1

На Каменск-Уральском литейном заводе прошел первый турнир по настольному теннису. Его организатором выступил профсоюзный комитет.

В быстроте реакции и техничности ударов у сетки сразились около 30 любителей мяча и ракетки.

– Хорошо играли, – оценил общий уровень подготовки теннисист-любитель с 40-летним стажем, один из арбитров Станислав Венгров, начальник отдела охраны труда. – Удивился, потому что не ожидал увидеть столько людей, умеющих играть. Большое спасибо профкому, который приобрел необходимое для этого оборудование.

Преимущество настольного тенниса перед большим и многими другими видами спорта – в его компактности, ведь теннисный стол можно поставить где угодно. Много места не требуется – будь то свободный от кресел участок заводского зала заседаний, или в отделе главного технолога, где, кстати сказать, установили складной теннисный стол, приобретенный одной из лучших профгрупп на призовые деньги и с привлечением других источников.

За лавры победителя в заводском турнире, который продолжался больше недели, боролись в основном мужчины, конкуренцию которым не побоялись составить и две представительницы прекрасного пола: старший технолог чугунолитейного цеха, предцехкома Светлана Зырянова и технолог отдела 22 Анна Тихонова.

Участникам по регламенту давалось по 5 игр. Каждую из них завершил победой, набрав в сумме 55 очков, Эдуард Тихонов, начальник техбюро в отделе главного технолога. На втором месте – Алексей Ульянов, мастер механосборочного цеха, на третьем – Александр Кремнев, мастер ремонтно-механического.

Когда теннисисты снова сойдутся в схватке у сетки, пока не решено. Но турнирные баталии обязательно будут продолжены, – решили организаторы.

Юнона Каталевская,
пресс-служба КУЛЗа,
г. Каменск-Уральский

Самый продолжительный полет за 36-летнюю историю эксплуатации МиГ-31 длился 7 часов 4 минуты.

Летчики Центрального военного округа (ЦВО) установили рекорд длительности беспосадочного перелета на сверхзвуковых истребителях-перехватчиках МиГ-31БМ, проведя в небе 7 часов 4 минуты. Достижение зафиксировано в рамках начавшегося 4 марта совместного тактического учения сил авиации и противовоздушной обороны Центрального военного округа, в ходе которого экипажи выполнили передислокацию из Красноярского края в Астраханскую область. Об этом сообщил официальный представитель ЦВО полковник Ярослав Рощупкин.

Мы совершили беспосадочный полет продолжительностью 7 часов 4 минуты, который является самым длительным за всю 36-летнюю историю эксплуатации МиГ-31, – сообщил Владимир Суржик пилот одного из самолетов, установивших рекорд.

Рекордный перелет состоялся благодаря трем дозаправкам топливом в воздухе, две из которых прошли над Пермским краем и одна – над Новосибирской областью. «Топливозаправщики Ил-78, взлетавшие с авиабаз Сокол и Толмачево, подходили на расстояние 10 м и «стыковались» с конусом-датчиком. После первой дозаправки над Пермским краем мы сделали небольшой крюк по Уральскому хребту в сторону Челябинска и вернулись на вторую дозаправку над Пермью. В общей сложности пролетели почти 8 тыс. км», – отметил Суржик.

В настоящее время экипажи 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа – единственные, кто практически выполняет дальние перелеты на МиГ-31 с тремя дозаправками.

Сверхзвуковые истребители-перехватчики оснащены модернизированной радиолокационной системой «Заслон-АМ». Дальность обнаружения целей достигает 320 км, поражения – 280 км. Самолет способен одновременно поражать шесть и сопровождать до десяти целей. За счет бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения нового поколения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с более ранними модификациями возросла почти в три раза.


По материалам ТАСС

Несмотря на стремительное изменение внешних факторов, Минпромторг России продолжает работать над стратегическими документами, которые будут определять пути развития авиастроительной отрасли на будущее десятилетие. Об изменениях, вносимых в Госпрограмму развития авиапрома, внедрении новых инструментов поддержки отрасли, судьбе приоритетных проектов и ключевых задачах на 2016 год «АвиаПорту» рассказал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей БОГИНСКИЙ.

– При формировании Госпрограммы развития авиационной промышленности авторами был заложен ряд подходов, связанных с переходом на новый формат взаимодействия государства и отрасли. Ответственность за формирование продуктовой линейки планировалось переложить на бизнес, а систему финансирования изменить с нынешней невозвратной на возвратную. Однако новая редакция Госпрограммы, которая в настоящее время проходит согласование в органах власти, предполагает адресное финансирование нескольких подпрограмм. Задуманные ранее новации сегодня остаются в числе приоритетов, но откладываются до лучших времен, или же их требуется пересмотреть в связи с новыми вводными?

– Как всегда весомым фактором, влияющим на определение порядка финансирования мероприятий Госпрограммы, являются реальные параметры федерального бюджета. Перед нами была поставлена задача оптимизации, а если вспомнить недавнюю историю, то такая задача выдвигается уже не первый раз. В итоге от параметров Госпрограммы, заложенных в 2013–2014 годах, сокращение будет более чем на 10 %. Но должен сказать, что Госпрограмма развития авиационной промышленности имеет едва ли не наивысший приоритет внутри Минпромторга, поэтому решения о сокращении объемов ее финансирования принимаются всегда максимально взвешенно.

