Авиастроение России: лучшие из лучших – год 2020-й

Категория: Основные

Организационный комитет конкурса «Авиастроитель года» отметил наиболее яркие достижения по итогам работы авиастроительной отрасли России в 2020 году. Рассмотрены десятки конкурсных работ ведущих предприятий, научных организаций и авторских коллективов России.

Спектр номинаций – от КБ года до подготовки будущих кадров отрасли.

«Авиастроитель года»

Целями и задачами конкурса на соискание премии «Авиастроитель года» являются развитие системы общественного стимулирования коллективов корпораций, предприятий авиационной промышленности, учреждений, ассоциаций и других объединений, а также обществ, организаций и отдельных физических лиц, добившихся выдающихся результатов в научной, производственной и социальной сферах в области авиастроения и внесших весомый вклад в развитие отрасли.

Конкурс проводится с 2011 г. В конкурсе за прошедшие 10 лет приняли участие 380 предприятий и организаций авиационной промышленности. Экспертным советом рассмотрено более 1100 работ. Организационным комитетом лауреатами признавались 45 организаций, дипломантами – 116. В конкурсе по итогам 2020 года приняли участие 113 предприятий. За это время Экспертный совет рассмотрел множество уникальных работ от специалистов авиационной промышленности, а лучшие из них отмечены наградами. Учредителями конкурса являются АО АКБ «НОВИКОМБАНК», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Вертолеты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского», Союз авиапроизводителей России.

Для проведения конкурса были созданы Организационный комитет и Экспертный совет. Председатель Оргкомитета утверждается Наблюдательным советом Союза авиапроизводителей России. В состав Организационного комитета конкурса входят такие видные деятели отечественной авиационной промышленности, как академик РАН, президент Союза авиапроизводителей России Борис Алешин, генеральный директор АО «ОДК» Александр Артюхов, генеральный директор АО «Вертолеты России» Николай Колесов, генеральный директор Союза авиапроизводителей России Евгений Горбунов, председатель НТС ГК «Ростех», председатель НТС Роскосмоса Юрий Коптев, генеральный конструктор АО «Камов» Сергей Михеев, генеральный директор АО «Технодинамика» Игорь Насенков, ректор МАИ Михаил Погосян, индустриальный директор авиационного кластера ГК «Ростех» Анатолий Сердюков, генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Алексей Тихомиров, президент АССАД Виктор Чуйко и другие.

Конкурс «Авиастроитель года» проводится в следующих номинациях: номинация № 1 «Лучший инновационный проект»; номинация № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий»; номинация № 3 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений»; номинация № 4 «За создание новой технологии»; номинация № 5 «За вклад в обеспечение обороноспособности страны»; номинация № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения»; номинация № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)»; номинация № 8 «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении»; номинация № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства»; номинация № 10 «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства». Кроме того, есть особая номинация – «За личный вклад в развитие авиационной промышленности». В первые, Знаком Дипломанта конкурса были награждены члены авторских коллективов, исполнители работ, за которые были присуждены награды организациям.

Лучшие в сфере инноваций

В номинации «Лучший инновационный проект» было рассмотрено 18 работ, по результатам голосования членов Экспертного совета лауреатом конкурса был признан авторский коллектив АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (АО «РПКБ») (Московская обл., г. Раменское) с проектом «Инновационные разработки бортовых геоинформационных систем для летательных аппаратов».

Целью работы АО «РПКБ» было повышение эффективности решения задач навигации, управления летательными аппаратами и индикации пространственной обстановки за счет использования унифицированных бортовых геоинформационных систем (БГИС). Развитие отечественный электронной элементной базы позволило в настоящее время АО «РПКБ» сделать существенный рывок в развитии БГИС, повысив качество уже реализованных режимов, а также предложив инновации, заключающиеся в расширении функциональных возможностей и использовании технологии искусственного интеллекта при решении задач БГИС. АО «РПКБ» предложена методология разработки БГИС, заключающаяся в использовании унифицированных аппаратных модулей и функционального программного обеспечения (ФПО), представляющего собой набор выбираемых заказчиком опциональных приложений. Благодаря такому гибкому подходу БГИС может устанавливаться как на пилотируемые ЛА (самолеты и вертолеты), так и на беспилотные ЛА, минимизируя стоимость, сроки и риски проведения модернизации.

Дипломантом стало ФГУП «Центральный аэрогидродинамическ ий институт имени профессора Н.Е. Жуковского» (г. Жуковский) с работой «Технология аэродинамического и акустического проектирования несущего винта вертолета».

