Правительство спланировало развитие авиапромышленности

Категория: Российской авиации

Правительство РФ подготовило план развития авиационной промышленности до 2015 года. На его реализацию потребуется более 250 млрд рублей: 180 млрд заложены в федеральном бюджете, еще 70 млрд предполагается привлечь из внебюджетных источников. Помимо непосредственного изготовления и последующей сертификации летательных аппаратов, авиационных двигателей и оборудования, план предусматривает финансовую помощь предприятиям отрасли. Большинство средств перераспределятся между крупными интегрированными структурами: "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК) и подконтрольными ГК "Ростех" корпорациями.

Распоряжение о выполнении плана развития авиационной промышленности в 2013-2015 годах в рамках Государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" ранее подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев. Теперь документ должен быть размещен на сайте Минпромторга. В правительстве полагают, что исполнение плана "создаст основу для эффективного мониторинга и контроля" реализации госпрограммы. Экспертное сообщество замечает, что значительная часть мероприятий предусматривает финансовое оздоровление предприятий авиационной промышленности, а значительная часть выделяемых средств, согласно плану, пойдет на покрытие старых долгов компаний.

Осязаемый результат

Что касается непосредственно создания, испытаний, сертификации и ввода в эксплуатацию новой техники, документ предполагает, например, что к концу 2013 года должна быть сертифицирована по европейским нормам модификация самолета Бе-200. И этот шаг специалисты считают одним из самых важных и полезных из заложенных в плане.

Значительное внимание в документе уделяется перспективам проекта создания самолета МС-21. Предполагается, что также к концу текущего года будет разработана рабочая конструкторская документация (РКД) на самолет МС-21-300 с двигателями Pratt&Whitney (РКД под установку отечественных ПД-14, предполагается, должна быть готова к осени 2014 года). К концу следующего года должны быть изготовлены опытные образцы самолета для ресурсных и статических испытаний. К концу 2015 года должны появиться четыре летных образца самолета МС-21. Ранее представители ОАК и разработчика самолета МС-21 – Корпорации "Иркут" – обещали, что все работы по проекту будут выполнены в срок. Как заявлял президент "Иркута" Олег Демченко, четыре опытные машины уже запущены в работу. И три из этих четырех – летные.

В это же время правительство планирует поработать над двигателем ПД-14 разработки пермского "Авиадвигателя", которым этот самолет впоследствии планируется оснащать. Партия опытных двигателей должна быть изготовлена к декабрю 2014 года. Еще через год планируется провести наземные стендовые и летные сертификационные испытания ПД-14 и подготовить доказательную документацию для его сертификации. Ранее генеральный директор ОДК Владислав Масалов рассказывал, что в настоящее время первый образец двигателя-демонстратора технологий уже собран на пермском "Авиадвигателе" и прошел испытания. Согласно его ожиданиям, двигатель может быть поставлен на испытания в декабре текущего года, а начало летной отработки будет возможно уже к середине 2014 года. По его словам, "Авиадвигатель" уже подал заявку на сертификацию ПД-14 в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета, приступить к международной сертификации разработчик планирует до конца года. В ОДК "АвиаПорту" подтвердили, что в заявленные в документе сроки планируют уложиться.

Что касается вертолетостроения, к концу текущего года, согласно плану, планируется собрать первый опытный образец вертолета Ми-38 ОП-4 с двигателями ТВ7-117В. К сентябрю 2015 года он должен быть сертифицирован. Ранее сообщалось, что к настоящему времени третий опытный прототип этого вертолета должен быть перебазирован на летно-испытательный комплекс для проведения наземных и летных испытаний, четвертый, завершающий опытную партию, Ми-38 будет построен в конце 2013 году и полетит в 2014 году.

Предполагается также динамичное развитие проекта Ка-62: к концу текущего года запланирована постройка дополнительного летного образца вертолета, в концу следующего будут проведены летные сертификационные испытания, к сентябрю 2015 планируется разработать РКД для расширения условий эксплуатации вертолета. Программа сертификационных полетов вертолета Ка-62 была согласована еще весной 2013 года. Согласно планам компании, к концу года планируется выпустить три опытных образца. В холдинге "Вертолеты России" также подтвердили, что в установленные сроки планируют уложиться, и что выделяемого финансирования для реализации задуманного достаточно. "В документе отражено все, что мы делаем в рамках ФЦП. Когда такие программы пишутся, они, конечно, согласуются с промышленностью. Конечно, мы все успеем в сроки. О работе, которая уже проделана, мы отчитаемся на МАКСе", – сказали "АвиаПорту" в "Вертолетах России".