При нынешней оптимизации мы придерживаемся подхода, предусматривающего, что имеет смысл дофинансировать те проекты, которые находятся на стадии завершения, а прежде, чем начинать новые проекты, нужно еще раз все взвесить и просчитать, как и что мы будем делать. С учетом этого абсолютный приоритет имеют проекты, реализация которых была начата еще в рамках Федеральной целевой программы («Развитие гражданской авиационной техники» – «АвиаПорт»). Прежде всего, это проект создания самолета МС-21, двигателя ПД-14, вертолетов Ми-38 и Ка-62 и некоторые менее масштабные, но не менее актуальные для отрасли проекты.

Очевидно, что эти проекты носят инновационный характер, как для российской авиационной промышленности, так и, по отдельным позициям, в мировом масштабе. При этом одной из сложных задач, в решении которой мы до сих пор нарабатываем компетенции и опыт, является прохождение процедур сертификации российской авиационной техники согласно требованиям авиационных властей других стран. Требуется провести значительное количество испытаний как отдельных агрегатов и натурных образцов, так и готового изделия в целом. Положительный опыт такой работы был получен российскими авиастроителями при сертификации самолета Sukhoi Superjet 100 европейским авиационно-космическим агентством EASA. Теперь нам предстоит пройти тот же путь при сертификации самолета МС-21 и двигателя ПД-14. Это новый вызов для России, который позволит нам получить новые навыки в сертификации композитных конструкций. Несмотря на то, что это абсолютно новый опыт, пока у нас нет серьезных оснований для беспокойства. Конечно, это влечет за собой существенные расходы и, как следствие, необходимость поиска дополнительных ресурсов.

Дополнительные расходы также вызвало наличие у предприятий долгосрочных валютных обязательств.

– С учетом того, что принято решение сконцентрироваться на ключевых проектах, возникает вопрос: кто остался за бортом и по каким программам мы пока не увидим продвижения?

– «За бортом» остались те проекты, возможность реализации которых была предусмотрена Госпрограммой, но по которым потенциальные исполнители не дали четких параметров исполнения и решений по софинансированию со своей стороны. Я имею в виду, например, проекты создания вертолетов взлетной массой 2,5 и 4,5 тонны. «Вертолеты России» должны были определиться, реализуют ли они эти проекты самостоятельно или с каким-то партнером, какие потребуются ресурсы – трудовые, производственные, финансовые. Существенным также является фактор времени с учетом сроков получения финансового результата. Аналогично пока ОАК не до конца сформулировал параметры удлиненной версии Sukhoi Superjet, дискуссия в компании продолжается. Так что пока в промышленности идет оптимизация модельного ряда и концентрация ресурсов на приоритетных проектах, и это отражается и на планах финансирования.

– Возвращаясь к идеологии Госпрограммы образца 2013 года: государство планировало обеспечивать промышленности доступ к долгосрочному финансированию по низким ставкам, при этом отказаться от безвозвратного финансирования. В каком положении сейчас эти проработки? Сам по себе инструмент возвратного бюджетного финансирования обсуждается с Минфином?

– У нас есть понимание, что нужно переходить на новые инструменты финансирования, и Минфин это как никто другой поддерживает. Но сначала нужно разработать набор документов, методологий, и сейчас продолжается активное обсуждение возможного формата этих механизмов. В 2016–2017 годах мы будем определяться, каким путем идти, выберем пилотные проекты и постараемся их запустить.

Это целесообразно начинать при запуске новых проектов, бизнес-план которых будет уже выстроен с учетом новых механизмов финансирования.

Кроме того, необходимо найти источники возвратного финансирования. В перспективе это конечно будет прибыль от продаж современной российской авиатехники. Пока новые проекты находятся на стадии сертификации и выхода на рынки, мы с осторожностью относимся к инструментам возвратного финансирования, но готовимся к их внедрению в ближайшие годы.

– Многострадальный проект Ту-334, имевший в начале прошлого десятилетия приоритет при оказании господдержки, прошел стадию сертификации, и на этом поддержка была прекращена - с известными последствиями. Где сейчас планируется провести грань, за которой поддержка МС-21 и вертолетных программ перейдет на другие механизмы, связанные только со стимулированием продаж?

– Для того чтобы иметь возможность продать какой-то продукт, его нужно сначала сделать коммерческим, то есть товаром. Никто не будет приобретать опытный образец, не прошедший процедуры сертификации. Поэтому перед нами стоит задача довести продукты до возможности поставки и коммерческого использования. После этого решается задача поддержки продаж и формирования вторичного рынка. Поддержка продаж необходима для создания равных условий для покупателя при приобретении российской и иностранной авиатехники, а также ее дальнейшего обслуживания и ремонта. Сегодня уже разработан комплекс мер поддержки для SSJ. Как только МС-21 будет готов, поддержка распространится и на него.

О каких мерах поддержки я говорю? Прежде всего, это гарантия остаточной стоимости, этот механизм активно применялся ведущими мировыми авиастроителями при выводе на рынок новых самолетов. Кроме того, эта мера направлена на формировании вторичного рынка российской авиатехники.

Также мы знаем и другую нашу слабую сторону – это сервис, поэтому еще одна мера поддержки направлена на уменьшение времени простоя самолетов на земле, компенсацию части затрат на обучение авиационного персонала и формирования «домашнего» склада запчастей.

– Что подразумевается под поддержкой формирования «домашнего» склада запчастей?

– Существуют два направления формирования так называемого «склада»: первый – комплект наземного оборудования и минимальный набор запасных частей (так называемая «аптечка») – поставляется эксплуатанту сразу с самолетом, при продаже, для обеспечения коммерчески эффективной эксплуатации самолета. На компенсацию затрат при формировании такого склада и направлена эта мера поддержки.

