История

Категория: О профсоюзе

Содержание материала

 

1987 – 2000 гг.

X съезд профсоюза, 14 января 1987 г.

За пять прошедших лет создано вновь 28 первичных профсоюзных организаций, количество профгрупп увеличилось на 44%, в 95% производственных бригад созданы профгруппы. Профсоюз объединил 99,8% работающих в отрасли. Созданы и активно работали 18 общественных комиссий при ЦК профсоюза Съезд постановил считать важнейшей задачей профсоюза усиление своего воздействия на развитие экономики. Повышать персональную ответственность и спрос с руководителей всех рангов за организацию бескомпромиссной борьбы за трезвый образ жизни. Развивать критику и самокритику.

V пленум ЦК профсоюза, 23 ноября 1988 г.

Пленум принял постановление "О совершенствовании структуры отраслевого профсоюза и сокращении штата аппарата профсоюза". Этим решением в регионах упразднялись областные комитеты профсоюза. Вместо них на местах создавались отраслевые советы профсоюза на общественных началах, одновременно вводился институт ответственных организаторов ЦК профсоюза в регионах. В целом по профсоюзу сокращение штатов освобожденных работников составило 25%, однако, оно не коснулось освобожденных работников первичных профсоюзных организаций.

Состоявшийся 5-6 сентября 1989 г. VI пленум ВЦСПС заявил, что в условиях дальнейшего развития производственной демократии, в соответствии с законом о государственном предприятии профсоюзные комитеты высвобождаются от непосредственной организаторской и производственно-массовой работы, связанной с хозяйственными задачами. В порядке опыта пленум разрешил формировать вышестоящие профорганы по принципу прямого делегирования, (с правом отзыва и замены). Пленум решил полностью отказаться от жесткой регламентации деятельности "первичек", предоставить "первичке" право самой определять приоритеты в своей деятельности, свою структуру, порядок формирования своих выборных органов, периодичность проведения собраний и заседаний профкома.

1990 год. В соответствии с решением XIX съезда профсоюзов СССР ВЦСПС упразднен как исчерпавший свои полномочия. Правопреемником ВЦСПС стал Совет ВКП.

XI съезд профсоюза 24-25 сентября 1990 г.

Съезд состоялся в сложных условиях, когда правительственная программа оздоровления экономики на основе перевода предприятий отрасли на полный хозрасчет и самофинансирование оказалась неэффективна. Центром была потеряна инициатива и управление. Профсоюзные комитеты в ущерб основной функции – защите экономических и социальных интересов трудящихся – стали заниматься распределительными функциями. Съезд утвердил Устав профсоюза, и переименовал профсоюз рабочих в профсоюз трудящихся авиационной промышленности.

Учредительная конференция трудящихся авиационной промышленности, работающих на предприятиях России, 11 октября 1991 г.

На конференции был создан Российский профсоюз ("Роспрофавиа"). Утвержден Устав профсоюза, в котором основными принципами деятельности провозглашены: самостоятельность первичных организаций в решении уставных задач, выборность всех профсоюзных органов снизу доверху, учет мнения меньшинства. Установлен новый порядок замены членов РК профсоюза и ревизионной комиссии. Учредительная конференция приняла решение о вступлении профсоюза в ФНПР.

I пленум РК профсоюза, 11-12 декабря 1991 г.

На пленуме были образованы пять комиссий РК профсоюза... Было предложено также признать профком на предприятии, независимо от его формы собственности, партнером и конструктивным оппонентом работодателя. Начал издаваться информационный сборник "Вестник Профавиа". Профсоюз трудящихся авиационной промышленности принят в Международную Евро-Азиатскую Федерацию профсоюзов металлистов. Коллективные договоры заключены на половине предприятий отрасли. РК профсоюза вместе с другими российскими профсоюзами принял участие в "Осенних днях единства действий".

III пленум РК профсоюза, 5 ноября 1992 г.

Участники пленума выработали единую программу действий профсоюзных комитетов по защите трудящихся, усилению гарантий их деятельности.

VI пленум РК профсоюза, 21 апреля 1994 г.

Пленум отметил, что продолжающийся спад промышленного производства, систематические задержки выплаты заработной платы создают серьезное социальное напряжение в трудовых коллективах. Ряд предприятий находятся на грани остановки, трудящиеся направляются в вынужденные отпуска с минимальной заработной платой, либо без нее. Правительство РФ не имеет программы разрешения кризиса платежеспособности в экономике России. Экономическое положение большинства предприятий не позволяет трудовым коллективам принять в коллективных договорах гарантированные обязательства на уровне, предусмотренном межотраслевым и отраслевым тарифными соглашениями.

