- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
В минувший вторник, 12 апреля, на саратовском предприятии ООО «СЭПО-ЗЭМ» состоялась пресс-конференция директора ООО «СЭПО-ЗЭМ» Е.П. Резника для расширенного состава профсоюзного актива и общественности. Директор подвел итоги работы завода за 2015 год, рассказал о перспективах развития производства в этом году и задачах, которые предстоит выполнить коллективу.
Подобные встречи давно стали доброй традицией. Благодаря таким мероприятиям каждый активист профсоюзного движения может из первых уст узнать о том, что ждет предприятие, какие меры социальной поддержки сохранятся в этом году.
В этот раз Е.П. Резник несколько подробнее остановился на непростой ситуации, сложившейся в российской экономике и затронувшей многие заводы авиационной промышленности. Вместе с тем, директор отметил, что администрация ООО «СЭПО-ЗЭМ» в последние годы выстраивает концепцию работы завода с таким учетом, чтобы оперативно реагировать на все изменения конъюнктуры рынка и сглаживать острые моменты. Главная цель, которая сейчас, как, впрочем, и всегда, стоит перед руководством, – сделать все возможное, чтобы коллектив не ощущал колебаний, которые происходят во внешнем мире и которые создают достаточно проблем для реального сектора экономики.
Доказательство правильности шагов в этом направлении – достаточно прочные позиции среди предприятий авиационной промышленности. Сегодня ООО «СЭПО-ЗЭМ» серьезно участвует в производстве агрегатов 4-го и 5-го поколений для двигателей боевых самолетов. Вместе с тем заводу удается сохранять и развивать и еще одно направление – производство брендовых холодильников и морозильников «Саратов». Многие из предприятий, которые с 1951 года вместе с СЭПО создавали отечественные «фабрики домашнего холода», давно канули в Лету. К примеру, остался в советских временах московский завод ЗИЛ, а также оренбургский завод, производивший холодильники «Орск». Не лучше дела обстоят у современного «Стинола», который не смог противостоять инфляционным процессам российской экономики. Несмотря на весь этот негатив, СЭПО, являясь пионером в этой отрасли, достаточно успешно развивает производство холодильников «Саратов», переводя его на современные стандарты экологической безопасности – на компоненты, не разрушающие озоновый слой.
Т. Маранцева,
специалист по информационной работе Саратовской региональной организации Профавиа,
г. Саратов
- Подробности
- Категория: Основные
В середине апреля состоялся XII пленум Центрального комитета Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности и связанные с ним мероприятия. Пленум проходил в поселке Дубровском в Учебном центре Московского областного объединения организаций профсоюзов под руководством председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Н.К. Соловьева.
В преддверии пленума прошли заседания постоянных комиссий ЦК профсоюза, Молодежного совета Профавиа, учеба выбранного и приглашенного профактива, совещание с председателями территориальных организаций профсоюза и первичек «прямого подчинения».
Состоялось заседание президиума ЦК Профавиа. В числе рассмотренных вопросов – о материалах, вносимых на обсуждение XII пленума Центрального комитета, об участии профсоюза в первомайской акции в текущем году, об итогах статистической отчетности за минувший год, о деятельности организаций профсоюза по социальной поддержке и защите прав работников предприятий авиационной промышленности и ряд других.
Президиум утвердил итоги конкурсов: на звание «Лучший уполномоченный по охране труда Профавиа» и «Лучший технический инспектор труда Профавиа» в 2015 году, на лучший сайт Профавиа по итогам 2015 г., IV открытого республиканского фестиваля авторской песни памяти А.И. Мельникова, на разработку эмблемы фестиваля художественного самодеятельного творчества «Чаепитие в Вятке».
14 апреля состоялся пленум Центрального комитета профсоюза. В числе основных вопросов, рассмотренных его участниками, были «О ходе отчетно-выборной кампании в организациях профсоюза и подготовке XVII съезда профсоюза», «Об участии Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности в работе по реорганизации профсоюзов оборонно-промышленного и машиностроительного комплексов Российской Федерации».
После длительной дискуссии по второму вопросу пленум подавляющим большинством голосов принял решение выйти из процесса реорганизации названных профсоюзов по причинам, изложенным в соответствующем постановлении.
Пленум обсудил также итоги ревизии деятельности ЦК профсоюза за минувший год, присуждение премий профсоюза и имени А.Ф. Бреусова за 2015 год, ход выполнения предложений и критических замечаний, высказанных участниками пленумов ЦК профсоюза за период с 2011 по 2015 годы.