Второй тип склада – это сеть складов запасных частей, предназначенная для поддержки обслуживания и ремонта авиатехники во всех регионах, где осуществляется ее эксплуатация, в режиме 24 часа в день / 365 дней в году. Мера по поддержке формирования такого склада нами разработана, соответствующий нормативный акт уже внесен в Правительство.

Поставки запасных частей эксплуатантам для подержания летной годности воздушных судов – это прибыльный бизнес, широко развитый в мировой практике. А для того, чтобы этот бизнес наладить, необходимо сначала проинвестировать в создание широкой сети складов и обеспечить постоянное наличие необходимого пула запасных частей.

На сегодняшний день в компаниях, которые выполняют Гособоронзаказ, происходит усиление финансовой дисциплины. Это продиктовано требованиями законодательства. Соответственно, становится меньше свободы в части так называемого «перекрестного» финансирования проектов. По этой причине ОАК, например, не может использовать для формирования склада запчастей временно свободные оборотные средства, полученные по ГОЗу (а это весомая часть бюджета компании), и одна из возможностей – привлечение заемных средств. Вот здесь государство и готово помочь. Идея в том, что банки будут кредитовать формирование склада запчастей, а мы как государство – субсидировать часть процентной ставки.

Мы считаем, что субсидировать прямые затраты на формирование склада не следует, а снизить кредитную нагрузку на финансирование создания и поддержки склада – стоит. Поддержка нами будет оказана лишь на первом этапе – от трех до пяти лет, при «раскручивании» этого направления.

– Кто будет держателем этого склада?

– Мы считаем, что это должен быть производитель. Поставка запчастей авиакомпаниям должна стать не затратами, как сегодня, а существенной статьей доходов производителя. Нужно только помочь развиться этому виду бизнеса, и сегодня эта помощь вдвойне важна, так как мы видим дефицит долгосрочного финансирования.

– На МАКС–2015 были подписаны соглашения между «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК) и «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС), а также между лизинговой компанией и авиаперевозчиками. Как сегодня реализуется этот проект?

– ГТЛК приняла на себя обязательства оказывать поддержку в развитии рынка региональных и магистральных перевозок. В прошлом году компания по поручению правительства и в рамках решений президента была докапитализирована. Денежные средства, которые выделены государством, уже направлены в ГСС в качестве аванса за самолеты. Те «мягкие» контракты, которые были подписаны ГТЛК во время МАКСа, уже переведены в «твердые», с конкретными обязательствами по поставкам.

– Одно из направлений, получивших отдельную главу в Госпрограмме, было связано с развитием так называемой малой авиации, и сейчас решается вопрос о поддержке проекта по освоению сборки в России самолета L-410. В чем суть этой инициативы?

– Сегодня перед нами стоит задача обеспечения мобильности населения. При этом современных отечественных самолетов в сегменте малой авиации, конкурентоспособных, сейчас, к сожалению, нет. Конечно, есть проект «Рысачок», вокруг него уже сломано много копий, при этом испытания самолета так и не завершены. Поэтому вполне разумный способ обеспечить местные перевозки надежной и экономичной авиационной техникой – локализовать производство воздушных судов, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации, в том числе и на российском рынке. Это, кстати, было предусмотрено Госпрограммой развития авиапромышленности.

Почему речь идет именно о сборке L-410? Во-первых, самолет сегодня широко эксплуатируется в России. Во-вторых, у компании-разработчика – российский акционер, и есть российские бизнесмены, которые готовы вкладывать в проект свои средства. Поэтому выбор в пользу этого проекта выглядит логичным и обоснованным.

Драйверами этого проекта выступили «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), совместно с «Уральской горно-металлургической компанией» (УГМК). Компании верят в возможности такого рода сотрудничества и видят в этом сегменте перспективу.

УЗГА совместно с УГМК и администрацией Свердловской области подписали соглашение, согласно которому проект будет реализован на территории второй очереди ОЭЗ «Титановая долина». Проект разбит на три этапа: сначала крупноузловая сборка, затем локализация производства агрегатов, а третий этап – ремоторизация двигателем российского производства и замена авионики. Кроме того, наша задача состоит в том, чтобы этот проект стал «двусторонним», то есть чтобы российские предприятия-производители авиационного и радиоэлектронного оборудования стали поставщиками не только для российского производителя самолета L-410, но и для чешских партнеров.

– Насколько такая мера поддержки будет эксклюзивной? Ранее, как известно, существовал ряд проектов по организации сборки на территории России самолетов аналогичной размерности, и их инициаторам могла бы быть полезна такая помощь...

– Эта мера не является эксклюзивной. Вопрос только в том, что, если посмотреть на прогноз потребности самолетов такой размерности, при появлении конкурента его производственные мощности могут оказаться избыточными. Поэтому вопрос – насколько потенциальному инвестору будет интересно идти вторым номером за УЗГА?

– Следующим этапом в подпрограмме по малой авиации было создание собственных самолетов такой размерности. Как идет проект СибНИА?

– Проект продолжается. В СибНИА разработано цельнокомпозитное крыло и композитное хвостовое оперение, которые установлены на опытный самолет – демонстратор технологий (ТВС-2ДТ – «АвиаПорт»). Сейчас продолжается работа по разработке и созданию композитного фюзеляжа. Таким образом, до конца 2016 года мы планируем увидеть прототип абсолютно нового цельнокомпозитного самолета в классе до 12 мест. Новый самолет сохранит уникальные взлетно-посадочные характеристики самолета Ан-2, но будет обладать вдвое большей скоростью и в четыре раза большей дальностью при существенно увеличенной коммерческой нагрузке. Отличие СибНИА от других институтов авиационной промышленности в том, что у него есть собственное конструкторское подразделение, которое быстро переводит наработки ученых в конструкторскую документацию. Так что наработки можно будет передать в производство. Мы считаем, что проект готов для коммерческого инвестирования и несомненно сможет заинтересовать инвесторов. И я не исключаю, что в дальнейшем будет создано новое производство.