Диплом получил также Филиал АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (г. Комсомольск-на-Амуре) за работу «Внедрение серийной технологии нанесения радиопоглощающих покрытий на планер самолета пятого поколения Су-57 с целью снижения радиолокационной заметности».

Развитие кадров – вклад предприятий

В номинации № 2 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди предприятий» было рассмотрено 12 работ. Лауреатом конкурса была признана Госкорпорация Ростех (г. Москва) за проект «Программа подготовки нового поколения инженеров «Крылья Ростеха» (на примере авиационного комплекса корпорации»).

Среди аспектов программы «Крылья Ростеха» – предоставление вузам детального прогноза требуемых знаний, навыков и умений выпускников; включение требований работодателей в профили образовательных программ; развитие экспертизы по прогнозированию потребностей в кадрах и формированию профилей выпускников и студентов; формирование целевой модели взаимодействия с опорным вузом – Московским авиационным институтом (МАИ).

В 2020 году от холдингов Ростеха АО «ОДК», ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» в восемь вузов в восьми регионах России поступили более 140 студентов. 

Дипломанты в номинации – АО «Компания «Сухой» (г. Москва) с работой «Система управления техническими компетенциями как основа комплексной подготовки специалистов в условиях современного развития авиационной отрасли» и Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» (г. Москва) с проектом «Марафон личностного роста – развитие приоритетных для предприятия компетенций молодых специалистов отрасли».

Кадры – вклад учебных заведений

В номинации № 3 «За подготовку нового поколения специалистов авиастроительной отрасли среди учебных заведений» на конкурсе было рассмотрено 5 работ. Лауреатом стало ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет» с работой «Целевые образовательные программы подготовки нового поколения для авиастроительной отрасли».

МАИ реализует комплексные программы сотрудничества с ведущими высокотехнологичными авиастроительными компаниями, входящими в структуру ГК «Ростех» (ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолёты России», АО «Технодинамика) и ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», включающие подготовку инженерных и управленческих кадров, проведение передовых научных исследований, реализацию программ дополнительного профессионального образования по перспективным направлениям развития технологий. Деятельность университета, как отмечается в презентации к конкурсу, обеспечивает уникальную подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий высокотехнологичных систем, в том числе в области авиастроения, от проектирования до реализации отдельных производств. МАИ является одним из лидеров среди технических вузов России по количеству приёма: общий план набора на бюджетные места в 2020 году составил более 3630 человек (на программы бакалавриата – 1830+ чел., магистратуры – 900+ чел., специалитета – 890+ чел.), в том числе в интересах авиастроительной отрасли – более 1400 чел.

Комплексная система работы как с работодателем, так и непосредственно с самими студентами для подготовки целевых кадров нового поколения включает в себя совместную работу с заказчиками по формированию количественного и качественного кадрового прогноза, в котором отражены требования к компетенциям выпускников – будущих сотрудников заказчика. В соответствии с требованиями работодателя формируются индивидуальные образовательные траектории, которые позволяют набрать необходимые компетенции студентам. Также для развития перспективных компетенций студентов и их адаптации к системе работодателя необходимо их встраивание, в качестве участников в реальные проекты корпораций, что позволяют сделать стажировки и практики на базе предприятий и центров компетенций университета, а также программы Школы управления, Школы сервиса и Lean – Школы МАИ.

В МАИ создана новая среда по взаимодействию с высокотехнологичными корпорациями–партнерами в целях подготовки нового поколения кадров – лидеров прогрессивных изменений в авиационной индустрии. На базе МАИ работодатель-заказчик может спрогнозировать свою потребность в персонале, привнести свои требования к профессиональным компетенциям своих будущих сотрудников, а университет интегрирует данные требования во все виды подготовки студентов, используя современные методы и формы образования, а также помогает найти мотивированных и талантливых студентов, которые могут осознать свою образовательную, профессиональную и карьерную траекторию, отмечается в презентации МАИ.

В 2018 г. МАИ впервые вошёл в World University Ranking – ежегодный рейтинг лучших университетов мира, публикуемый британским агентством Times Higher Education (THE). Кроме того, МАИ вошёл в предметные рейтинги THE лучших университетов мира по направлениям «Инженерные науки и технологии» и «Физика». В 2021 г. университет также впервые вошёл в рейтинг лучших мировых университетов QS в области машиностроения и аэрокосмической инженерии. В ведущем рейтинге вузов России МАИ демонстрирует стабильную положительную динамику – за последние 5 лет МАИ поднялся с 32 на 21 позицию.