В завершение работы пленума председатель профессионального союза Н.К. Соловьев вручил награды победителям конкурсов.
Отдел информационной работы ЦК Профавиа
/Другие фотографии этого мероприятия находятся здесь./
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
В апреле в зале заседаний Электрогенераторного завода прошла очередная встреча генерального директора, депутата Госсовета УР С.В. Мусинова с молодежным активом предприятия.
Такие встречи, во время которых директор завода и депутат республиканского парламента в шаговой доступности, готов к диалогу и отвечает на все интересующие заводскую молодежь вопросы, давно уже стали традиционными. Количество задаваемых директору вопросов с каждым разом все больше. Это говорит о хорошей динамике жизни предприятия, о стремлении молодых заводчан быть на передовой линии этой жизни, о желании генерального директора доверять молодым и вовлекать их не только в производственные, но и в социальные и общественные процессы завода.
Молодых людей интересовали вопросы о новых технологиях, которые внедряются на предприятии, изменениях в социальной жизни завода, вопросы о молодежных программах, а также они внесли ряд предложений по улучшению работы предприятия. Как депутату Госсовета УР вопросов С.В. Мусинову задавали не меньше. Это были вопросы, связанные с ремонтом действующих дорог, постройкой новых объездных, просьбы о регулировании общественного порядка и наболевшие проблемы, связанные с оптимизацией медицины в г. Сарапул.
Некоторые из вопросов от молодых работников завода направлялись непосредственно в администрацию г. Сарапула, что помогло получить ответы непосредственно от главы города.
К. Пылаева, В. Чухланцева,
профком ОАО «СЭГЗ»,
г. Сарапул
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Завод «Авиастар» передаст в 2016 году два самолета Ту-204 для управления делами президента России, всего завод выпустит четыре самолета этой модели, сообщил РИА Новости врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов.
«На «Авиастар-СП» изготавливаются и обслуживаются самолеты семейства Ту-204 – пассажирские и грузовые версии. В этом году завод планирует передать 4 воздушных судна, два из которых – в СЛО «Россия» Управления делами президента страны», – сказал Морозов.
Ту-204 – среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный в конце 1980-х в ОКБ Туполева для замены пассажирского самолета Ту-154. Производится на Ульяновском заводе «Авиастар-СП». Крупнейшим эксплуатантом этих самолетов является авиакомпания Red Wings, в парке которой восемь лайнеров, еще три самолета семейства Ту-204 находится в парке прекратившей свою работу в 2015 году авиакомпании «Трансаэро».
АО «Авиастар-СП» специализируется на производстве транспортных самолетов Ил-76МД-90А, пассажирских и грузовых самолетов семейства Ту-204, сервисном обслуживании транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание авиационной техники. Кроме того, на предприятии ведется монтаж интерьеров и отработка систем самолетов семейства Sukhoi Superjet-100. «Авиастар-СП» также участвует в кооперации по производству нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
По материалам РИА Новости
- Подробности
- Категория: Основные
11 апреля 2016 года в офисе Объединенной авиастроительной корпорации под председательством Н.К. Соловьева – председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности состоялось заседание Координационного совета профсоюза по взаимодействию с ПАО «ОАК», в котором приняли участие представители кадровых служб крупнейших КБ и предприятий, председатели первичных профсоюзных организаций предприятий, входящих в Корпорацию.
С информацией о результатах деятельности Корпорации в 2015 году и дальнейшей перспективе развития выступил Ю.Б. Слюсарь – президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
Среди приоритетов кадровой политики в 2015 году Корпорации было отмечено развитие технических и инженерных компетенций сотрудников и создание привлекательных условий труда для привлечения и удержания как молодых, так и высококвалифицированных кадров.
«Важно отметить, что на ключевых предприятиях мы сохранили прием на рабочие и инженерные должности высококлассных специалистов. Удержание профессиональных сотрудников и программы подготовки – один из приоритетов кадровой политики нашего холдинга», – отметил президент ОАК Юрий Слюсарь.
Благодаря стабильной загрузке предприятий в прошлом году на заводы и конструкторские бюро приняли на работу свыше 1500 инженеров-конструкторов и инженеров-технологов, а также свыше 4500 основных производственных рабочих. Сегодня на предприятиях холдинга работает 112 тыс. чел., из них свыше 11 тыс. чел. – на авиаремонтных заводах Корпорации.