– В последнее время активировалось обсуждение темы возобновления производства Ил-96 и Ту-204. С чем это связано?

– Сегодня ОАК задумывается над тем, как расширить объемы производства самолетов Ил-96. Логика такова: государство субсидирует перевозки пассажиров с Дальнего Востока на очень эффективных, как заявляют коллеги, самолетах Airbus и Boeing. Но, возможно, стоит субсидировать перевозки на Дальний Восток и на других дальнемагистральных маршрутах, осуществляемые только на отечественной технике? Так мы поддержим занятость на промышленных предприятиях внутри страны. Перспективы у Ил-96 есть, существует модификация Ил-96-400, которую нужно довести до современных требований рынка. ОАК сейчас готовит свои предложения, пока на уровне концепции.

Аналогично по Ту-204 решается вопрос о достройке задела, который остался по этой программе. Здесь мы ориентируемся на версии с VIP-компоновкой салона.

– В 1998 году из-за девальвации рубля открылось окно возможностей для многих российских производителей. Но это окно возможностей не было безгранично из-за внутренних инфляционных процессов. Насколько быстро инфляция может «съесть» преимущества отечественных производителей?

– Окно возможностей, если мы ими правильно воспользуемся, на мой взгляд, может продлиться 5–7 лет. Для того, чтобы оно не закрылось раньше, нужно аккуратно изменить индустриальную модель отрасли, управляя процессом развития системы поставщиков. Сейчас, когда бюджет перешел с трехлетнего горизонта планирования на годовой, каждый поставщик живет одним днем, от издержек. А издержки у него каждый год меняются, и он перекладывает расходы далее по цепочке: «посмотрите, какая инфляция, посмотрите, какие ставки». Так что необходимо переходить на долгосрочную контрактацию, определить с поставщиками модель цены, только это позволит разумным образом бороться с инфляцией.

Это задача интегрированных структур, они должны выстроить отношения с контрагентами по программам Ил-476, Ил-112, МС-21 и другим. Правительство может влиять на эти процессы опосредованно, через советы директоров, но основная тяжесть в построении системы лежит на самой промышленности.

– Минпромторг совместно с консультантами в 2015 году представил масштабный проект программы развития поставщиков. Как вы полагаете, этот документ был воспринят отраслью?

– То, что он изучен, очевидно. Но под словом «воспринят» мы понимаем, что внутри каждой интегрированной структуры появилось свое понимание работы с поставщиками. К примеру, мы обсуждаем вопрос локализации производства интерьера самолета Sukhoi Superjet. В нашем понимании, это может дать значительный экономический эффект. В этот сегмент готовы заходить как авиационные компании, так и поставщики из смежных отраслей, которые делают интерьеры для автомобилей, для вагонов и кораблей. Но пока вырабатываются подходы, мы сопровождаем процесс в ручном режиме.

– Завершающий вопрос – о планах на 2016 год. Какие темы будут ключевыми в работе Минпромторга?

– Во-первых, мы завершаем работу над проектом новой редакции Стратегии развития авиационной промышленности. На днях мы начали обсуждение этого документа.

Во-вторых, и мы этим активно занимались еще в прошлом году, – формирование дорожных карт развития технологий. Этот инструмент позволяет декомпозировать сформированную на горизонте планирования продуктовую линейку на направления исследований и отдельные технологии, созданием которых необходимо заниматься уже сегодня. Для того, чтобы развивать авиапромышленность с помощью инноваций, через разработку технологий, нужно иметь критерии достижимости, приоритетности, нужно иметь срезы, позволяющие оценить результаты. Вне зависимости от того, сколько будет стоить нефть, человеческих, временных и денежных ресурсов всегда будет недостаточно. Поэтому нам необходима понятная, прозрачная система принятия решений, система, позволяющая обосновывать перед федеральными органами исполнительной власти, что государству необходимо инвестировать именно в эти направления.

У правительства есть запрос на формирование полностью прозрачной и информативной схемы, при которой сразу становится понятно, какие результаты будут на первом, на втором этапах, когда будет результат от инвестиций, которые мы сегодня делаем, когда можно будет увидеть демонстратор, когда результаты исследований попадут производителям. Создание дорожных карт развития технологий – одно из ключевых направлений, которым мы в этом году продолжим заниматься.

Вообще в рамках работы по Госпрограмме подпрограмма «Наука» стоит особняком. Мы стараемся сделать ее более прикладной, сформировать механизмы трансферта результатов научных исследований и разработок в конкретные технологии, а технологий с высокой степенью готовности - в производство, чтобы в какой-то момент достигнутый результат нашел отражение в летательном аппарате, системе, агрегате.

Есть и другие задачи, которые будут в центре нашего внимания. Сегодня важно развивать меры поддержки продаж российских вертолетов. Существующие механизмы ориентированы на поддержку продаж самолетов, часть из них нужно адаптировать под вертолетную тематику. Возможно, понадобятся и новые решения.

