зов моря». От лица всей команды выражаю благодарность организаторам и участникам, а также болельщикам за поддержку».

Вне зачета пробовали свои силы в состязаниях студенты, многие из которых приехали на практику на Улан-Удэнский авиационный завод из технических вузов других городов России. Они по достоинству оценили солдатскую кашу, приготовленную по старому рецепту армейских поваров. Студенты, которые впервые увидели священное озеро Байкал, были поражены его красотой и величием, а также его особой энергетикой. По признанию практикантов, неизгладимое впечатление произвел на них байкальский закат.

«От турслета я в восторге! Хотя команды студентов принимали участие в испытаниях вне зачета, результаты показали хорошие (примерно 1 и 5 место в общем рейтинге команд), – делится своими впечатлениями Анатолий Власенков, студент института машиноведения и мехатроники факультета конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств (г. Красноярск). – Все очень понравилось, организаторы – молодцы! Да и с погодой на Байкале повезло. У каждого из нас остались хорошие воспоминания. Все остались довольны!».

Остались довольны и гости из Иркутска, которые, по их признанию, тщательно готовились к этому мероприятию. Придумали сценарий творческого конкурса, усиленно репетировали. В результате после выступления в награду от зрителей получили шквал оваций. Коллеги из Иркутска по достоинству оценили испытания повышенной сложности на контрольно-туристической полосе, которая позволяла всем проверить себя на прочность.

В перерывах между конкурсами можно было погонять в футбол и поиграть в волейбол. Чудный активный летний отдых! Некоторые участники приехали семьями и привезли домашних питомцев… Это стало для них запоминающимся семейным праздником.

После вкусной еды, приготовленной на костре, всех ждала дискотека, а также песни под гитару, купание в Байкале и долгие беседы, ведь так здорово собраться вместе, пообщаться со старыми друзьями и, конечно, приобрести новых.

По традиции туристический слет закончился акцией «Нас здесь не было»: участники убирали мусор не только за собой, но и за другими отдыхающими на берегу Байкала.

Еще один значимый, но отдаленный результат турслета – улучшение демографической ситуации… Каждый год после этого мероприятия рождаются новые заводские семьи. И это радует. Пожелаем сложившимся парам крепкой любви, благополучия, взаимопонимания и пополнения в семье!

«До новых встреч! Год пролетит быстро, и мы опять встретимся!» – эти слова ежегодно произносит каждый участник турслета с верой, что в следующий раз его команда точно станет лидером соревнований…


Сергей Казаков,
специалист по работе с молодежью профкома Улан-Удэнского авиационного завода,
г. Улан-Удэ

Представители Совета молодежи АО «Высокие технологии» приняли участие в обучающем выездном семинаре, организованном для молодых профсоюзных лидеров. Мероприятие прошло 11–12 августа на загородной базе отдыха «Политотдел», организатором выступила Федерация омских профсоюзов.

В семинаре участвовали 50 представителей из различных организаций и предприятий города – АО «Высокие Технологии», ПАО «Сатурн», ОАО «Омское моторостроительное конструкторское бюро», ПАО «Омский каучук» и других.

Наше предприятие представляли мастер корпуса цеха № 7, председатель Совета молодежи Владимир Самойлов и инженер-лаборант по промышленной санитарии отдела главного металлурга, заместитель председателя Совета молодежи Марина Нечаева.

«Мотивация сотрудников» – так звучала тема выездного семинара. Обучение по авторской программе «КоСМос» проводила бизнес-тренер, кандидат психологических наук Виктория Усольцева.

За два учебных дня участники получили полную теоретическую информацию о необходимости мотивации сотрудников и ее методах. Новые знания они успешно закрепили во время специальных игр, примеряя на себя разные роли – руководящих и подчиненных, а также во время тренинга на командообразование и решение совместных задач. Кроме того, участники семинара обсудили с председателем молодежного совета Федерации омских профсоюзов Евгением Цалко цели и задачи профсоюзов и молодежных советов на предприятиях.

Завершилось обучение тренингом коммуникативной компетентности, который провели тренеры по коммуникации Иван и Татьяна Притуляк.

По словам Марины Нечаевой и Владимира Самойлова, они не только получили массу новых и интересных знаний, но и познакомились с активными представителями молодежи других предприятий.


Кристина Выборкова,
специалист по связям с общественностью АО «Высокие технологии»,
г. Омск

Ежегодно в соответствии с коллективным договором дети работников АО «СЭГЗ» отдыхают в летних оздоровительных лагерях. В этом году по льготной цене в ДОЛ «Орленок» отдохнут 200 детей и в санатории-профилактории «Озон» 417 детей. Санаторий-профилакторий «Озон» принимает детей в возрасте от 6,5 до 12 лет, «Орленок» – до 15 лет включительно.

Согласно коллективному договору предусмотрена родительская плата в размере 10% от стоимости путевки. Помимо этой льготы члены профсоюза получат в профкоме дополнительную компенсацию от остаточной цены путевки: если один из родителей – член профсоюза, компенсация составит 1000 рублей; если оба родителя состоят в профсоюзе, то семья получит 1400 рублей; компенсацию в 1800 рублей получат многодетные или малообеспеченные семьи, в которых оба родителя, работающие на АО «СЭГЗ», являются членами профсоюза, а также неполные семьи, в которых единственный родитель или попечитель является членом профсоюза.

Если родители приобретают путевки в другие детские оздоровительные лагеря (учреждения), находящиеся на территории РФ, компенсация из профсоюзного бюджета выплачивается в таком же размере.

27 июля заведующая организационным отделом первичной профсоюзной организации АО «СЭГЗ» Е.В. Бенда совместно с главным специалистом организационного отдела Федерации профсоюзов Удмуртской республики А.В. Ядровой провели проверку ДОЛ «Орленок», где оценили условия проживания и питания детей. А для старших отрядов была организована игра «Профсоюзник», в процессе которой дети узнали, что такое профсоюз, и чьи права он защищает.

По результатам проверки выявлен ряд положительных моментов:

  • построен новый жилой корпус с комнатами на 5–6 человек и комнатами для вожатых;
  • территория ухожена, посажены цветы, скошена трава;
  • вокруг лагеря есть противопожарные рвы;
  • в жилых корпусах на окнах натянуты москитные сетки;
  • есть площадка для проведения игры «лазертаг»;
  • проводится множество мероприятий, обеспечивающих детский досуг;
  • организовано пятиразовое питание, фрукты и овощи закупаются ежедневно (в меню включены блюда для детского питания согласно СанПиН);
  • рядом с жилыми корпусами расположены туалетные комнаты, в которые подведено горячее водоснабжение (от электрических водонагревателей);
  • увеличилось количество отдыхающих за смену детей: в 2017 году – по 130 детей, а в 2018 году – за первую смену – 148 чел.; за вторую – 170; за третью – 174 чел.

Единственным замечанием по результатам проверки стал не работающий бассейн, ведь в жаркие месяцы купание детям необходимо.

В конце встречи через вожатых отрядов детям были переданы подарки от профсоюзной организации завода: шахматы, шашки, настольные игры. За участие в игре «Профсоюзник» представители первого и второго отряда получили призы.


Елена Бенда,
заведующая орготделом ППОО АО «СЭГЗ»,
г. Сарапул