1

Калужское ОНПП «Технология» начало выпуск агрегатов для летных испытаний самолета МС-21-300, сообщает в понедельник предприятие.

Создание семейства самолетов МС-21 – уникальный для России проект, подразумевающий разработку и внедрение технологий нового уровня. Ключевыми технологиями, призванными обеспечить конкурентоспособность авиалайнера по техническим и экономическим параметрам, являются технологии композиционных материалов, масса которых в конструкции составит от 30% до 40%.

«ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина» приступило к выпуску элементов хвостового оперения из полимерных композитных материалов (ПКМ) для летных испытаний магистрального самолета XXI века – МС-21», – говорится в сообщении. Церемония запуска производства авиаагрегатов прошла в понедельник, 7 сентября.

Специалистами предприятия разработана технология изготовления деталей кессонов киля и стабилизатора из полимерных композитных материалов. Ее отличительной особенностью стало «широкое внедрение автоматизированных операций».

В ходе работ были изготовлены и поставлены заказчику более 4 тысяч образцов и фрагментов для хвостового оперения. Собранное на предприятии «Авиастар-СП» из обнинских комплектующих изделие с успехом прошло динамические испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

РИА Новости

4–6 сентября в ДОЛ им. Н. Гастелло прошел первый профсоюзный туристический квест на Кубок РОБ «Роспрофавиа». Организатор мероприятия – республиканский комитет профсоюза, участники – профсоюзные активисты из числа предцехкома, члены молодежных комиссий первичных профсоюзных организаций ОАО «УМПО», АО «КумАПП», АО УНПП «Молния», ОАО НПП «Мотор», РГАУ «МФЦ», АО «УППО» и АО «УАПО», члены Совета молодежи РОБ «Роспрофавиа», специалисты аппарата рескома.

С приветственными словами обратились к собравшимся председатель республиканской организации профсоюза Роман Калякулин и директор лагеря Александр Горяшин, которые пожелали участникам победы в честной борьбе, позитивного настроения и желания приехать на подобное мероприятие еще раз.

Сразу же в день приезда было проведено два конкурса, которые шли в зачет номинации «Конкурсная программа». Командам предстояло выступить с домашним заданием в конкурсе «Приветствие» и сразиться с другими командами в «Танцевальном флеш-мобе», суть которого состояла в том, чтобы за отведенное время показать синхронно и узнаваемо заданные ведущим фигуры. В домашней заготовке приветственного конкурса особенно порадовали членов жюри отличным исполнением песен и позитивным настроением, а также четким выполнением условий конкурса команды КумАПП и «Мотора».

Во второй день командам предстояло пройти непосредственно сам квест, состоявший из двух частей – командных и межкомандных соревнований. Цель – умение работать в команде, способность к проведению «мозгового штурма», проверка физических возможностей каждого участника команды.

Таким образом, до обеда, команды дружно бегали по территории лагеря в поисках тщательно замаскированных семи этапов. Этапы могли быть обнаружены только в том случае, если будет разгадана загадка в японском стиле «хокку», что и создавало определенные трудности для тех, кто совершенно не был готов к подобным заданиям. Именно благодаря этой первой половине квест и получил статус «профсоюзного», так как многие этапы были ориентированы на знание основ профсоюзного движения (лидеров, атрибутики, логотипов, коллективных договоров и др.). Один из них был полностью посвящен информационной работе в первичке, так как командам предстояло за 20 минут придумать, оформить и нарисовать профсоюзную стенгазету с определенной тематикой. Стенгазеты получились настолько оригинальные, яркие и информативные, что стоит только посоветовать взять на заметку каждой первичке подобный малозатратный и быстрый способ информирования.

Во второй половине дня команды по круговой системе соревновались в четырех спортивных конкурсах – эстафете, стене, батл-болле и эмблеме. Заключительным этапом турквеста стал брейн-ринг.

Во всех номинациях и общем зачете победила команда КумАПП, что не стало неожиданностью: эти участники приехали из далекого южного района Башкирии и были нацелены на победу. Единая форма, оригинальное прохождение этапов, умение работать в команде – все это привело к закономерному результату. Вторыми в общем зачете стала команда УППО, третье место – у команды «Мотора».