Олег Пантелеев / АвиаПорт.ru

Теперь на создание сети складов запчастей

Минпромторг предлагает расширить господдержку послепродажного обслуживания новых российских самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100) и пока не производимого МС-21. Министерство предлагает субсидии ставок по кредитам, которые производитель самолетов – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) – должен брать на создание и поддержку сети складов запчастей по России. С 2015 года государство уже субсидировало формирование первоначального склада запчастей, на это в 2015–2016 годах предусмотрено около 1,4 млрд руб. Эксперты замечают, что в мировой практике такой меры поддержки нет, но за рубежом кредиты дешевле, а у авиапроизводителей хватает и собственных средств.

Минпромторг разработал и внес в правительство нормативный акт о госсубсидировании создания сети складов запчастей для обслуживания и ремонта авиатехники во всех регионах, где суда эксплуатируются «в круглосуточном и круглогодичном режимах», сообщил агентству «Авиапорт» заместитель главы Минпромторга Андрей Богинский. По планам министерства поддержка будет оказываться лишь на первом этапе – от трех до пяти лет,– держателем склада должен быть производитель запчастей. Господин Богинский отметил, что сейчас надо субсидировать не прямые затраты на формирование склада, а снижать кредитную нагрузку на его финансирование и поддержку. Речь идет о госсубсидировании части ставки по кредитам, которые производитель запчастей будет брать на создание сети складов.

С 2015 года существуют правила предоставления субсидий производителям самолетов на возмещение покупателям новых судов с поставкой в 2016–2022 годах, они предусматривают возмещение части затрат на формирование склада запчастей, обеспечение средствами наземного обслуживания, переподготовку персонала, сообщили «Ъ» в Минэкономики. В ОАК «Ъ» заявили, что компенсируется часть затрат на обучение экипажей, на так называемую базовую аптечку (оперативный ремонтный комплект) и средства наземного обслуживания самолета (например, трапы). Для субсидии нужно предоставить документы о фактических затратах. Под субсидии попадают производимые в ОАК SSJ 100, а впоследствии и МС-21. Правила субсидии подразумевают, что склад создается у производителя (в случае SSJ 100 – это «Гражданские самолеты Сухого» в подмосковном Жуковском).

Как пояснил «Ъ» господин Богинский, создание сети складов заложено в подпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». «Послепродажное обслуживание является очень важной составляющей выхода самолета на рынок»,– отметил чиновник, но создание таких складов в нужном количестве требует огромных инвестиций и изъятия производителем оборотных средств. Объем господдержки на реализацию этих целей основывался на расчетах предприятий. Так, размер субсидии, предоставленной в 2015 году, составил 587,6 млн руб. (на пять SSJ 100, уточнили «Ъ» в ОАК), а в 2016 году на это планируется предоставить 750 млн руб. Размер субсидий на последующие годы будет уточнен при формировании следующего федерального бюджета.

Источник «Ъ» в отрасли отметил, что для эксплуатанта новых самолетов (сейчас SSJ 100 в России есть у «Аэрофлота», «Ямала», «Якутии», «Газпром авиа») критически важно наличие «хорошо налаженной системы послепродажного обслуживания». По словам собеседника «Ъ», без четкой системы поставки запчастей суда используются только на маршрутах между двумя пунктами. Как ранее сообщал «Ъ» другой источник, знакомый с ситуацией, из-за неисправностей среднесуточный налет SSJ 100 составляет четыре–пять часов, хотя в среднем самолет такого типа должен летать не менее семи–девяти часов в сутки.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что предлагаемая мера соответствует советской практике, когда при освоении новой техники на всей маршрутной сети создавались склады запчастей во избежание простоев самолета. Тогда эту функцию брало на себя Министерство гражданской авиации, пояснил он. Но если раньше, по его словам, государство финансировало само создание склада, то сейчас обеспечивает доступность финансирования. В международной практике, замечает господин Пантелеев, подобные меры поддержки сегодня неактуальны, поскольку производитель и без субсидий имеет доступ к дешевым кредитам, а лидеры рынка имеют достаточно средств, чтобы самостоятельно наполнять склады.


Елизавета Кузнецова / «Коммерсантъ»

Министерство образования и науки Российской Федерации выделило грант в размере 37,5 млн. рублей на разработку многофункциональной нашлемной системы дополненной реальности для летчиков.

Исполнителями проекта являются Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) и РСК «МиГ», которая входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.

В работе над грантом Минобрнауки России РСК «МиГ» и МАИ создадут новые принципы и алгоритмы отображения прогнозной информации, на базе которой будет создана нашлемная система индикации. Новая технология позволит расширить круг задач пилотирования и сделать более безопасной работу летчиков в условиях дозаправки в воздухе, при огибании рельефа местности на малых высотах, в режиме взлета и посадки на авианосец, сверхкороткую полосу, а также в сложных метеоусловиях и горной местности.

«В этом году ОАК выделит около 200 млн. рублей на финансирование научных разработок МАИ для авиации. При сотрудничестве с МАИ мы не только увеличиваем подготовку студентов по авиационным специальностям, но и существенно расширяем количество и тематику опытно-конструкторских работ для действующих и перспективных проектов всех предприятий Объединенной авиастроительной корпорации», – отметил Сергей Коротков, генеральный директор РСК «МиГ», генеральный конструктор, вице-президент по инновациям ОАК. «Разработка и внедрение в промышленность новых технологий для авиастроения является одним из приоритетов для ученых и аспирантов нашего университета», – заявил, в свою очередь, декан факультета «Авиационная техника» МАИ профессор, д.т.н. Александр Ефремов.

МАИ и Корпорации «МиГ» предстоит реализовать уже второй проект в рамках Постановления №218 Правительства РФ. Первый – разработка моделирующего комплекса со стереоскопической системой визуализации (в настоящее время Корпорация «МиГ» внедряет эту технологию для тренажера пилотирования палубного истребителя МиГ-29К/КУБ) – успешно реализован в 2010–2012 годах. Участие в международных авиасалонах показало, что созданный комплекс является уникальным и не имеет мировых аналогов. Профессор Ефремов руководит обоими проектами.