Рост средней заработной платы в целом на всех предприятиях группы в 2015 году составил 9,9 %, а на предприятиях, имеющих первичные профсоюзные организации Профавиа – 11,4 %. Уровень средней заработной платы работников большинства предприятий Корпорации соответствует аналогичному показателю в географическом регионе либо превышает его.
По итогам года удалось добиться омоложения сотрудников – сегодня средний возраст работающих на предприятиях ОАК – 43,6 лет, за год доля сотрудников до сорока лет выросла с 44,6 до 46,1 %. Омоложение коллектива происходит в том числе благодаря привлечению к проектам по созданию ближнемагистральных самолетов SSJ100 и среднемагистрального лайнера МС-21, работе над заказами в интересах военно-космических сил молодых рабочих и инженеров, распространению на всех предприятиях цифровых технологий.
Среди приоритетов кадровой политики корпорации в этом году – развитие системы мотивации на предприятиях ОАК, создание корпоративного кадрового резерва (оценка, отбор, подготовка, расстановка и ротация резервистов), развитие социальных программ.
ОАК модернизирует семь корпоративных баз отдыха, в том числе, несколько из них – в Крыму. Ежегодно только на этих площадках смогут отдыхать свыше 5000 сотрудников и членов их семей.
Директор Департамента управления персоналом С.А. Диркова изложила ход выполнения Корпоративного соглашения. Рассматривался порядок заключения нового соглашения на предстоящий период, а также целесообразность продления действующего соглашения.
Н.К. Соловьев отметил, что «…каждый работник несет ответственность за предприятие, за результаты его деятельности. Авиационная промышленность в условиях кризиса продолжает работать, получать заказы как по военной, так и по гражданской тематике – и на это надо ответить эффективным производительным трудом».
Президент ПАО «ОАК» и председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности подписали Соглашение о взаимодействии, отражающее порядок и принципы сотрудничества сторон социального партнерства.
Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профавиа
/Другие фотографии этого мероприятия находятся здесь./
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Доля работников в возрасте до 40 лет на предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) увеличилась в течение 2015 года с 44 до 46 проц., заявил президент ОАК Юрий Слюсарь, выступая на третьем съезде Союза авиапроизводителей 15 апреля в подмосковном Жуковском.
В течение года 34 тыс. сотрудников повысили квалификацию, а доля работников с высшим образованием выросла с 41 до 43 проц. – сообщил глава ОАК, пояснив, что это результаты целенаправленной работы по привлечению и удержанию молодых кадров, проводимой на предприятиях корпорации. «Зарплата сотрудников выросла в среднем на 10 проц., благодаря чему наши предприятия сохраняют положение лучших работодателей в регионах, где мы работаем», – отметил он.
Юрий Слюсарь рассказал об идущем в ОАК корпоративном строительстве в целях формирования вертикально-интегрированной структуры. «Мы проходим тот же путь, что двигателисты и вертолетчики», – сказал он. В то же время, он отметил что «решение одной из задач – реорганизация индустриальной модели ОАК – идет недостаточными темпами».
Касаясь других процессов, идущих в корпорации, Юрий Слюсарь сказал об интеграции в ОАК авиаремонтных заводов, которые в 2015 году выполнили рекордный объем производства: проведен ремонт и модернизация 175 воздушных судов. «Это был знаковый год с точки зрения разворачивания нашей авиаремонтной компетенции», – подчеркнул он.
Президент ОАК отметил возрастающее значение продаж военных самолетов на внешний рынок по линии международного военно-технического сотрудничества. «Большое влияние оказала демонстрация возможностей наших самолетов в Сирии, ведь одно дело видеть самолеты в ходе учебных мероприятий, а другое – в ходе боевого применения». По его мнению, высокий потенциал для внешнего рынка имеет Ил-76МД-90А. «Среди наших задач – вывод этого самолета на ритмичное серийное производство», – сказал глава ОАК.
Другим важным проектом в транспортной авиации Юрий Слюсарь назвал создание легкого военно-транспортного самолета Ил-112, который «мы должны поднять в Воронеже уже в будущем году». Среди планов он упомянул также проектирование среднего военно-транспортного самолета и определение облика семейства сверхтяжелых дальних военно-транспортных самолетов.
Отдельной «беспрецедентной задачей» является создание модернизированного бомбардировщика на базе Ту-160, так как «проект подобного масштаба не реализовывался с советских времен».