В подобных мероприятиях победителями не могут быть все команды. Кто-то слабее или сильнее, кто-то первый раз на таких соревнованиях, а кто-то вообще случайно попал не только на квест, но и в профсоюз. И именно здесь выявляются лидеры среди молодежи, проявляются народные таланты, участники знакомятся с руководителями профсоюзных организаций, получают общее впечатление от профсоюза в целом.

Особенно хочется отметить тот факт, что турквест проходил в единственном в Башкирии, сохранившемся на балансе профсоюзной организации ОАО «УМПО» профсоюзном лагере им. Н. Гастелло. И профсоюзный комитет, и сотрудники лагеря сделали все возможное, чтобы создать максимально подходящие условия для проведения квеста – за что им огромное спасибо!

Оксана Дронова,

специалист аппарата рескома РОБ «Роспрофавиа»,

г. Уфа

Члены профсоюза, работники АО «АПЗ им. П.И. Пландина» Роман Голованов, Александр Тюлин и Егор Трофимов приняли участие в фестивале по рыбной ловле «Разнежье – 2015».

Фестиваль, который уже в одиннадцатый раз прошел около села Разнежье Воротынского района, для заводских ребят стал успешным: двое вернулись с призами.

Александр Тюлин занял 2 место в главном виде соревнований – по рыбной ловле спиннингом с лодки. За 5 часов он поймал 4 кг рыбы – три щуки и десять окуней. В подарок рыболов получил лодку и спиннинг.

– Четвертый год участвую, и каждый раз испытываю такой азарт, что просто не передать словами, – делится впечатлениями призер. – Это мой первый большой улов на фестивале. Наверное (улыбается), футболка с символикой ПРОФАВИА помогла!

Приз завоевал и Роман Голованов, который участвует в фестивале с первых лет его проведения. В этом году он уже в четвертый раз стал победителем в лодочной регате.

Запомнилось «Разнежье» и Егору Трофимову:

– Впервые побывал на фестивале, это настоящий праздник рыбной ловли. На следующий год обязательно поеду с семьей. Отличная организация, интересная программа с конкурсами, подарками. Выходные прошли замечательно!

Илья Теплов,

председатель Совета трудовой молодежи АО «АПЗ им. П.И. Пландина»,

г. Аразамас

Погода на Урале стоит морозная, +5◦ ночью, + 10◦ днем, все это иногда с дождем. Но, несмотря ни на что, в ПАО «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» успешно прошел традиционный осенний кросс. 90 участников и 20 болельщиков после рабочего дня на автобусах отправились к месту проведения кросса, на стадион Уральского федерального университета.

На стадионе состоялось торжественное открытие, прозвучали напутствия, а затем – старт. Прошли шесть забегов, преследующих единственную цель: выявить сильнейших в этом виде спорта. Участники стремительно пронеслись по беговой дорожке, и вот уже началась церемония награждения, затем – общее фото на память, потом на автобус – и домой.

Хотя, как выяснилось, некоторые участники после кросса ехали на работу в третью смену. Вот он, уральский характер, характер настоящих калининцев!

Были самые положительные эмоции, звучала благодарность участников в адрес профкома – организатора кросса: «Спасибо, что вы этим занимаетесь!». Значит, не напрасными были наши старания… А добрые слова – это мощный стимул для организации и проведения дальнейших профсоюзных мероприятий.

М.С. Никитина,

председатель ППО ПАО «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина»,

г. Екатеринбург

13 команд предприятий авиационной промышленности с 9 по 13 сентября 2015 г. примут участие в XVII отраслевом турнире по мини-футболу на Кубок Профавиа, который пройдет в г. Казани. В рамках турнира состоится товарищеский матч между командами Холдинга «Вертолеты России» и «Казанским вертолетным заводом», приуроченный к 75-летию ПАО «КВЗ».

Впервые участниками турнира станут команды АО «МВЗ им. М.Л. Миля» г. Москва и ОАО «НПО «Сатурн» г. Рыбинск.