Общая сумма инвестиций для создания новой технологии построения систем отображения информации – 75 млн. рублей, половина из них финансируется федеральным бюджетом, продолжительность проекта – два года. Рассматривается возможность использования технологии для всех истребителей, проектируемых и производимых КБ и заводами Объединенной авиастроительной корпорации, а также для пилотов вертолетов и операторов, управляющих другими транспортными системами.

Сообщение размещено в открытом доступе на сайте ПАО «ОАК».


По материалам ЦАМТО

В Самаре 4 апреля состоялась XIX отчетно-выборная конференция Самарской областной организации  Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности.  В ее работе приняли участие заместитель председателя Профавиа А.В. Тихомиров,   председатель Федерации профсоюзов Самарской области П.Г. Ожередов, руководитель управления оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и технологий Самарской области В.Н. Голяшев, руководители предприятий или их представители.

Для участия в конференции избрано 75 делегатов. Присутствовало 74 делегата.

С отчетным докладом на конференции выступил председатель Самарской областной организации Мельников Сергей Михайлович. Он отметил, что в структуре Самарской областной организации профсоюза состоит 11 первичных профсоюзных организаций, 19233 членов профсоюза.

За отчетный период проведены 59 заседаний президиума и 9 пленумов областного комитета профсоюза, совещания с руководителями ППО, заседания постоянно действующих комиссий областного комитета, где рассматривались актуальные вопросы по различным направлениям деятельности профсоюзной организации.

Действия Самарской областной организации профсоюза, ее членских организаций в отчетном периоде были направлены на защиту трудовых социально-экономических прав и интересов членов профсоюза, рост заработной платы, обеспечение безопасных условий труда. Большое внимание уделялось сохранению и увеличению профсоюзного членства, работе с молодежью, обучению профсоюзных кадров и актива.

С отчетным докладом контрольно-ревизионной комиссии Самарской областной организации выступила Т.Е. Гончарова, председатель комиссии. Она подробно рассказала о состоянии профсоюзного бюджета по статьям доходов и расходов, о состоянии делопроизводства областной организации профсоюза.

В прениях выступили председатели ППО ОАО «Кузнецов» С.Г. Рыбалко, ОАО «Металлист-Самара» – А.В. Баринова, ОАО «Авиакор-авиационный завод» – Б.Е. Грошев, Самарского филиала ПАО «Туполев-КБ» – А.В. Гранкин, председатель молодежного Совета областной организации Ю.В. Ермаков, председатель Федерации профсоюзов Самарской области П.Г. Ожередов, заместитель председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В.Тихомиров.

Замечаний и критики в адрес работы областного комитета не поступило. Принято постановление по отчетному докладу, работа областного комитета за отчетный период признана удовлетворительной. Председателем Самарской областной организации профсоюза единогласно избран Мельников Сергей Михайлович.

Избраны новый состав областного комитета профсоюза в составе 37 человек путем прямого делегирования с правом отзыва и замены, президиум областного комитета – 14 человек, контрольно-ревизионная комиссия – 5 человек. Избраны делегаты на XVII съезд профсоюза и кандидаты в состав ЦК профсоюза.

Всего рассмотрено 11 вопросов, по всем вопросам приняты постановления.

Самарский обком профсоюза,
г. Самара

Во Дворце культуры им. Ю. Гагарина Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» состоялась 44-я отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут». В работе конференции приняли участие генеральный директор ИАЗ – филиала ПАО «Корпорация «Иркут», вице-президент А.А. Вепрев, заместитель председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Р.В. Калякулин, директора по направлениям, 315 делегатов от цеховых профсоюзных организаций.

С отчетным докладом за отчетный период перед делегатами выступил председатель первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут» А.П. Зуев. Он осветил не только работу профкома в отчетном периоде по всем направлениям, но и обозначил проблемные моменты, касающиеся ежегодного снижения профсоюзного членства в заводской организации, интенсивности работы многих работников предприятия, вопроса заработной платы, снижения трудоемкости и т.д.

С отчетным докладом выступила председатель ревизионной комиссии профкома Е.Е. Степура, в котором она проинформировала делегатов об итогах ревизионной проверки финансовой деятельности заводской профсоюзной организации в период с апреля 2011 года по апрель 2016 года.

После двух докладов в прениях выступили делегаты конференции, которые отметили положительные моменты в работе профкома, высказали свои предложения по улучшению работы и дали оценку работы профсоюзной организации в отчетном периоде. Все предложения нашли свое отражение в постановлении конференции, которое делегаты приняли единогласно.

Председателем первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут» на очередной срок был избран Александр Петрович Зуев. Делегаты конференции единогласно избрали членов ревизионной комиссии профкома, а также утвердили Устав заводской профсоюзной организации.


Александр Якимов,
заместитель председателя первичной профсоюзной организации ПАО «Корпорация «Иркут»,
г. Иркутск

6 апреля на заседании Правительства РФ был рассмотрен законопроект об изменении формы администриров ания сбора страховых взносов.

ФНПР подготовила и разместила на своем сайте письмо Президенту РФ В.В. Путину и Позицию ФНПР по вопросу внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Департамент общественных связей ФНПР обозначил позицию российских профсоюзов и подчеркнул, что заявления подобного рода не только демонстрируют уровень некомпетентности чиновников, но и работают на разжигание социальной розни в обществе. Кроме того, передача администрирования налоговой службе приведет к разрушению системы социального страхования и нарушению прав застрахованных граждан.