Дипломы в номинации получили ГБПОУ «Московский колледж бизнес-технологий» (ГБПОУ КБТ) за работу «Многопрофильный многофункциональный образовательный проект по подготовке кадров для беспилотной авиации» и ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет» Филиал «Взлет» МАИ за работу «Лаборатория моделирования процессов функционирования авиационных комплексов (ЛМПФ АК)».

Технологии будущего

В номинации № 4 «За создание новой технологии» было рассмотрено 22 работы, лауреатом конкурса стал авторский коллектив ПАО «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) с работой «Разработка широкохордной лопатки вентилятора из ПКМ методом 3D ткачества».

Ранее сообщалось, что Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех в ходе создания двигателя ПД-35 работает над изготовлением рабочей лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов с использованием препреговой технологии и 3D-ткачества. С целью снижения рисков в ОДК, как сообщала корпорация, было принято решение об отработке двух технологических направлений: послойной выкладки препрега, который представляет собой композитный материал-полуфабрикат, в пресс-форму с последующей полимеризацией в автоклаве (препреговая технология) и формирования трехмерного тканого армирующего каркаса с последующей пропиткой под давлением в пресс-форме и полимеризацией (технология 3D-ткачества). Новая технология отрабатывается в размерности двигателя ПД-14 (лопатка размера – 750 мм, а не 1250 мм).

Применение в конструкции двигателя широкохордных рабочих лопаток вентилятора из полимерных композиционных материалов является необходимым условием для реализации программы ПД-35. Технология создания полимерных композиционных лопаток является критической – относящейся к наиболее перспективным направлениям исследований и отвечающей предельно высоким требованиям к качеству и эффективности, без освоения которой не удастся обеспечить достижение целевых конкурентоспособных характеристик разрабатываемого двигателя.

Дипломантами стали АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) с проектом «Технология автоматизированного проведения полного цикла испытаний современных систем управления ГТД» и АО «Опытно-конструкторское бюро «Аэрокосмические системы» (г. Дубна) с работой «Разработка технологии сборки летательных аппаратов с применением модульного построения».

Ради обороноспособности России

В номинации № 5 «За вклад в обеспечение обороноспособности страны» было рассмотрено 10 работ. Лауреатом конкурса был признан Филиал АО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (г. Комсомольск-на Амуре) с работой «Организация серийного производства самолета Пятого поколения Су-57»

Су-57 – многофункциональный истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П.О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА)». Это самый современный многофункциональный истребитель, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных и надводных целей противника с преодолением систем ПВО, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, а также разрушения системы управления действиями авиации противника. Самолёт полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметен, обладает сверхзвуковой крейсерской скоростью, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащён передовой электроникой, многофункционален.

Дипломанты в номинации – ПАО «ОДК-Кузнецов» (г. Самара) с проектом «Постановка на серийное производство авиационного двигателя НК-32 серии 02» и ПАО «Московский институт электромеханики и автоматики» (ПАО «МИЭА») с работой «Разработка бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-СП-2М».

Авиационные системы и агрегаты

В номинации № 6 «За успехи в создании систем и агрегатов для авиастроения» было рассмотрено 20 работ. Признать лауреатом конкурса эксперты решили АО «Кронштадт» (г. Санкт-Петербург) за проект «Электроимпульсная система для удаления льдообразований с обшивки агрегатов крупноразмерного беспилотного летательного аппарата, изготовленного из композиционных материалов».

Впервые в отечественной авиационной промышленности разработана электроимпульсная система, применимая для защиты от обледенения тонкостенных конструкций планера летательных аппаратов, изготовленных из полимерных композиционных материалов. Новизна применяемого технического решения, как отмечается в презентации работы, состоит в том, в отличие от традиционного подхода к реализации ЭИ ПОС, в котором индукторы взаимодействуют непосредственно с обшивкой поверхности летательного аппарата, в предложенном решении индукторы установлены парами и взаимодействуют друг с другом (токи, магнитные поля, магнитные потоки возникают в и между двумя индукторами).

Дипломы получил АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт» за проекты «Комплекс средств радиоэлектронного противодействия ИА КС РЭП» и «Разработка вертолетного комплекса радиоэлектронной борьбы (ВК РЭБ) «Рычаг-АВ» с входящим в его состав изделием Л187А».

Лучшее конструкторское бюро

В номинации № 7 «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов (ОКБ года)» было рассмотрено 5 работ, лауреатом стало АО «ОДК-Климов» (г. Санкт-Петербург) с работой «Разработка двигателя ВК-650В».