За свои команды приедут болеть профактивы предприятий ОА «Авиаастар-СП» г. Ульяновск, ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» г. Сарапул и, конечно же, казанцы.

Желаем всем командам удачи и честной борьбы за Кубок Профавиа.

Со списком участников можно ознакомиться здесь.

Отдел социальных гарантий ЦК профсоюза

Легкий, нешумный, экономичный

На завершившемся на прошлой неделе Международном авиационно-космическом салоне МАКС–2015 в составе единой экспозиции предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации был представлен новый российский двигатель с реверсивным устройством и элементами мотогондолы ПД-14. По сути, это «первенец» в семействе отечественных турбореактивных двухконтурных двухвальных двигателей тягой 9–18 тонн, созданных на базе унифицированного газогенератора и предназначенных для перспективных моделей отечественной авиации.

Особенностью конструкции узлов нового агрегата является широкое применение композиционных материалов. Сокращен и удельный расход топлива: снижение на крейсерском режиме составило 10–15 % в сравнении с показателями современных авиадвигателей аналогичного класса тяги и назначения.

Как отмечают в КБ «Авиадвигатель», в процессе создания двигателя были разработаны и освоены свыше полутора десятков критических и передовых технологий, включая изготовление облегченной пустотелой широкохордной лопатки из титанового сплава, малоэмиссионной камеры сгорания из интерметаллидного сплава, а также создание звукопоглощающих конструкций из композиционных материалов. На ПД-14 также применены монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения, керамические покрытия на деталях горячей части, полые лопатки турбины низкого давления.

«Благодаря использованию в конструкции изделия современных материалов и компоновочных решений двигатель соответствует современным мировым требованиям по расходу топлива, эмиссии вредных веществ, шуму на местности, надежности, безопасности, ресурсным, эксплуатационным и экономическим показателям, – подчеркивает заместитель генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» по управлению качеством, стандартизацией и сертификацией продукции Александр Сошилов. – По заявленным характеристикам ПД-14 не уступает современным зарубежным аналогам».

Для МС-21 и Sukhoi Superjet 100

Двигатель ПД-14 заметно отличается от своих аналогов целым рядом показателей. К примеру, меньший диаметр вентилятора позволил добиться объективного снижения массы двигателя и лобового сопротивления мотогондолы. Оптимальные размеры внутреннего контура (газогенератора) облегчают решение проблемы больших отборов воздуха из компрессора, снижают установочные потери тяги. Высокая степень сжатия вентилятора (вследствие применения меньшей степени двухконтурности) исключает необходимость применения регулируемого сопла наружного контура с неизбежным увеличением массы и сопротивления двигателя и также снижает потери тяги. Достичь требуемых показателей массы, ресурса, надежности и стоимости обслуживания на ПД-14 позволяет и проверенная временем классическая безредукторная схема.

Важно, что на основе двигателей ПД можно создать целую линейку перспективных изделий. Так, семейство этих агрегатов предназначено для установки на самолеты МС-21-200/300/400, а также на Superjet 100NG. Речь идет о ПД-14 (предназначен для перспективного российского самолета МС-21-300 вместимостью 180 пассажиров), ПД-14А (для менее вместительной модели МС-21-200 на 150 человек), ПД-14М (для самой вместительной модификации МС-21-400 вместимостью 210 пассажиров) и ПД-10 (будет устанавливаться на региональные машины Sukhoi Superjet 100NG вместимостью 130 человек).

Более мощные модификации на базе газогенератора двигателя ПД-18Р могут быть применены уже на лайнерах типа Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Как подчеркнул вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, МС-21-300 планируется оснащать этой силовой установкой уже с нынешнего года.

Мне бы в небо...

Как заявляют на предприятии, оптимальное сочетание умеренно высоких параметров цикла и проверенной схемы с прямым приводом вентилятора позволяет обеспечить снижение цены двигателя, затрат на его обслуживание и ремонт, массы и лобового сопротивления, а также обеспечить явное конкурентное преимущество перед другими изделиями.