Для Объединенной авиастроительной корпорации остается актуальной задача увеличения к 2025 году до 50 проц. доли выручки, поступающей от реализации гражданской продукции. Среди ключевых мер по решению этой задачи Юрий Слюсарь назвал интенсификацию не только внутренних, но и экспортных поставок гражданских воздушных судов. «Нам нужно уметь продавать самолеты, в том числе на внешних рынках, даже в условиях осложнившейся внешнеполитической обстановки», – подчеркнул он.
«Нам есть чем гордиться, потому что наш самолет лучше текущих версий конкурентов», – сказал Юрий Слюсарь о самолете Sukhoi Superjet 100. Отметив, что произведено уже более 100 таких воздушных судов, Юрий Слюсарь рассказал о планах по увеличению объемов их производства с 2017 года и по разработке удлиненной версии SSJ100 для расширения рыночного потенциала этого воздушного судна.
Глава ОАК также напомнил, что на нынешний год намечена выкатка нового ближне-среднемагистрального самолета МС-21. Уникальная технология композитного крыла и другие технологии, примененные при создании этого самолета, обсуждаются и в рамках работы по созданию широкофюзеляжного самолета совместно с Китаем. Сообщение размещено в открытом доступе на сайте ПАО «ОАК».
По материалам ЦАМТО
- Подробности
- Категория: Основные
13 апреля на заседании президиума ЦК профсоюза подведены итоги конкурса на разработку эмблемы фестиваля художественного самодеятельного творчества «Чаепитие в Вятке».
Конкурс проводился с ноября 2015 г. по март 2016 г. Цель конкурса – разработка символики фестиваля, задача конкурса – укрепление положительного имиджа профсоюза, в том числе при проведении отраслевых культурно – массовых мероприятий. В конкурсе приняли участие 15 работ. Жюри отметило художественный уровень многих работ, заинтересовала и оригинальность изобразительных приемов участников конкурса.
Теперь у фестиваля художественной самодеятельности «Чаепитие в Вятке» есть официальная эмблема.
Мы благодарим всех участников конкурса за творческий подход, и надеемся на скорую встречу на фестивале.
Победители получат Дипломы ЦК профсоюза и денежные премии.
Отдел социальных гарантий ЦК Профавиа
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
14 – 15 апреля на ПАО «НПО «Сатурн» проходил конкурс профессионального мастерства по профессии «Оператор/наладчик токарных/фрезерных станков с программным управлением». В этом году конкурс был посвящен 100-летию предприятия.
Надо сказать, что год от года стремление попасть на заводской конкурс, а, следовательно, и конкуренция возрастают. Как говорят сами участники, выступление в таком формате – это возможность приобрести дополнительные знания, сравнить с товарищами свою квалификацию, проявить весь комплекс личных навыков и качеств в экстремальной обстановке. Немаловажным для молодых специалистов является и материальное поощрение. Кроме весьма внушительных подарков за призовые места, победители получают на целый год ежемесячную прибавку к заработной плате: за первое место – 3000 руб., за второе – 2000 руб., за третье – 1000 руб.
Для предприятия проведение конкурса – это возможность поднять престиж рабочих профессий, выявить лучших специалистов, повысить профессиональную подготовку рабочих. Поэтому в экспертную комиссию и оргкомитет конкурса традиционно входят управляющий директор, директор по персоналу, директора предприятий, входящих в объединение, главные специалисты.
После жеребьевки, которая разбила 16 конкурсантов на 4 подгруппы, первая пятерка получила команду «приступить к работе». Стоит отметить, что квалификация и опыт работы у ребят разный: кто-то имеет пока 3 разряд, а кто-то 6, кто-то прибыл на конкурс в первый раз, а кто-то выступал уже на региональных и корпоративных чемпионатах.
На выполнение задания каждой группе отводилось 3,5 часа. За это время конкурсант должен был изучить чертеж, разработать технологию, подобрать инструмент, написать и ввести программу на пульт оператора, изготовить деталь и убрать свое рабочее место.
Два дня шла напряженная работа. Отлично подготовленное оборудование, продуманная организация соревнований, высококвалифицированные специалисты – наставники и контролеры позволили ребятам полностью сосредоточиться на выполнении заданий. К сожалению, не всем удалось получить годную деталь. Но конкурс на то и конкурс! Победители получили из рук директора по персоналу Д.В. Барвинка дипломы и ценные подарки. Желая дальнейших успехов в работе всем участникам, Дмитрий Валерьевич сказал, что в следующем году дополнительные баллы получат те, кто состоит в профсоюзной организации и принимает активное участие в ее работе.