Целью проекта является создание высокоэффективного турбовального газотурбинного двигателя со свободной турбиной для применения на вертолетах класса Ка-226Т и АНСАТ-У, а также других многоцелевых вертолетах, как в двухдвигательной, так и в однодвигательной модификациях.

Двигатель ВК-500В, как отмечается в презентации предприятия, является новой разработкой АО «ОДК-Климов», и воплощает в себе все новейшие технические решения и тенденции мирового и отечественного авиадвигателестроения. По техническим характеристикам он находится на уровне лучших образцов в своём классе мощности. При проектировании двигателя основной задачей было создание простого по конструкции, надёжного и относительно недорогого двигателя, имеющего минимальную стоимость жизненного цикла, а в составе вертолёта обеспечивающего минимальную стоимость лётного часа. Двигатель ВК-650В имеет мощность на взлетном режиме 650 л.с.

Предусмотрена возможность создания модификации двигателя ВК-650В с выводом мощности назад для применения на иных типах вертолетов, а также создания на базе ВК-650В турбовинтового двигателя благодаря организации вывода мощности вперед.

Дипломантами стали АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» с работой «Разработка пилотажного комплекса вертолёта ПКВ-8-35 для вертолёта типа Ми-24П/Ми-35П» и ПАО «Московский институт электромеханики и автоматики» с проектом «Модернизация авионики самолета Ил-96-400М в части вычислительной системы управления полетом и вычислительной системы управления тягой».

Совершенствование нормативной базы

В номинации № 8 «За вклад в разработку нормативной базы в авиации и авиастроении» было рассмотрено 4 работы. Лауреатом конкурса ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва) с проектами «Разработка национальных стандартов ГОСТ Р»: «ГОСТ Р 58990-2020 «Турбины авиационных газотурбинных двигателей. Методика расчета характеристик турбины на среднем диаметре», «ГОСТ Р 58991-2020 «Аппараты турбин сопловые. Методы определения пропускной способности», «ГОСТ Р 58997-2020 «Лопатки турбин. Метод определения газодинамических характеристик прямых решеток лопаток турбин на стенде» и «ГОСТ Р 58998-2020 «Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин. Термины и определения».

ЦИАМ, как отмечает институт в презентации к конкурсу, успешно сочетает фундаментальные научные исследования с практикой участия в разработке с предприятиями отрасли перспективных авиационных двигателей, их узлов и систем. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии Института и проходили доводку на его стендах. В ЦИАМ ведутся работы по созданию опережающего научно-технического задела для авиационных, морских и стационарных двигателей, разработке новых горюче-смазочных материалов, исследования в области возобновляемых источников энергии, в том числе водородной энергетики, проводятся уникальные высотные и климатические испытания авиационных и аэрокосмических двигателей, ведутся работы по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения.

Институт обладает крупнейшим в Европе уникальным комплексом для наземных и высотных испытаний двигателей, их узлов и систем. Все виды испытаний натурных двигателей, их узлов и систем можно проводить на его стендах. Наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены в России только на стендах Научно-испытательного центра (НИЦ) ЦИАМ. В ЦИАМ работают ведущие специалисты в области авиадвигателестроения. Многие из них являются членами ряда международных научных организаций, принимают активное участие в работе международных авиационных обществ и научных форумов. Труды видных ученых ЦИАМ, руководителей научных школ известны в стране и за рубежом.

Дипломантами стали АО «Вертолеты России» с проектом «ГОСТ Р 58876-2020 «Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Требования» и ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» с работами «Разработка проектов нац. станд. ГОСТ Р» «ГОСТ Р 58992-2020 «Материалы для авиационных газотурбинных двигателей. Методы испытаний на усталость при повышенных температурах» и «ГОСТ Р 58999-2020 «Лопатки газотурбинных двигателей. Периодические испытания на усталость». ГОСТ Р 59001-2020 «Двигатели газотурбинные». Методы расчета пределов выносливости деталей».

Диверсификация

В номинации № 9 «За успехи в развитии диверсификации производства» было рассмотрено 11 работ. Лауреатом конкурса в номинации эксперты признали ПАО «НПО «Наука» (г. Москва) с проектом «Источники автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС на базе свободнопоршневого двигателя».

Источник автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС – высокоэффективная, бесшумная, экологически чистая энергетическая система, предназначенная для автономного энергоснабжения удаленных объектов в отсутствие централизованного электро- и теплоснабжения. Применение в промышленных установках ЭВОГРЕСС двигателя Стирлинга наряду с другими инновационными техническими решениями обеспечивает длительный срок службы (более 20 лет), высокую эффективность (до 85% при работе в когенерационном режиме) и позволяет безопасно эксплуатировать их без присутствия персонала. Источники автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС компактны и просты в установке, имеют модульное построение и могут масштабироваться в зависимости от потребности в электроэнергии.