На сегодня в рамках проектных и доводочных работ по ПД-14 выполнен большой объем испытаний экспериментальных узлов и систем двигателя на специальных установках. Подтверждена готовность критических технологий, получены положительные заключения. Сформирована производственная кооперация по изготовлению опытной партии двигателей и мотогондол, а кроме того, развернута работа с ОАО «Корпорация «Иркут»» по интеграции двигателя и самолета. В этом году начнутся летные испытания двигателя на летающей лаборатории ИЛ-76 в ЛИИ им. Громова.

Стоит сказать, что впервые в практике отечественного двигателестроения для разработки и производства двигателя создана широкая кооперация ведущих двигателестроительных предприятий страны. Это ОАО «ПМЗ», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «УМПО», ОАО «Металлист-Самара», ОАО «Стар», НПЦГ «Салют», ОАО «ПЗ «Машиностроитель», ОАО «ВАСО», ОАО «ОНПП Технология» и другие предприятия. Пермский моторостроительный завод как серийный производитель уже в конце этого года планирует заключать договоры со всеми поставщиками по программе ПД-14.

«Требования к обеспечению качества, прописаны в договоре между Объединенной авиастроительной корпорацией и ОДК», – подчеркивает директор по качеству ОАО «ПМЗ» Антон Кузнецов.

Новое «сердце» для Ми-26

Новый российский двигатель полностью вписывается и в программу импортозамещения. Уже с 2016-го предполагается наладить серийный выпуск этих агрегатов, так необходимых отечественной авиации. Как подчеркивает генеральный директор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Александр Артюхов, замещение двигателей иностранного производства – одна из важнейших задач, предполагающая развитие всей продуктовой линейки холдинга, а также серьезную модернизацию опытного и серийного производства.

«Являясь высокотехнологичной компанией, объединяющей в себе управление всеми стадиями жизненного цикла выпускаемых изделий, мы планируем выполнять эту работу на основе уже реализуемых ОКР по двигателям, вариантов их модернизации, а также семейств двигателей на базе универсальных газогенераторов», – отмечает глава ОДК.

Технологии, освоенные на двигателях ПД-14, станут основой и для другого авиационного агрегата отечественного производства – двигателя ПД-12В, предназначенного для установки на вертолеты Ми-26 взамен украинского двигателя Д-136, а также на перспективный совместный российско-китайский тяжелый вертолет.

О планах подобного применения новой разработки отечественных двигателестроителей рассказал, в частности, член совета директоров ОДК Владислав Масалов. По его словам, турбовальный двигатель ПД-12В будет, по сути, представлять из себя модификацию самолетного двигателя семейства ПД-14 на базе унифицированного газогенератора. По габаритно-весовым параметрам ПД-12В укладывается в архитектуру Ми-26 – самого грузоподъемного вертолета в мире. Что же касается будущей российско-китайской машины, то, как отметил представитель ОДК, сформировать техническое задание на его силовую установку должны холдинг «Вертолеты России» и китайская компания AVICOPTER.

Когда вмешивается политика...

Рамочное соглашение о сотрудничестве по проекту передового тяжелого вертолета «Вертолеты России» и Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) уже подписали – в мае этого года. Соглашение запускает процесс начала практической работы над проектом. Согласно документу, стороны будут сотрудничать по всем направлениям разработки и подготовки к серийному производству вертолета Advanced Heavy Lift (AHL). Его параметры примерно определены: взлетная масса может составить 38 тонн, максимальная коммерческая нагрузка внутри кабины – 10 тонн, а на внешней подвеске – 15.

Вертолет будет приспособлен для круглосуточной эксплуатации в жарком климате, в условиях высокогорья и при любой погоде. Уже подсчитано, что спрос на новую машину только в Китае может составить более 200 вертолетов в период до 2040 года.

Ситуация же с заменой новым российским двигателем украинского Д-136 с одной стороны диктуется нынешним, мягко говоря, не самым доброжелательным отношением украинских партнеров, а с другой – моральным старением самого двигателя, выпускаемого с 1982 года на запорожском предприятии «Мотор Сич» (бывшем «Моторостроителе»).