Победителями в конкурсе стали:
- по профессии «Оператор/наладчик токарных станков с программным управлением»:
1 место – Александр Соловьев, оператор станков с ПУ 4 разряда, цех № 767;
2 место – Иван Зорин, оператор станков с ПУ 5 разряда, цех № 711;
3 место – Александр Поповичев, оператор станков с ПУ 4 разряда, корпус № 12;
- по профессии «Оператор/наладчик фрезерных станков с программным управлением»:
1 место – Александр Большаков, оператор станков с ПУ 5 разряда, корпус № 57;
2 место – Егор Текотов, оператор станков с ПУ 5 разряда, цех № 794.
Общая победа в этот раз досталась коллективу Опытного завода.
А.С. Калинин,
профорганизатор по информационной работе ППО ОАО «НПО «Сатурн»,
г. Рыбинск
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
С 8 по 10 апреля в Уфе, на базе гостиничного комплекса «Тан», прошел семинар для молодого профактива Ассоциации организаций профсоюзов машиностроительных отраслей промышленности РБ. В этом году участниками мероприятия стали 65 молодых активистов – представители 18 предприятий и организаций отраслей из различных городов республики.
Открыл семинар председатель Совета молодежи Ассоциации организаций МОП РБ Николай Пластун, который отметил острую нехватку подготовленных молодых активистов в кадровом резерве и низкую активность молодежи на местах.
От слов – к делу. Сразу же после приветствия, ребята прослушали лекцию специалиста по информационной работе РОБ «Роспрофавиа» Оксаны Дроновой «Структура профсоюза. Информационная работа в профсоюзах». Позднее участники разделились на группы, чтобы выполнить ряд практических заданий по способам передачи информации.
Второй день семинара начался с обучающей лекции «Права молодежи в сфере труда», которая также продолжилась деловой игрой под руководством кандидата социологических наук Рили Салахутдиновой. Разбившимся на группы «Работодатели» и «Профсоюз» участникам пришлось применить все имеющиеся и полученные знания, навыки делового общения, чтобы успешно «заключить» Коллективный договор.
Коучинг (англ. coaching) – метод обучения, в процессе которого человек, называющийся «коуч» или «коучер», помогает слушателям достичь некоторых четко определенных жизненных или профессиональных целях. Профессиональный коучинг включает такие техники как наводящее перефразирование, слушание, задавание вопросов, уточнение, которые помогают обучающемуся изменить перспективу и увидеть новые подходы к достижению желаемой цели. |
Самой же объемной и увлекательной частью мероприятия стала лекция-игра профессионального коучера* Павла Качагина «Развитие команды. Стратегическое планирование. Искусство управления», в процессе которой молодые активисты изучили не только азы командной работы, но и научились выявлять комфортное состояние для членов профсоюза.
Вечером состоялось расширенное заседание Совета молодежи Ассоциации организаций МОП РБ, где были рассмотрены вопросы о проведении грядущих первомайских праздников и акций, а также будущих совместных мероприятий. Завершился семинар выборами нового состава и председателя Совета молодежи РОБ «Роспрофавиа», которым была избрана Лена Ахметова (ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение») и встречей молодежи с профсоюзными руководителями.
Председатель профсоюза машиностроителей РБ Лариса Тянутова рассказала ребятам о содержании молодежного раздела Республиканского отраслевого соглашения на 2014–2016 гг., о разработке соглашения на новый период и призвала молодежь предприятий принять активное участие в его формировании и внести свои предложения. Председатель РОБ «Роспрофавиа» Роман Калякулин ответил на интересующие молодежь вопросы.
Отзывы участников:
– Было интересно узнать о различных методах управления людьми, дать волю своей фантазии, поиграть в деловые игры и принять участие в тренинге по развитию команды. На семинаре были затронуты актуальные вопросы о правах молодежи в сфере труда. Получила море эмоций и полезной информации. И если в пятницу мы были еще каждый сам по себе, то в воскресенье утром стали одной большой командой, сплоченной одной целью – Профсоюз! Огромное спасибо руководству Ассоциации и отдельно Пластуну Николаю – председателю молодежи Ассоциации за хороший и интересный семинар.