Президенту
Российской Федерации
В.В. Путину

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

В соответствии с Вашим Указом от 15.01.2016 №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» Правительству Российской Федерации поручено до 1 мая 2016 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функции администрирования страховых взносов, уплачиваемых в социальные внебюджетные фонды, формированию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также обеспечить разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Указа.

В результате могут измениться концептуальные подходы к формированию и развитию системы обязательного социального страхования, возникает ряд рисков, связанных с администрированием, как в отношении работников, особенно тех, для кого установлен страховой тариф отличный от базового, так и для работодателей.

В частности, в Пенсионный фонд России вместе с платежами страхователи направляют отчетность и персональные данные. Разделение финансового и информационного потоков в предшествующие периоды серьезно осложняло работу ПФР, что в определенной степени повлияло на принятие решения об отмене единого социального налога и возврате к страховым взносам.

Реализация реформы администрирования потребует дополнительных финансовых и временных затрат компаний, органов власти и внебюджетных фондов на адаптацию систем электронной отчетности. При этом завершение реализации ряда важных для предпринимательского сообщества мероприятий (включая создание необходимой ИТ-инфраструктуры в центрах обработки данных ФНС России) запланировано на конец 2016 г. Требует тщательной подготовки и определенного подготовительного периода планируемый переход от зачетного принципа взимания взносов в ФСС России на страхование по временной нетрудоспособности и на случай материнства к прямым выплатам через отделения Фонда на местах, что, кроме прочего, неудобно для работников.

Не завершена работа по оценке величины затрат федерального бюджета на обеспечение передачи администрирования, включая разработку программного обеспечения и создание инфраструктуры, увеличение численности сотрудников ФНС России и ряд других направлений.

С учетом сложившейся в экономике ситуации отвлечение в этот период сил и средств в связи с предлагаемыми изменениями еще больше осложнит условия работы как для компаний, так и для государственных структур, вовлеченных в эту перестройку.

Несбалансированность решений по администрированию создает риски увеличения в дальнейшем фискальной нагрузки на работодателей, ряд подобных предложений был представлен федеральными органами исполнительной власти без соответствующего обсуждения с социальными партнерами.

В связи с изложенным, предлагаем при принятии необходимых для реализации Указа федеральных законов и подзаконных актов предусмотреть в них адекватный переходный период (срок вступления в силу не ранее 1 июля 2018 г.), что позволило бы бизнесу и органам власти адаптироваться к изменениям принципов администрирования, сохранить страховой характер социальной защиты работников, минимизировать риски потерь данных о застрахованных при их передаче от внебюджетных фондов уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, обеспечить снижение административной нагрузки на работодателей, а также финансовой — на федеральный бюджет.

Председатель ФНПР М.В. Шмаков
Президент РСПП А.Н. Шохин

 


Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

На заседание Правительства Российской Федерации 6 апреля 2016 года вносятся на обсуждение проекты федеральных законов: «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»; «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)», которые могут существенным образом изменить концептуальные подходы к формированию и развитию всей системы социальной защиты, включая систему социального страхования.

Изъятие функции сбора страховых взносов у страховщика создаст разрыв между доходной и расходной частями бюджетов внебюджетных фондов, и, как следствие, приведет к разбалансировке фондов системы государственного социального страхования.

Возрастает риск потери части сведений о пенсионных правах граждан, относящихся к особым категориям застрахованных лиц.В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 29.01.2016 года в соответствии со ст.35.1 ТК РФ об «Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда» рекомендовала Минфину России (А.Г.Силуанову) создать рабочую группу по подготовке проектов нормативных правовых актов по реализации Указа с участием сторон социального партнерства.

26.02.2016 года Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений предложила Минфину России ускорить создание рабочей группы для обсуждения с социальными партнерами проектов нормативных актов, разрабатываемых в целях реализации Указа, и направить в секретариат Комиссии информацию о выполнении указанного протокольного решения.

29.03.2016 года Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений указала Минфину России на неисполнение данных поручений. Тем не менее, обозначенные законопроекты вносятся на заседание Правительства Российской Федерации для рассмотрения.В связи с изложенным предлагаем снять названные законопроекты с повестки дня заседания Правительства Российской Федерации намеченного на 6 апреля 2016 года и направить их на предварительное рассмотрение в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с требованием ст.35.1 ТК РФ и п.7.1 раздела VII Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы «Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения» предусматривающих, что проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти на рассмотрение в Российскую трёхстороннюю комиссию до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации.

Председатель ФНПР М.В. Шмаков

 

Информация подготовлена по данным сайта ФНПР

В конференц-зале административного корпуса ПАО «Роствертол» 30 марта состоялась XXXIII отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации ОАО «Роствертол». Для участия в ней было избрано 176 делегатов.

Г.В. Рябоконов – директор по персоналу «ПАО «Роствертол» представил делегатам повестку дня, которая состояла из семи вопросов. Одним из них был отчет о работе профсоюзного комитета за период с март 2011 г. по март 2016 г. С отчетным докладом выступил председатель первичной профсоюзной организации предприятия С.И. Токаренко.

Он отметил, что основными направлениями работы первички были повышение качества и результативности профсоюзной деятельности, совершенствование системы социального партнерства, укрепление авторитета профсоюза. В отчетном докладе Сергей Иванович отразил все аспекты деятельности профсоюзной организации: вопросы организации, оплаты и охраны труда работников, социальные льготы и гарантии, сохранение и увеличение профсоюзного членства, социальное партнерство с работодателем; рассказал о формах работы с молодежью, о культурно-массовой работе с коллективом.