В сегодняшних украинских реалиях ни о какой модернизации производства, ни о каких новациях в развитии говорить, естественно, не приходится. Ну а откровенно антироссийский фон только добавляет негатива, ставя под сомнение саму возможность выстраивания производственных связей. Что говорить – даже одно недавнее появление главы «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева на нынешнем МАКСе вызвало у «свидомитов» настоящую истерику. Богуслаева, а также ряд других представителей украинского авиапрома, не побоявшихся посетить один из крупнейших мировых авиафорумов, обвинили чуть ли не в предательстве, в «сговоре с агрессором».

Кстати, с этого года на Украине действует запрет на военно-техническое сотрудничество с нашей страной: соответствующее соглашение, заключенное много лет назад, в мае этого года было расторгнуто по прихоти новых киевских властей. При этом в том же Запорожье откровенно признают: без сделок с Россией «Мотор Сич» просто не выживет... Ну а выживет ли российская авиация без украинской продукции? Как видим – да.

Дмитрий Сергеев

Материал НТК Звезда

Выездной тренинг на тему «Командообразование» провел для председателей цеховых комитетов и профсоюзного актива профком Каменск-Уральского литейного завода. Местом занятий и отдыха стала турбаза «Красный камень» на озере Увильды Челябинской области.

Сплотить вокруг себя людей, научить их действовать сообща – этому были посвящены практические задания. И хотя они проходили, казалось бы, в легкой игровой форме, для достижения поставленной задачи требовались серьезные усилия, синхронность действий. Достичь этого можно только хорошо организованной командой, подчиняющейся вожаку. Такие вожаки и выявлялись в процессе выполнения заданий. Безусловное лидерство сразу показали два предцехкома Светлана Зырянова и Елена Шаповалова, а также профактивисты Вадим Зуй и Владислав Кривцов.

Часть этих упражнений взяты из программы практикующего психолога, преподавателя Южноуральского госуниверситета Натальи Сергеевой. В начале года ее приглашал на завод профсоюзный комитет КУЛЗа для проведения тренинга с молодежью. А в этот раз выполнять задания, стирающие психологические барьеры, заставляющие в прямом и переносном смысле держаться друг за друга, пришлось и людям постарше. Чтобы пройти испытание, приходилось мыслить коллективно. Это и являлось основной целью тренинга.

Разминка ума, предложенная участникам мероприятия, выделила своих интеллектуалов-гуманитариев: нужно было показать знания русского языка, хорошую память и быстроту мышления. Здесь себя ярко проявила предцехкома заводоуправления Марина Пяткова, а пальма первенства досталась Елене Шаповаловой.

Обладая живым умом, волевыми лидерскими чертами, вести за собой людей, несомненно, легче.

В свободное время участники тренинга – к слову, оплатившие половину стоимости поездки (другую – профсоюз), купались, загорали, катались на катамаранах, велосипедах, гуляли по берегу озера и лесу.

– Конечно, предцехкома и другие профсоюзные активисты, которые ведут работу на общественных началах, бесплатно, заслужили такое поощрение, – считают председатель первичной профсоюзной организации Александра Виноградова и главный бухгалтер профкома, заведующая культурно-массовой комиссией Елена Чемезова. – И это не последнее обучение для членов профсоюза. Осенью мы должны встретиться с молодежным профсоюзным активом на очередном тренинге.

Пресс-служба КУЛЗа,

г. Каменск-Уральский

2–3 сентября 2015 года в г. Арзамасе Нижегородской области на базе ОАО «АНПП «Темп–Авиа» под председательством Н.К. Соловьева – председателя Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности, состоялось заседание Координационного совета профсоюзов по взаимодействию с АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», на котором обсуждался ход выполнения корпоративного соглашения в организациях корпорации.

В работе Координационного совета приняли участие В.В. Зеленцов – помощник заместителя генерального директора АО «Корпорация «ТРВ» и А.И. Колесов – председатель Нижегородской областной организации Профавиа.

Члены Координационного совета посетили предприятие, встретились с генеральным директором Лещевым В.Т., который рассказал о создании и становлении организации, отметил стабилизацию и даже рост численности работающих в условиях сложного экономического положения в стране, специфику работы персонала по отдельным направлениям.