9 июня 1994 г. была проведена единая акция протеста трудящихся авиационных предприятий с манифестациями, митингами, организацией собраний, конференций направлением требований трудовых коллективов в адрес властных структур. 21 июня в течение 3,5 часов проводилось пикетирование здания Совета Федерации, в котором приняли участие более трехсот человек, представляющих все оборонные отрасли. Требования пикетчиков: своевременная выплата зарплаты; обеспечение занятости за счет конверсии производства; отмена штрафных санкций за несвоевременные платежи в бюджет не по вине предприятий; строгое выполнение Правительством тарифного соглашения.

XII съезд профсоюза, 16-17 октября 1996 г.

Съезд принял заявления в Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Совет безопасности РФ и в средства массовой информации: "О прекращении задержек по выплате заработной платы", "Об отношении профсоюза к реформированию системы внебюджетных социальных фондов", "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ"; Обращение делегатов съезда к руководителям государства о принятии незамедлительных мер по предотвращению развала авиационной промышленности и поддержке отечественных товаропроизводителей авиационной техники. Съезд утвердил новую редакцию Устава профсоюза. В новой редакции уточнены цели, формы деятельности профсоюза, расширен раздел "первичная профсоюзная организация" с учетом принятого закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Заложены принципы свободы дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единства действий после принятия решений, обязательности выполнения решений вышестоящих органов для нижестоящих, если они приняты в рамках Устава. Получил значительное развитие раздел "Территориальные организации профсоюза".

***

С конца 80-х годов в России происходили изменения, которые стали настоящим испытанием не только для авиастроительной промышленности, но и действующего в отрасли профсоюза (впрочем, как и для всего профсоюзного движения России).

Вначале был поставлен вопрос о необходимости реформирования профсоюзного движения. И за основу предлагалось взять «западную модель». Тогда «вдруг» нашлось много ее сторонников, видящих необходимость такого развития профдвижения в «новой России». Но вскоре для многих стало понятно, что простое перенесение этой модели ничего хорошего не даст. Слишком большие расхождения были у нас и стран Запада в экономике, укладе, традициях, психологии, законодательстве.

И тогда стал ставиться вопрос «о ненужности профсоюзов» в нашем обществе, о том, что профсоюзы будут тормозить предстоящее развитие государства и экономики. Кто хорошо помнит это время, понимает, кому это было нужно и выгодно.

Из рассказа Н.К. Соловьева:

«В то время я руководил Московской городской организацией профсоюза. Имел 15-летний стаж руководящей профсоюзной работы (включая профсоюзную работу на предприятии) и понимал, что профсоюз в условиях зарождающегося в стране капитализма необходим. Его необходимо было сохранить и модернизировать под «новую модель общества» и новые, прежде всего, «производственные» отношения. И началась долгая, растянувшаяся более чем на два десятилетия модернизация профсоюза, которая проводилась большой группой профсоюзных лидеров, от работы с которыми остались самые добрые воспоминания. Это А.Ф. Бреусов, В.И. Молодцов, А.И. Мельников, Ю.В. Куканов, В.А. Чугуевский, Н.М. Ерахтина, А.П. Зуев, Т.В. Сабаева, А.А. Чудаков.

Мы начали с того, что поставили перед собой и всем активом несколько задач, которые, по нашему мнению, помогли бы сохранять профсоюз. Это, прежде всего, сохранение (исходя из наших возможностей) авиационной промышленности. А для этого – постоянное взаимодействие на всех уровнях, и, прежде всего, на федеральном, с органами законодательной и исполнительной власти. Мне, тогда уже возглавившему общероссийский профсоюз, приходилось постоянно контактировать с федеральными органами государственной власти и управления, с возобновившей свою работу военно-промышленной комиссией, с руководителями предприятий.

С благодарностью вспоминаю первого заместителя председателя Росавиакосмоса В.И. Воскобойникова, руководителя Роспрома Б.С. Алешина, бывшего в то время руководителем Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности В.И. Бабкина, заместителя председателя ВПК В.Г. Дмитриева, члена ВПК А.П. Бобрышева за внимание и поддержку тех вопросов и начинаний, с которыми я обращался к ним. Развивалась система отраслевых соглашений, которая легла в основу заключения коллективных договоров на предприятиях.