Подробный отчет о состоянии профбюджета представила председатель ревизионной комиссии И.С. Моложавенко. Основными статьями расходов профкома явились организационные, культурно-массовые и спортивные мероприятия, материальная помощь.

Далее делегаты конференции обсуждали работу профсоюзного комитета. В прениях выступили председатель комиссии по охране труда В.П. Бровиков, предцехкома механического завода А.А. Гришина, член Молодежного совета предприятия К.Ю. Чеботарев, физорг цеха № 43 К.М. Курмакаев, заместитель председателя комиссии по общественному питанию И.В. Александрова и другие.

Затем слово предоставили председателю Ростовской областной организации Профавиа В.В. Овчинникову. Он поддержал кандидатуру С.И. Токаренко для выдвижения на должность председателя ППО ОАО «Роствертол» и наградил благодарственными письмами Ростовской областной организации профсоюза за многолетний и добросовестный труд активистов профсоюзного движения Ирину Валентиновну Александрову – инженера ОГТ, заместителя председателя комиссии по общественному питанию, Щербакову Ирину Юрьевну – экономиста, председателя цеха № 15, и Гребенникову Веру Мануковну – ведущего специалиста первичной профсоюзной организации ОАО «Роствертол».

Итогом конференции стала объективная оценка работы профсоюзной организации «Роствертол» и признание работы профсоюзного комитета за отчетный период удовлетворительной. Председателем единогласно вновь избран С.И. Токаренко, выбран новый состав профсоюзного комитета путем прямого делегирования с правом замены и отзыва в количестве 25 человек, а также делегаты на XX отчетно-выборную конференцию областной организации профсоюза.


Людмила Никитина,
инструктор профкома ПАО «Роствертол»,
г. Ростов-на-Дону

Холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) оснастит экспортные версии многоцелевых вертолетов Ми-171Ш и Ми-17-В5, тяжелого транспортного Ми-26Т2, ударных Ми-28НЭ и Ка-52 новейшими бортовыми комплексами обороны «Президент-С». Благодаря этому вертолеты российского производства станут недосягаемы для ПЗРК и ракет класса «воздух-воздух».

Усиление террористической угрозы, появление у боевиков и террористов большого количества ПЗРК угрожают безопасным полетам вертолетной техники. Нестабильная международная обстановка диктует необходимость постоянной модернизации вертолетов и их оснащения современными средствами защиты для полета в потенциально опасных зонах.

«Российские вертолеты всегда доказывали свою эффективность в реальных боевых условиях. Холдинг «Вертолеты России» работает над совершенствованием своей техники, постоянно модернизируя ее и оснащая бортовым оборудованием нового поколения. Установка «Президент-С» защитит наши вертолеты от поражения ПЗРК противника и обеспечит высокий уровень безопасности полетов», – заявил во время посещения нового предприятия радио-электронной промышленности «Стелла-К» генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев.

Уже в 2016 году 12 поставляемых вертолетов для иностранных заказчиков будут оснащены комплексом «Президент-С». Кроме того, в 2017 году установка бортового комплекса запланирована на Ми-28НЭ «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор».

Комплекс «Президент-С» показал свою эффективность во время испытаний. Когда из ПЗРК обстреливались вертолеты, благодаря новому комплексу бортовой обороны, ни одна из ракет не поразила цель.

Комплексом «Президент-С» могут оснащаться и вертолеты для первых лиц государств.

В настоящее время на Московском вертолетном заводе им М.Л. Миля уже успешно проходит испытания вертолет Ми-171Ш, принадлежащий одной из зарубежных стран, обладающий, в том числе, интегрированным в состав машины комплексом «Президент-С». После проведенных испытаний специалистами холдинга «Вертолеты России» и КРЭТ будет выполнена модернизация крупной серии Ми-171Ш непосредственно на базе инозаказчика.

Установка современного высокоэффективного бортового комплекса обороны «Президент-С» будет проводиться не только на новые вертолеты в рамках поставочных контрактов, но станет важной составляющей программы модернизации вертолетной техники в интересах инозаказчиков проводимой совместно с КРЭТ.

В состав БКО «Президент-С» входят аппаратура обнаружения лазерного облучения, ультрафиолетовый пеленгатор факта пуска ракет, станция оптико-электронного подавления, устройства выброса ложных тепловых целей и система управления комплексом. Конструктивно аппаратура БКО «Президент-С» выполнена в виде блоков (станций), которые могут размещаться как внутри фюзеляжа вертолета, так и на внешних узлах крепления.


По материалам АО «Вертолеты России»

В этот день на машиностроительном заводе имени М.И. Калинина ярко, по-юбилейному был украшен малярный участок цеха: праздничные плакаты, шары, цветы, скамейки, и все это – для героев-юбиляров, почетных гостей: ветеранов цеха, его работников. Повод торжественный: механическому цеху исполнилось 50 лет.

Поздравил коллектив начальник цеха А.П. Чащин и вручил ряду работников почетные грамоты и благодарственные письма ПАО «МЗиК».

С поздравлением выступили и председатель первичной профсоюзной организации предприятия М.С. Никитина, председатель Совета молодежи О.А. Каменских. Профком подготовил поздравительный адрес и грамоты профактиву цеха. Особые слова благодарности прозвучали в адрес председателя цехового комитета О.В. Володиной.

В завершение праздника перед собравшимися выступили с концертом лауреаты XII заводского фестиваля искусств.


Профком первичной профсоюзной организации «МЗиК»,
г. Екатеринбург