Зеленцов В.В. подтвердил действенность корпоративного соглашения и практическое обеспечение выполнения договоренностей по всем его направлениям. Раскрыл, какие задачи и почему не были решены, провел обмен мнениями по частным и общим вопросам. Проинформировал, что кризисные явления в стране в определенной мере отразились на экономическом положении корпорации в целом, потребовали значительных усилий в сфере импортозамещения, однако не были снижены объемы производства, обеспечена планируемая рентабельность продаж, сохранена численность персонала, увеличен фонд оплаты труда.

Соловьев Н.К. предложил председателям первичных профсоюзных организаций взять под контроль невыполнение отдельных пунктов корпоративного соглашения, особенно в сфере оплаты труда, совместно с администрацией наметить конкретные меры по их реализации.

Обсуждались и другие актуальные вопросы, затрагивающие социально-трудовые права и интересы работников.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК профсоюза

На Зеленодольском машиностроительном заводе давно стало традицией – всех первоклашек, детей работников нашего завода, поздравлять с 1 сентября. И в этом году традиция была продолжена.

Родителям – членам профсоюза, конечно, – чьи дети идут в 1-й класс, была выплачена небольшая денежная сумма для покупки ранцев, тетрадей и т. д. А 28 августа профком организовал для дошколят и их родителей замечательную поездку-экскурсию в соседнюю Республику Марий-Эл.

Мы оказались на хуторе «Воскресенский», в котором был представлен крестьянский быт с домами из деревянных срубов, амбарами с запасами на зиму, хлевами для птицы и скотины. Ребята, да и взрослые с удовольствием кормили животных, домашних кур, уток и гусей хлебом и овощами. Столько разновидностей кур, козочек, поросяток, уток и гусей мы не видели никогда.

Затем нам показали настоящую юрту, бревенчатый дом с печкой, полатями и крестьянской утварью. Экскурсовод очень интересно рассказывала о том, как жили наши деды в деревнях, об особенностях их жизни, порядках, обрядах и т. д. Мы посетили озеро с чистейшей водой, его берега окутаны мхом с клюквой, которую мы собирали и ели. Место сказочное. Потом посетили домик Бабы Яги, вернее, ее избушку на курьих ножках. Ступа Бабы Яги стояла перед входом в избу. Все – в натуральную величину, и было ощущение, что вот-вот появится и сама хозяйка Баба-Яга. Затем была верховая езда на лошади, что очень всем понравилось. Чай пили в беседке из медного самовара, который растапливался дровами и еловыми шишками. И когда пришло время возвращаться домой, не сговариваясь, все в один голос сказали: «Как же здесь здорово и уезжать не хочется!».

Огромное спасибо председателю профкома ЗМЗ С.И Чугуновой за очередную замечательную экскурсию.

Благодарные родители Зеленодольского машиностроительного завода,

г. Зеленодольск

В фойе большого зала Дворца культуры «Роствертол» прошла молодежная интеллектуальная игра «Что, где, когда», посвященная Дню российского кино. Начало праздника было положено в 1919 году – тогда, 27 августа, В.И. Лениным был подписан Декрет о национализации кинематографа.

Организатором игры выступил молодежный Совет при поддержке профсоюзного комитета предприятия.

После работы за игровыми столами собрались 105 человек – эрудиты из 21 подразделения предприятия для того, чтобы помериться знаниями в области отечественного кинематографа. Правильность ответов определяло компетентное жюри в составе председателя первичной профсоюзной организации С.И. Токаренко, ведущего специалиста профкома В.М. Гребенниковой и председателя молодежного Совета Алексея Шмакова. Игра проходила в два тура и состояла из 30 вопросов. По-прежнему давалась минута на обсуждение. В этот раз после каждого вопроса команды могли узнать не только правильный ответ, но и услышать исчерпывающие пояснения к нему.