Ольга Разяпова, председатель Совета молодежи ОАО «Мелеузовский завод металлоконструкций»
– Обучение в форме тренинга дает свои результаты, так как есть возможность закрепить приобретенную информацию на практике. Да и работа в группах сближает, мы приобрели новых товарищей. А тема тренинга была подобрана очень интересная и актуальная. Искусство управления и общения с людьми – это то, что необходимо для нашей молодежи.
Лена Ахметова, председатель Совета молодежи ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»
О. Дронова,
ведущий специалист по информационной работе рескома РОБ «Роспрофавиа»,
г. Уфа
- Подробности
- Категория: Организаций профсоюза
Профсоюзная организация ПАО «Тамбовский завод «Электроприбор» постоянно ведет работу по поиску новых форм мотивации профчленства, учитывая интересы разных категорий работников. Для молодых и активных профком уже проводил соревнования по боулингу, картингу, лазертагу. Теперь очередь дошла и до пейнтбола. Желание сыграть именно в эту игру исходило от наших работников давно; можно сказать, что эта игра была долгожданной, так как несколько раз она откладывалась. К тому же, пейнтбол стал первым мероприятием после прошедшей 23 марта отчетно-выборной конференции нашей профорганизации.
Игра состоялась в субботу 16 апреля в клубе «Factory». В ней приняли участие около 40 членов профсоюза. Ребят поделили на пять команд. Игрокам предстояло сыграть в три различные стратегии: классическую игру на выбывание, захват флага и оборону замка. В итоге за три часа участники израсходовали 12 тысяч шариков, получили массу позитивных эмоций и зарядились прекрасным настроением на выходные.
Сергей Пудовкин,
ответственный за информационную работу ППО ПАО «Электроприбор»,
г. Тамбов
- Подробности
- Категория: Российской авиации
Где искать доноров для отечественного вертолетостроения
Попытки российского монополиста в производстве вертолетной техники АО «Вертолеты России» диверсифицировать свою производственную линейку и выйти с коммерчески успешными машинами на гражданский рынок пока можно признать скорее неудачными. В перспективах коммерческого вертолетостроения в России разбиралась «Лента.ру».
Постановка вопроса
В августе 2013 года на положение дел в этой сфере обратил внимание президент России Владимир Путин.
«По гражданскому вертолетостроению у нас, как часто говорится, неиспользованные резервы (имея в виду развитый сектор военного вертолетостроения – прим. «Ленты.ру»). Очевидно, что нам нужно серьезно подтягивать этот сектор, чтобы обеспечить сбалансированное развитие отрасли», – отметил глава государства.
На исправление ситуации решено выделить около 36 миллиардов рублей, которые должны быть освоены в рамках двух федеральных целевых программ: ФЦП по развитию гражданской и авиационной техники до 2015 года и ФЦП по развитию авиации до 2025 года.
«Важно, чтобы эти ресурсы сработали максимально результативно», – пояснил президент, упомянув также необходимость ритмичного финансирования. Итоговая задача сформулирована следующим образом: «существенно увеличить объемы выпуска и поставок гражданской вертолетной техники как на экспорт, так и для собственных нужд».
«Отечественные разработки должны соответствовать самым современным требованиям к конструкциям, технологиям и материалам. Нужно тщательно анализировать рекламации и своевременно устранять недочеты», – подчеркнул глава государства, напомнив, что мировые лидеры вертолетостроения также не собираются стоять на месте.
Прошло больше двух лет, но ситуация к лучшему не меняется. Более того, ни одна из отечественных программ разработки новых гражданских вертолетов пока так и не показала видимого результата.
В 2012 году холдинг «Вертолеты России» заключил экспортный контракт с бразильской авиакомпанией Atlas Taxi Aereo на поставку новейшего российского среднего вертолета Ка-62. В соответствии с условиями контракта семь вертолетов полагалось поставить не позднее первого квартала 2016 года.
Однако программа еще далека не только от поставок, но и от сертификации. Более того, первый полет машины, который должен был состояться до конца 2015 года, также пока не выполнен. Нужно отметить, что разработка гражданского вертолета Ка-62 фактически похоронила под собой военную программу Ка-60 – хотя вертолет этой размерности необходим вооруженным силам, которые после вывода из эксплуатации в начале 80-х вертолетов типа Ми-4 уже более 30 лет остаются без машины «полусреднего» класса. ВВС России закрывают этот класс ветераном Ми-8/17, однако эта машина, созданная более 50 лет назад, во-первых, избыточна по массе и мощности для значительной части задач, а во-вторых, практически исчерпала резервы для модернизации. Это не означает, что Ми-8/17 не имеют рыночных перспектив – но ниша этого вертолета за пределами третьего мира сужается.