Особая роль отводилась деятельности профсоюзных организаций на предприятиях, налаживанию диалога с работодателями, использованию новых форм социального партнерства и заключению на этой основе взаимовыгодных коллективных договоров. И здесь мы использовали опыт таких руководителей, как Г.И. Джанджгава, В.В. Ливанов, Г.А. Мамаев, В.А. Салтков, которые первыми поняли всю выгоду для предприятий от такого диалога.

А когда было совсем трудно, то приходилось прибегать к силовым методам.

В частности, в 2005 году по инициативе профсоюза прошла Всероссийская акция протеста, в которой приняли участие профсоюзы оборонных отраслей промышленности. Итогом акции стало рассмотрение проблем оборонки на встрече с вице-премьером Правительства РФ А.Д. Жуковым и на заседании Российской трехсторонней комиссии. До этого в результате такой же акции Профавиа состоялась встреча представителей профсоюза с вице-премьером И.И. Клебановым.

Другими важнейшими направлениями работы стали вопросы охраны труда на предприятиях. Не секрет, что в 90-е годы прошлого века государство перестало обращать внимание на эти вопросы. В исполнительных органах государственной власти исчезли профильные службы, перестали готовить специалистов. На предприятиях данные службы заметно поредели. Понимая, что от условий труда зависит здоровье, а подчас и жизнь работника, профсоюз возглавил эту работу в отрасли. Имея полную статистику по ситуации с охраной труда, сведения по уровню травматизма, картину условий труда и создав техническую инспекцию труда, профсоюз возглавил работу по созданию нормальных условий, прежде всего обращая внимание работодателей на недостатки и требуя их устранения. Это послужило тому, что активнее стали работать профильные службы на предприятиях, вопросы улучшения условий труда стали вноситься в коллективные договоры и как результат – общеотраслевые показатели травматизма пошли на снижение.

Назову еще два важных момента в этой области: профсоюз стал инициатором разработки новых норм обеспечения спецодеждой работников предприятий и в связи с внедрением новой спецоценки условий труда взял на себя бремя контроля за ее прохождением на предприятиях, обращая внимание прежде всего на качество ее проведения и результативность.

Важнейшими в этот период для профсоюза были вопросы сохранения социальных гарантий для работников отрасли. Ведь очень многое было потеряно и прежде всего объекты для организации социальной деятельности.

Нам удалось, во-первых, общими усилиями сохранить в отрасли часть семи социальных объектов. Это и учреждения санаторно-курортного лечения и отдыха, и медицинские учреждения, и объекты общественного питания. Во-вторых, детские оздоровительные лагеря. Необдуманно была разрушена система детского отдыха. А ведь наша отрасль была здесь ведущей. Усилиями энтузиастов оздоровительные лагеря удалось сохранить и по-прежнему организовывать детский отдых на высоком уровне.

А многочисленные спортивные соревнования, культурно-досуговые мероприятия, которые проводят профорганизации предприятий, позволяют интересно и рационально организовать свободное время работников предприятий и членов их семей.

В связи с созданием интегрированных структур многое в деятельности предприятий стало зависеть от управляющих компаний, их решений и проводимой политики, в том числе в социальной сфере.

Чтобы принимаемые решения учитывали в том числе интересы трудовых коллективов, профсоюзу необходимо было наладить тесный рабочий контакт с каждой интегрированной структурой. И последние десять лет профсоюз этому уделял огромное внимание. Нам удалось заключить договор с каждой интегрированной структурой, и на их базе у нас происходит постоянный диалог по всем вопросам деятельности организаций.

Еще один аспект мы посчитали важным в тот период для всей авиационной промышленности – это объединение усилий органов управления авиационной промышленности и общественных организаций и формирований, действующих в отрасли. А это и ОАО «Авиапром», и АССАД, и Союз авиапроизводителей, и ветераны отрасли.

С учетом важности и необходимости объединения общих усилий для поддержания и дальнейшего развития отрасли была выбрана организационная форма, которая, по нашему мнению, должны была помочь объединить наши общие усилия и вырабатывать предложения и меры поддержки авиационной промышленности. Этой формой стал съезд авиапроизводителей России.

Если коротко подвести итоги деятельности профсоюза за прошедшую четверть века, то можно сделать два основных вывода.

  1. Несмотря на мрачные прогнозы, профсоюз выстоял, сохранился и определил свое место в обществе и отрасли.
  2. Развивая социальное партнерство, профсоюз в условиях социально-экономического развития сегодняшней России сформировал и решает свои и отраслевые задачи как на уровне предприятия, так и в промышленности в целом.

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