Все команды сражались достойно, некоторые даже блестяще! В результате I место впервые заняла команда цеха № 14 (капитан Заболотний Денис), ее участники ответили правильно на 28 вопросов. Второе место с небольшим отставанием заняли ребята из цеха № 27 (капитан Шамраев Михаил). На третьем месте по итогам дополнительного вопроса – представители лопастного завода под руководством Кононенко Александра. Команды-победительницы были награждены дипломами и денежными премиями. Победителям была вручена сова – символ мудрости.

За год заводская молодежная игра снискала множество поклонников – любителей потренироваться в интеллектуальных поединках, поскольку она дает не только простор воображению, но и развивает умение слушать, слышать, анализировать и взаимодействовать в команде, расширяет кругозор работников и способствует сплочению коллектива.

Людмила Никитина,

инструктор профкома ОАО «Роствертол»,

г. Ростов-на-Дону

Традиционный праздник для первоклассников – детей работников предприятия был организован на Арзамасском приборостроительном заводе в прошлую пятницу, 28 августа.

В этом году, при поддержке руководства предприятия и профсоюзного комитета, мероприятие было организовано в развлекательном центре «Розовая пантера».

Детская программа началась с зажигательного флэш-моба на танцполе. Ребята с азартом повторяли все движения за жизнерадостными ведущими. А потом отправились по этапам спортивной эстафеты, ведь самый любимый предмет в школе – физкультура. Все без исключения справились с предложенными заданиями – крутили обруч, участвовали в командных забегах на необычных лыжах, преодолевали болото в огромных сапогах, пролезали через пещеру, с легкостью отгадывали загадки и собирали пазлы.

По окончании конкурсов первоклашки дали торжественную клятву, что будут добросовестно учиться, быть активными на уроках и примерными на переменах.

Пришло время подкрепиться. Ребят ждало вкусное угощение – фрукты, соки, пирожное и мороженое. И, наконец, кульминация праздника: зал развлечений. Вот где настоящая сказка! Огромный лабиринт, различные аттракционы, игровые автоматы, мини-карусели… Родители за детьми только успевали, на ходу фотографируя своих непосед…

Счастливые, довольные, с прописями-раскрасками, которые получили в подарок, уходили дети с праздника – такого важного в жизни каждого человека, впервые идущего в школу.

[u]Говорят дети:[/u]

Кирилл Лезин:

– Мне в школу хочется, потому что я подружился со своей учительницей. Ее зовут Любовь Васильевна. Она очень добрая: когда мы на сборе с Лехой смеялись, она нас не ругала.

Саша Клепикова:

– В школе надо учиться, чтобы быть умным и чтобы потом по улице просто так не ходить, а зарабатывать деньги. Мою учительницу зовут Елена Александровна. Она очень красивая.

Егор Мошков:

– Я уже умею читать по слогам. Самому мне хочется прочитать книгу о Геракле. А еще хочу выучить английский язык, чтобы поехать в Англию. Мою учительницу зовут Светлана Геннадьевна. Она большая, с черными волосами.

Вадик Маслов:

– Я уже могу рисовать, лепить и играть в футбол. В школе это пригодится. Праздник мне очень понравился, особенно крутить обруч и кататься на машине.

Алина Фокеева и Даша Власова:

– В школе мы научимся читать, считать, писать и будем получать только пятерки! На празднике нам понравилось бегать в «Лабиринте» и еще есть мороженое.

[u]Говорят родители:[/u]

Надежда Загорцева, контролер ИПиСИ службы метрологии:

– Праздник замечательный, все было здорово организовано! Моя дочка Диана не очень любит мероприятия, где много народа, а здесь ей было весело: играла, танцевала, радовалась. И у детей, и у родителей остались только хорошие впечатления.

Андрей Гуров, ведущий бизнес-аналитик отдела бизнес-анализа:

– Отзывы о празднике только положительные. Организаторы выбрали правильный формат мероприятия. Дети любят двигаться, и здесь никто не сидел на месте. С ребятами играли заводные аниматоры, были придуманы интересные конкурсы. Спасибо за праздник! Приятно, что на предприятии столько внимания уделяется нашим детям.

Ирина Балагурова,

выпускающий редактор корпоративной газеты АО «АПЗ» «Новатор»,

г. Арзамас