В мае 2015 года заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Богинский заявил, что сертификация нового среднего вертолета Ка-62, планировавшаяся на 2014 год, перенесена на 2017-й.
Таким образом, на сегодняшний день «Вертолеты России» остаются только с одной перспективной программой среднетяжелого многоцелевого вертолета Ми-38, который получил сертификат типа 30 декабря 2015 года. Серийное производство запускается в этом году, хотя спрос на Ми-38 также пока не ясен.
Гражданский рынок нуждается совсем в других машинах. Несмотря на кризис в экономике, российский рынок демонстрирует устойчивый спрос на легкие и средние вертолеты, но в данный момент «Вертолеты России» удовлетворить этот спрос не в состоянии.
Рынок иномарок
В отсутствие отечественного предложения в данном сегменте за рынок ведут борьбу ведущие западные производители.
Уже к 2012 году доля иностранных вертолетов в России достигла 16 процентов. На рынок поступал практически один импорт. Так, в 2012-м коммерческий вертолетный парк страны пополнился 121 машиной, из которых только две были российского производства. Покупателями отечественных машин в последние несколько лет выступают почти исключительно госструктуры – Минобороны, МЧС, ФСБ, МВД и другие ведомства.
Сейчас в России эксплуатируется около 100 американских вертолетов Robinson R66. В 2014 году официальный российский дилер бренда Robinson, компания «Хелипорт Истра» обеспечила не менее 15 процентов мировых продаж машины. А в феврале 2016-го в Россию впервые поступил вертолет Robinson R66 с автопилотом. После сборки на авиационно-технической базе «Хелипорт Истра» машина приступит к сертификационным испытаниям.
Как сообщает деловой авиационный портал «Авиатранспортное обозрение», в декабре 2015 года Jet Transfer – официальный дилер американской компании Bell Helicopter – передала два легких двухдвигательных вертолета Bell-429 неназванным российским клиентам. Обе машины предназначены для корпоративных целей, их эксплуатация должна была начаться до конца 2015 года.
В России эксплуатируется уже более 20 вертолетов Bell-429.
Осуществляя прямые поставки на российский рынок, западные компании в целях оптимизации таможенных платежей и сокращения издержек постепенно переходят к организации сборочного производства наиболее востребованных моделей на территории России.
Так, в рамках договора между Bell Helicopter и Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА) создана сборочная линия по производству вертолета Bell-407. Согласно договоренностям, Bell Helicopter предоставляет техническое обеспечение, нематериальные активы в виде интеллектуальной собственности, а УЗГА должен получить разрешение на производство от АР МАК. 28 декабря 2015 года завершились летные испытания первого собранного на УЗГА вертолета Bell-407.
Европейские производители вертолетов также активно пытаются закрепиться на российском рынке. В 2015 году в рамках московского заседания Франко-российского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (CEFIC) между УЗГА и компанией Airbus Helicopters S.A.S было заключено лицензионное соглашение на производство в России вертолетов H135.
Первые легкие вертолеты Airbus Helicopters H135, сборку которых наладят на УЗГА, поступят заказчикам в 2017 году. Ежегодно до 2031 года планируется выпускать по четыре машины.
Кроме того, помимо самих вертолетов, на предприятии планируется организовать выпуск турбовальных двигателей Snecma Arrius 2B2Plus для Airbus Helicopters H135.
Считать эту программу выполнением президентского поручения трудно: малосерийная сборка без передачи технологий и права экспортировать машины в третьи страны не дает отечественной промышленности ничего.
Государственные структуры также переходят на технику европейских производителей. В частности, в прошлом году администрация Приморского края приобрела два легких Eurocopter AS-350B3e, оснащенных медицинскими модулями, и уже определила эксплуатанта новых бортов.
Еще в 2012-м «Вертолеты России» создали в Московской области предприятие ЗАО «ХелиВерт» для сборки AW139 – вертолета компании AgustaWestland, вертолетного подразделения итальянского концерна Finmeccanica. В декабре того же года первый вертолет местной сборки поднялся в воздух.