Источники автономного энергообеспечения ЭВОГРЕСС позволяют создавать интеллектуальные локальные энергетические микросети (Smart Grid), в том числе с применением других источников генерации (например, ВИЭ), адаптированные к условиям объектов, где необходимая генерируемая мощность определяется исходя из среднего потребления электроэнергии, при этом мощность и длительность пиковых нагрузок компенсируются за счет мощности инвертора и емкости накопителя электроэнергии.

Дипломантами стали Луховицкий авиационный завод имени П.А. Воронина – филиал АО «РСК «МиГ» с проектом «Создание и сертификация Центра технического обслуживания и ремонта воздушных судов гражданской авиации» и ПАО «ОДК-Сатурн» (г. Рыбинск) с работой «Разработка и внедрение системы подготовки специальных процессов к аккредитации NADCAP с целью развития международной кооперации в области гражданского авиадвигателестроения».

Послепродажное обслуживание

В номинации № 10 «За эффективную систему послепродажного обслуживания авиационной техники российского производства» эксперты конкурса «Авиастроитель года» рассмотрели 6 работ. Лауреатом конкурса стало АО «ОДК-Авиадвигатель» (г. Пермь) с проектом «Разработка и внедрение перспективной технологии восстановления торца пера рабочей лопатки первой ступени ТВД из сплава ЖС32-ВИ методом лазерной порошковой наплавки».

Цель работы – увеличение жизненного цикла рабочих лопаток первой ступени из жаропрочного никелевого сплава ЖС32-ВИ после капитального ремонта газотурбинного двигателя до 100 тыс. часов с применением технологии лазерной порошковой наплавки отечественными материалами. АО «ОДК-Авиадвигатель» проведены успешные предъявительские испытания в составе партионного двигателя. Разработан технологический процесс восстановительного ремонта рабочих лопаток первой ступени турбины высокого давления. В 2018 году технология восстановления рабочих лопаток первой ступени турбины высокого давления из сплава ЖС32-ВИ была внедрена в ремонтную конструкторскую документацию АО «ОДК-Пермские моторы». Аналоги вновь разработанной технологии в России отсутствуют.

Дипломантами в номинации стали АО «НПП «Аэросила» с работой «Информационно-аналитическая система сопровождения технической эксплуатации ИАС «АЭРОСИЛА» и АО «Опытно-конструкторское бюро «Аэрокосмические системы» (г. Дубна) с проектом «Разработка и постановка на производство трубопроводных систем самолетов МС-21 и SSJ-100, базирующихся на радиальном обжиме соединительных фитингов».

За личный вклад

Помимо всех вышеперечисленных номинаций была присуждена и отдельная номинация – «За личный вклад в развитие авиационной промышленности». За выдающийся вклад в развитие авиационной промышленности Российской Федерации и в связи с 90-летием награда была присуждена Виктору Михайловичу Чуйко, Президенту Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД).

Главная задача АССАД – это сохранение и преумножение лучших традиций отечественных конструкторских и технологических школ. За тридцатилетний срок в нее входили более сотни организаций, включая практически все крупнейшие и наиболее авторитетные мировые авиамоторостроительные фирмы. Союз первым предложил разработать «Федеральную целевую программу возрождения отечественного авиастроения до 2020 года» с разделом «Двигателестроение» с опережающими темпами разработки двигателей. 

Виктор Михайлович Чуйко, который со дня образования Союза авиационного двигателестроения является Президентом, председателем правления и генеральным директором организации – профессор, действительный член Академии наук Авиации и Воздухоплавания, заместитель министра авиационной промышленности СССР по двигателестроению (1984–1991 гг.), лауреат премии Совета министров СССР, премии правительства РФ и Государственной премии Украинской ССР в области науки и техники. 

Среди направлений работы АССАД сегодня – это проведение научно-технических советов, маркетинговый анализ, анализ надежности авиационных двигателей, проведение экспертиз цен на изделия, издательская деятельность и т.д.

Журнал «Крылья Родины


Председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности А.В. Тихомиров вручил дипломы конкурса заместителю директора ОКБ «Сухого» – директору по проектированию АО «Компания «Сухой» Е.П. Савельевскому, ведущему специалисту учебного центра – председателю молодежного объединения производственного комплекса «Салют» К.В. Шиголиной, директору по управлению персоналом ГК «Ростех» Ю.Д. Цветковой.