Электронный рай

Большие планы у правительства на создание и сертификацию интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). К концу текущего года планируется построить и начать испытания первых образцов, к концу следующего – провести сертификационные испытания и получить одобрение МАК, к концу 2015 – подготовить доказательную документацию для сертификации по нормам EASA. Комплекс создается силами принадлежащей ГК "Ростех" структуры – концерна "Радиоэлектронное оборудование" (КРЭТ). Входящий в КРЭТ "Авиаприбор-холдинг" в апреле этого года подписал с Минпромторгом контракт на изготовление опытных образцов аппаратуры для интегрированного комплекса бортового оборудования на основе модульной авионики (ИКБО ИМА). В КРЭТ говорят, что в настоящее время изготавливаются образцы оборудования, а также стенды для его отладки. "ИКБО ИМА будет поставляться в том числе для перспективного российского самолета МС-21. Кроме того, планируется предложить ОАО "ОАК" поставку разработанного оборудования для многоцелевого транспортного самолета MTA, Sukhoi Superjet NG, а "Вертолетам России" – для перспективных скоростного и легкого вертолетов", – объяснили "АвиаПорту" в холдинге.

Серийное производство БРЭО планируется начать в 2016-2017 годах. Доля отечественного БРЭО в перспективных воздушных судах к этому времени будет составлять около 50% в денежном выражении. По предварительным оценкам, это будет приносить российским производителям 17-18 млрд рублей. Важность международной сертификации оборудования в холдинге объясняют интересом со стороны иностранных заказчиков: "Оборудование спроектировано с учетом требований международных стандартов и может устанавливаться на иностранные воздушные суда. К ряду разрабатываемых систем и приборов уже проявляют интерес зарубежные компании. Речь идет, в частности, о системах технического зрения, навигационных средствах, интеллектуальных индикаторах и кабинных пультах", – говорит представитель компании.

Маленькие, но много

Вместе с четко означенными и понятными планами, в документе описаны также некоторые менее конкретизированные идеи, вроде создания опытного образца-демонстратора самолета для местных воздушных линий в двух вариантах "многоцелевого вместимостью до 15-19 мест" и "скоростного вместимостью до 19 мест". По оценкам некоторых экспертов, попытка создания в России новых типов самолетов, в то время как сохраняются проблемы с SSJ-100 и не реализован проект МС-21, не рационально. Тем более, согласно мировой практике, продажи самолетов для местных авиаперевозок должны быть "оптовыми". Так, например, по оценкам компании Beechcraft, создавшей серию турбовинтовых самолетов разной вместимости King Air, чтобы проект самолета для местных воздушных линий вышел на окупаемость, необходимо продавать в год более 300 машин. С учетом обширных планов по локализации в России производства самолетов такого типа зарубежных производителей, целесообразность создания еще одной модели остается под вопросом.

Развитие в долг

В любом случае, это только одна часть плана. Вторая, не менее масштабная, подразумевает непосредственное влияние на финансовое состояние авиастроительных компаний: ОАК и некоторых предприятий "Оборонпрома". В частности, уже проведена реструктуризация кредитных обязательств "НПО "Сатурн". В 2014-2015 годах предполагается компенсировать компании часть затрат по уплате процентов по кредиту, который "Вшешэкономбанк" привлекал для реструктуризации. Предусмотрено финансирование на реализацию инвестиционной программы производства двигателей SaM-146 в этом и следующем годах, а также на снижение стартовых убытков компании по продажам этих двигателей в 2014 году. Для ОАК предусмотрена компенсация затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для реструктуризации задолженности с предоставлением госгарантий в 2010 году. Предполагается также снижение финансовой нагрузки на "Оборонпром" по обслуживанию облигационных займов, привлеченных для развития программы создания двигателей ПД-14.

"Большая часть плана так или иначе связана с компенсацией затрат на финансирование прежних долгов. Это опасно: в условиях очень ограниченного масштаба производства кредитные деньги "вымывают" собственный капитал. По сути, государство за счет средств на развитие промышленности компенсирует прежние её потери и затраты", – комментирует документ заместитель гендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.

Всего план подразумевает финансирование в объеме 254 млрд 70 млн 579,25 тыс. рублей. Из них 182 млрд 58 млн 875,50 тыс. рублей заложены в бюджете, привлечь планируется 72 млн 11 тыс. 703,75 рублей. Предполагается, что суммарный объем финансирования госпрограммы до 2025 года составит 1 трлн 705 млрд 510 млн 537 тыс. рублей, из которых на федеральный бюджет приходится 1 трлн 207 млрд 683 млн 191 тыс. рублей, а на внебюджетные источники – 497 млрд 827 млн 346 тыс. рублей.

Источник: информационный портал «АвиаПорт.Ru»

Контактная информация

Адрес ЦК профсоюза:

г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5

Факс: 8 (495) 938-81-07
E-mail: info@profavia.ru

Приемная председателя профсоюза:
тел.: 8 (495) 938-81-07

 

ПОЛИТИКА ОБРАБОТКИ
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