Предполагается, что в дальнейшем одним из акционеров «ХелиВерт» станет «Роснефть», которая еще недавно собиралась до 2025 года заказать не менее 160 новейших офшорных вертолетов AW189. Планировалось, что вертолеты соберут в том числе на территории России, а степень локализации в ходе исполнения контракта может достичь 50 процентов. Однако в начале этого года «Роснефть» заморозила проект в связи с низкими ценами на черное золото.
Учитывая существенное отставание холдинга «Вертолеты России», а также неоднократные срывы сроков по разработке и производству наиболее востребованных типов вертолетов для гражданского сектора, возникает обоснованный вопрос в целесообразности продолжения бюджетного финансирования гражданской программы Ка-62, на которую к настоящему моменту уже потрачено порядка 3 миллиардов рублей.
А ведь конкурировать российскому перспективному среднему вертолету предстоит с наиболее коммерчески успешной европейской машиной AW139, широко эксплуатируемой, в том числе, и в России.
Поиск разработчика
В сложившихся условиях представляется разумным сконцентрировать бюджетное и внебюджетное финансирование на завершении сертификационных испытаний и скорейшем развертывании серийного производства среднетяжелого вертолета Ми-38 и дальнейших ОКР по перспективному скоростному вертолету. Ми-38 – единственный отечественный вертолет, который можно запустить в серию без закупки критически важных узлов и агрегатов за рубежом. Проблемы этой машины, связанные с недостаточной мощностью двигателя и малым назначенным ресурсом, могут быть решены в процессе опытной эксплуатации и доводки. Ми-38 имеет все шансы достичь характеристик, востребованных на мировом рынке для машин этого класса (типа EH-101). В перспективе, однако, необходимо наращивание возможностей КБ и промышленности за счет реализации программы скоростного вертолета.
Кроме того, учитывая текущие наработки по программе Ка-62, необходимо все-таки задуматься над будущим армейской авиации и рассмотреть возможность перепроектирования многоцелевого военно-транспортного вертолета Ка-60 на новом техническом уровне, причем как для армейской авиации, так и для авиации ВМФ, включая вертолет корабельного базирования.
Когда проектирование многоцелевого вертолета затягивается на десятилетие, выходом из ситуации может быть привлечение в Россию западных производителей вертолетной техники с увязыванием контрактов и преференций на российском рынке с трансфером технологий, офсетными программами по аналогии с индийской Make in India.
Западный опыт показывает, что небольшие динамичные конструкторские коллективы способны в кратчайшие сроки за счет привлечения частных инвестиций создать конкурентный продукт. Однако большинство проектов в этой области не доходят до значимых вех в своем развитии в силу недостатка финансирования или технологической экспертизы. Исключение – швейцарская компания Marenco Swisshelicopter. Первый ее вертолет SKYe SH09 успешно совершил тестовый полет в октябре 2014 года – через 5 лет после начала разработки модели. Благодаря профессиональному подходу к процессу сертификации (у компании есть отдельный офис в Германии, занимающийся постоянной работой с регулирующими органами), вертолет разрабатывается в полном соответствии с сертификационными требованиями международных авиационных регуляторов и, по утверждению производителя, будет готов к запуску в серийное производство в конце 2016 года.
Проект уже закрепил свой технологический успех и в коммерческом поле: на последней вертолетной выставке HeliExpo 2016 компания объявила о пяти подписанных контрактах на продажу, вдобавок к более чем 80 LOI (Letter of Intent, «письмо о намерениях»).
Существенное преимущество этой машины – используемый при ее изготовлении метод «интегрированной сборки». Производитель получает от подрядчиков практически все комплектующие, оставляя за собой лишь финальную сборку. Фактически завод сводится к ЦОС – цеху окончательной сборки – и летной испытательной станции. В России достаточно развитая промышленность, способная локализовать полный цикл производства подобной машины.
Кроме того, в дальнейшем полученные наработки можно использовать для создания более легкого вертолета, близкого по классу к «Робинсону», и более тяжелой машины, способной конкурировать в классе AW-139.
Привлечение на российский рынок подобных компаний, в том числе с возможностью переноса и локализации производства в СЭЗ на территории РФ, позволило бы сформировать конкурентную среду и заставить грандов вертолетной мировой промышленности интенсифицировать создание местных центров компетенций, в том числе конструкторских, для снижения издержек в разработке и сборке собственных вертолетов.
Владимир Моисеев, Илья Крамник
По материалам «Lenta.ru»
Страница 418 из 724